ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2008 года N 1105


О внесении изменений в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 45, ст. 4265; 2005, N 39, ст. 3951; 2007, N 31, ст. 4091; 2008, N 4, ст. 262).



Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2008 года N 1105

     

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"

Подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" изложить в следующей редакции:     

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2005 года N 560
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2008 года N 1105
)

     

ПОДПРОГРАММА
"Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"


ПАСПОРТ
подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"


Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"

Основание для принятия решения о разработке подпрограммы

-

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 30

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственный заказчик подпрограммы

-

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

Основной разработчик подпрограммы

-

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

Цели и задачи подпрограммы

-

создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости; совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;

развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;

сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости;

создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе интернет- и интранет-технологий

Важнейшие индикаторы и показатели

-

создание государственного кадастра недвижимости в кадастровых округах Российской Федерации;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

ежегодный рост поступлений, полученных от уплаты государственной пошлины за осуществление кадастрового учета земельных участков и предоставления кадастровых сведений (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года);

количество кадастровых округов, в которых завершены работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости;

соотношение площади территории Российской Федерации, на которой создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости, и общей площади территории Российской Федерации; доля территории Российской Федерации, на которой актуализированы результаты государственной кадастровой оценки земель;

доля территории Российской Федерации, на которой проведена массовая оценка объектов капитального строительства;

количество обращений организаций и граждан по вопросам государственного кадастрового учета и предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости посредством портальных услуг;

количество обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления служебных каталогов, справочных и аналитических сведений об объектах кадастрового учета из государственного кадастра недвижимости

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

2006-2011 годы, в том числе:

I этап - 2006-2007 годы;

II этап - 2008-2009 годы;

III этап - 2010-2011 годы

Объем и источники финансирования подпрограммы

-

на 2006-2011 годы - 52130,76 млн.рублей,
в том числе
средства федерального бюджета - 42130,76 млн.рублей,
средства Международного банка реконструкции и развития - 2506,58 млн.рублей, из них:

на 2006 год - 3725,82 млн.рублей,
в том числе средства Международного банка реконструкции и развития -711,27 млн.рублей;

на 2007 год - 7368,14 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 1137,88 млн.рублей;

на 2008 год - 8922,81 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 380,01 млн.рублей;

на 2009 год - 10218,57 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 261,82 млн.рублей;

на 2010 год - 6534,08 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 15,6 млн.рублей;

на 2011 год - 5361,34 млн.рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 10000 млн.рублей, из них:

на 2006 год - 782,04 млн.рублей;
на 2007 год - 654,3 млн.рублей;
на 2008 год - 2961,32 млн.рублей;
на 2009 год - 1609,91 млн.рублей;
на 2010 год - 2560,82 млн.рублей;
на 2011 год - 1431,61 млн.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

создание нормативно-правовой и методологической базы по государственному кадастровому учету и кадастровой оценке объектов недвижимости;

создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории Российской Федерации, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости;

организация доступа к государственному кадастру недвижимости органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан;

обучение специалистов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему организаций;

формирование налоговой базы для сбора земельного и имущественных налогов

     

I. Характеристика проблемы и возможные варианты ее решения


Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" (далее - подпрограмма) направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров. В то же время правовая основа для объединения учета земли и иной недвижимости определена Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения данных, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

В настоящее время только 7,7 процента дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости необходимо провести инвентаризацию и ввести в государственный кадастр недвижимости сведения о более чем 42 млн. земельных участков и 70 млн. иных объектов недвижимости.

Отсутствие современной цифровой картографической основы и адресных цифровых планов при проведении государственного кадастрового учета недвижимости создает проблемы с определением географического положения и согласованием границ земельных участков и объектов недвижимости, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

Указанные недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.

Другой важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Следующим шагом должно стать реформирование действующих налогов на имущество физических и юридических лиц и введение единого налога на недвижимость.

Решение этой задачи невозможно без создания государственного кадастра недвижимости, содержащего сведения обо всех объектах недвижимости, облагаемых имущественными налогами.

Возможны 2 варианта создания государственного кадастра недвижимости.

Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту.

Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:

объединение данных обо всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;

построение действенной системы контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;

организационно-технологическое разделение мест непосредственной работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации имеет следующие недостатки:

нерешенность задачи повышения эффективности выполнения на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных функций Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;

отсутствие возможности передачи информации в Федеральную налоговую службу в целях ее оперативного использования для прогнозно-аналитических и контрольных функций налоговых органов;

потребность в дополнительных затратах на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов и сложность предоставления сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;

зависимость развития государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени от экономического состояния региона и, как следствие, - разные темпы развития кадастровых информационных систем регионов и различие в технических возможностях.

Вторым вариантом является создание и ведение государственного кадастра недвижимости на федеральном уровне.

Этот вариант исключает возможность ведения двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

Положительным в этом варианте является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.

Интеграция на федеральном уровне актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность оперативной передачи ее в Федеральную налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, но и налоговых органов. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.

Следует отметить, что реализация этого варианта предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, однако его применение будет компенсироваться положительным эффектом.

При разработке подпрограммы за основу принят второй вариант.

II. Основные цели и задачи подпрограммы, а также этапы ее реализации


Основными целями подпрограммы являются:

создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, используемого в целях налогообложения;

совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Основными задачами подпрограммы являются:

создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»