УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О государственных гарантиях права
граждан России на участие в приватизации
(с изменениями на 21 октября 2002 года)
__________________________________________________________________________
Фактически не применяется. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября
1992 года N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации"
утратил силу с 29 марта 2003 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 года N 1209 (вступил в силу с 1 июля 2002 года).
____________________________________________________________________
В целях защиты прав российских граждан (как работающих на предприятиях, так и не занятых в производственной сфере) на приобретение в собственность государственного и муниципального имущества путем обеспечения достаточного предложения приватизируемого имущества и акций приватизируемых предприятий для продажи за приватизационные чеки и во исполнение постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 5 декабря 1992 года "О ходе экономической реформы в Российской Федерации" постановляю:
1. Установить, что не менее 29 процентов акций всех акционерных обществ, создаваемых в порядке преобразования государственных предприятий, подлежат продаже исключительно на специализированных чековых аукционах не позднее чем в 3-месячный срок с момента преобразования.
Не допускаются принятие решений о приватизации и заключение сделок приватизации, противоречащих требованиям Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации".
В случае внесения контрольных пакетов акций каких-либо создаваемых акционерных обществ в порядке оплаты уставного капитала других акционерных обществ (холдинговых компаний) соблюдение вышеуказанных требований обеспечивается путем продажи эквивалентного (по номинальной стоимости) количества акций последних исключительно на специализированных чековых аукционах.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в месячный срок обеспечить внесение комитетами по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующих положений в планы приватизации предприятий и их передачу в соответствующие фонды имущества и Финансовые органы по месту регистрации планов приватизации (проспектов эмиссии).
Председателю Российского фонда федерального имущества обеспечить продажу Фондами имущества, которым предоставлено такое право, находящихся в Федеральной собственности (в том числе ранее не проданных) акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах в соответствии с утвержденными планами приватизации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, с учетом мнения соответствующих министерств и ведомств, в месячный срок разработать и представить на утверждение Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
критерии, обеспечивающие однозначное отнесение государственных предприятий к группам, на которые распространяются ограничения на приватизацию, установленные разделами 2.1, 2.2 и 2.3 Государственной программы приватизации, и предусматривающие общее сокращение числа таких предприятий;
условия, при которых допускается принятие решений о закреплении в государственной собственности каких-либо пакетов акций, а также о выпуске "Золотой акции" при преобразовании предприятий в акционерные общества;
порядок представления (на контрактной основе) должностными лицами государственного управления интересов государственного управления интересов государства в советах директоров вышеуказанных акционерных обществ.
При принятии решений о приватизации исходить из того, что наличие оборонного государственного заказа, не превышающего 30 процентов общего объема реализуемой предприятием продукции, а также обязанностей предприятия по мобилизационной подготовке, охране государственных тайн, обеспечению безопасного ведения работ не является основанием для закрепления в Федеральной собственности каких-либо пакетов акций при его преобразовании в акционерное общество.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом обеспечить включение в планы приватизации предприятий, несущих перечисленные обязанности, положений, обеспечивающих их сохранение.
3. В целях исключения дискриминации граждан при участии в приватизации при сохранении гарантированных законодательством Российской Федерации льгот членам трудовых коллективов установить, что при приватизации начальная цена предприятия, величина уставного капитала создаваемого акционерного общества определяются в порядке, установленном указами Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 и от 1 июля 1992 года N 721 без учета результатов переоценки основных фондов (средств) произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 595.
4. Государственные предприятия, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года балансовую стоимость основных фондов не менее 1 млн. рублей, до 1 июня 1993 года могут по решению их трудовых коллективов быть преобразованы в акционерные общества открытого типа в порядке, установленном указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 и от 14 октября 1992 года N 1228.
В случаях непредставления до 1 июня 1993 года предприятиями, подлежащими обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа в соответствии с упомянутыми указами (за исключением предприятий, на которые ранее были распространены ограничения раздела 2.1. Государственной программы приватизации), необходимых документов, соответствующие министерства, ведомства, комитеты по управлению имуществом вправе в установленном порядке принимать решение о расторжении ранее заключенных контрактов с их руководителями.
В этих случаях преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в установленном порядке по инициативе соответствующего комитета по управлению имуществом с предоставлением членам их трудовых коллективов льгот по варианту 1, предусмотренному пунктом 5.4. Государственной программы приватизации.
5. Установить, что предприятия торговли общественного питания, бытового обслуживания, грузового автомобильного транспорта, подлежащее обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, должны быть независимо от ведомственной принадлежности приватизированы до 1 августа 1993 года.
Комитеты по управлению имуществом обязаны в месячный срок с момента введения в действие настоящего Указа опубликовать в средствах массовой информации перечень таких предприятий и объектов с одновременным направлением этих перечней в финансовые органы, налоговые инспекции по месту регистрации предприятий. Планы приватизации предприятий, вошедших в указанные перечни, подлежат утверждению в 2-месячный срок с момента публикации перечней.
Руководители или трудовые коллективы указанных предприятий вправе в месячный срок с момента опубликования перечня представить в соответствующие комитеты по управлению имуществом подготовленные проекты планов приватизации и акты оценки имущества предприятий. Согласование и рассмотрение разногласий по планам приватизации осуществляются комитетом по управлению имуществом в месячный срок со дня их представления.
При непредставлении указанных документов в установленный срок комитет по управлению имуществом обязан в течение 2 недель самостоятельно принять решение о продаже предприятия на коммерческом конкурсе, условиях и сроках продажи, установить начальную цену предприятия по специальной методике, утверждаемой в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации". При этом составление баланса не требуется. Иные способы приватизации в указанных случаях не допускаются.
6. При продаже предприятий (за исключением предприятий, подлежащих закрытию, реконструкции, перепрофилированию, в том числе в порядке конверсии, или выводу с территории населенного пункта) на коммерческом или инвестиционном конкурсе условия конкурса должны предусматривать обязательства покупателя по сохранению в течение трех лет уровня производства (реализации) конкретных видов товаров, работ или услуг с учетом имеющегося спроса, а также по включению этих обязательств в условия договора купли-продажи в случае последующей продажи им предприятия до истечения указанного срока.
Продажа предприятия, сумма обязательств которого превышает 50 процентов стоимости имущества предприятия, исчисленной в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего указа, может осуществляться только на открытом коммерческом конкурсе, условия которого должны предусматривать принятие на себя покупателем ответственности по обязательствам перед кредиторами предприятия.
Обязательства покупателя по сохранению численности занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия, финансированию объектов социальной сферы входящих в имущественный комплекс предприятия при продаже предприятия по конкурсу устанавливаются его условиями на срок не менее одного года.
Установить, что сумма залога (задатка), взимаемого с участников конкурса, аукциона, устанавливается решениями правительств республик в составе Российской Федерации, глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в пределах, не превышающих двукратной объявленной начальной цены продаваемого объекта приватизации.
7. Совету Министров - Правительству Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить безусловное приведение всех ранее принятых решений о создании холдинговых компаний в соответствии с требованиями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3608-1 и Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 года N 1392.
8. Пункт утратил силу с 1 июля 2002 года - Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 года N 1209. - См. предыдущую редакцию.
9. Граждане и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", вправе заключить договор о создании полного товарищества для участия в конкурсе-аукционе. Указанный договор подлежит нотариальному удостоверению, государственная регистрация такого товарищества не требуется. Покупатели, создавшие указанное товарищество, обязаны после приобретения предприятия зарегистрировать его в избранной ими организационно-правовой форме в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Указанное товарищество при приобретении приватизируемого предприятия или его имущества на конкурсе-аукционе пользуется льготами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, если в его состав входит не менее 1/3 списочного состава работников предприятия (подразделения), подлежащего приватизации.
10. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, главами администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов в соответствии с их компетенцией в 2-месячный срок.
обеспечить выделение помещений чековым инвестиционным Фондам социальной защиты за счет площадей, находящихся в оперативном управлении соответствующих органов государственного управления (местного самоуправления) и рассмотреть возможность предоставления им льгот по арендной плате.
оказать чековым инвестиционным фондам социальной защиты помощь в оборудовании помещений под хранение приватизационных чеков и для создания депозитариев, разработать и реализовать комплекс мер по оказанию помощи при создании чековых инвестиционных фондов социальной защиты аккумулирующих приватизационные чеки военнослужащих, бывших военнослужащих, сотрудников органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации и членов их семей с обязательным выделением необходимых помещений.
11. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок обеспечить организационные условия для проведения специализированных чековых аукционов на всей территории Российской Федерации, предусмотрев выполнение финансовых ресурсов для создания необходимой инфраструктуры (включая региональные центры по проведению специализированных чековых аукционов) проведения в первой половине 1993 года аукционов по продаже акций не менее 2000 предприятий и премирование организаторов аукционов. Финансирование аукциона за счет указанных средств осуществлять только при условии продажи на нем не менее 29 процентов акций каждого приватизируемого предприятия.
Установить, что с участников специализированных чековых аукционов, финансируемых за счет указанных средств, не могут взиматься какие-либо сборы. В остальных случаях с разрешения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участников специализированных чековых аукционов их организаторами может взиматься специальный сбор на финансирование проведения аукционов, не превышающий 25 рублей на один приватизационный чек. Средства, полученные от участников специализированных чековых аукционов сверх указанной суммы, подлежат возврату плательщикам.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в месячный срок определить порядок создания и деятельности региональных центров по проведению специализированных чековых аукционов и в 2-месячный срок создать указанные центры.
Правительствам республик в составе Российской Федерации, главам администраций, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российскому фонду федерального имущества и соответствующим Фондам имущества принять участие в работе по созданию региональных центров по проведению специализированных чековых аукционов.
12. Считать недопустимыми любые действия государственных органов и органов местного самоуправления, устанавливающие дискриминацию владельцев приватизационных чеков, выданных в других регионах Российской Федерации и иными способами ограничивающими сферу обращения приватизационных чеков либо изменяющие их стоимость, учитываемую в расчетах при приобретении объектов приватизации, в том числе:
нанесение указанными органами на приватизационные чеки каких-либо отметок, не предусмотренных установленным порядком их выдачи;
отказ в приеме приватизационных чеков в качестве платежного средства при совершении сделок приватизации у каких-либо лиц, признаваемых покупателям в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации";
внесение каких-либо изменений в порядок продажи объектов приватизации и оплаты сделок приватизации, установленный законодательством Российской Федерации.
13. Запретить специализированным чековым инвестиционным фондам использовать приватизационные чеки населения, аккумулированные в порядке обмена на выпущенные ими ценные бумаги, иначе как для приобретения акции приватизируемых предприятий
установить, что юридические лица, не являющиеся банками или депозитариями, не вправе осуществлять обмен на приватизационные чеки своих долговых обязательств кроме упомянутых в предшествующем абзаце.
14. Требования настоящего Указа подлежат реализации с учетом ограничения ранее установленных законодательными актами РОссийской Федерации и указами Президента Российской Федерации, введенными в действие в порядке, установленном постановлением пятого Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года "О правовом обеспечении экономической реформы".
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации вправе давать разъяснения положений настоящего Указа.
15. Возложить персональную ответственность за соблюдение требований настоящего Указа на руководителей соответствующих органов государственного управления и глав администраций.
Установить, что нарушение требований пунктов 3.5-8 и 12 настоящего Указа является основанием для отстранения от должности должностных лиц, допустивших указанные нарушения, и руководителей соответствующих органов государственного управления.
16. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
разработать систему мер, обеспечивающих равную ответственность государственных и негосударственных предприятий в отношении их обязанностей по мобилизационной подготовке, охране государственных тайн, обеспечению безопасного ведения работ, и принять необходимые нормативные акты
внести изменения, вытекающие из настоящего Указа, в проект Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год при его доработке
разработать меры по обеспечению контроля за выполнением покупателями объектов приватизации условий конкурсов по их продаже и расторжению в установленном порядке сделок, совершенных с лицами, нарушающими указанные условия
разработать меры по оперативному выявлению сделок с приватизационными чеками, совершенных в нарушение требований законодательства Российской Федерации, и предъявлению исков о признании их недействительными.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
8 мая 1993 года
N 640
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"