Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации

(с изменениями на 17 марта 1997 года)
_____________________________________________________________________________

Утратил силу с 2 августа 1997 года на основании
Федерального закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ
(Российская газета, N 148, 02.08.97).
_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1,

Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1,

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288;     

Федеральным законом от 17 марта 1997 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 55, 20.03.97).

______________________________________________________________________

Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

     

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных
предприятий

Приватизация государственных и муниципальных предприятий приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о  приватизации
государственных и муниципальных предприятий

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

2. Пункт исключен с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1.     

(Пункты 3,4,5,6 считаются соответственно пунктами 2,3,4,5 - Закон Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1)

2. Приватизация долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с другими государствами, иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а также соглашениями с иностранными государствами (пункт дополнен с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

3. Настоящий Закон не регламентирует восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.

4. Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, другими законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

5. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 3. Государственная программа приватизации

1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Российской Федерации устанавливаются Государственной программой приватизации.

Абзац второй признан не действующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.

Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.

2. Программа содержит:

- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;

- требования к местным программам приватизации;

- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;

- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;

- величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;

- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;

- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;

- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;

- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионах Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или других целей (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом и ежегодно утверждается Верховным Советом Российской Федерации.

В Программу могут быть включены также перечни объектов, приватизация которых может быть разрешена по решению Правительства Российской Федерации или Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При приватизации предприятий, включенных в указанные списки, Правительство Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов их акций в государственной собственности на срок до трех лет (часть дополнительно включена с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

4. Правительство Российской Федерации для оперативного регулирования приватизации без утверждения Верховным Советом Российской Федерации вправе изменять нормативы, перечень которых предусматривается Государственной программой приватизации.

5. В развитие Государственной программы приватизации Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, местными Советами народных депутатов принимаются республиканские и местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения. Введение республиканскими и местными программами дополнительных ограничений на приватизацию государственных и муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных Государственной программой приватизации.

Статья 4. Государственный комитет   Российской   Федерации   по
управлению государственным имуществом

1. Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Госкомимущество России).

Председатель Госкомимущества России входит в состав Правительства Российской Федерации и является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по должности.

В республиках в составе Российской Федерации , краях, областях, автономных областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, городах с населением свыше одного миллиона человек Госкомимущество России создает, совместно с соответствующими Советами народных депутатов, свои территориальные агентства и устанавливает их полномочия (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).


Деятельность Госкоимущества России финансируется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

2. Для проведения единой государственной политики приватизации Госкомимущество России:

- разрабатывает и представляет Правительству Российской Федерации проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;

- организует и контролирует реализацию указанной программы;

- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом Российской Федерации;

- обобщает предложения по приватизации, поступившие от местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов, общественных организаций (объединений), министерств и ведомств;

- устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

- осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства Российской Федерации о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности Российской Федерации;

- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации , осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них (паи, акции) для продажи Российскому фонду федерального имущества в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. По решению Правительства Российской Федерации указанные предприятия могут быть переданы Госкомимуществом России фондам имущества республик в составе Российской Федерации , краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения);

- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения этих нормативных актов и Государственной программы приватизации (абзац дополнительно включен с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

Госкомимущество России не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона (абзац дополнительно включен с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

3. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов и муниципальную собственность районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований. Решения о разграничении собственности принимает Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, местные Советы народных депутатов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

При отсутствии решения (свидетельства), удостоверяющего право собственности республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, города, района или входящих в них административно-территориальных образований на объекты приватизации, они приватизируются Госкомимуществом России как собственность Российской Федерации.

4. Решения Госкомимущества России, принятые в пределах его компетенции во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации.

Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.     

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1)

Статья 5. Комитеты по управлению имуществом республик в составе
Российской Федерации , краев, областей, автономных
областей,  автономных округов, районов (кроме районов
в городах) и городов (кроме городов районного
подчинения)

1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации , краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований).

Комитеты по управлению имуществом создаются во всех указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образованиях и являются органами государственного управления (местной администрации) с правами юридического лица. Правомочия комитетов по управлению имуществом не могут быть переданы никаким другим органам государственного управления, местной администрации или иным юридическим лицам. Председатель комитета по должности является заместителем главы правительства республики в составе Российской Федерации, главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы, Санкт-Петербурга, района, города (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).

Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим Советом народных депутатов. Оно не может противоречить типовому Положению о комитете по управлению имуществом, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1).


Деятельность комитетов финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований.

2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований:

- разрабатывают с учетом требований Государственной программы приватизации и представляют соответствующим Советам народных депутатов проекты республиканских и местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных актов по приватизации;

- организуют и контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующими Советами народных депутатов;

- устанавливают систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программ приватизации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 5 июня 1992 года N 2930-1);