Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития страны, повышения благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Важнейшим аспектом эффективного управления обществом является информация о жизненных установках групп и категорий молодежи - ценностных ориентациях молодежи.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Ленинградской области является разработка и реализация государственной молодежной политики в Ленинградской области, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, благоприятной социальной адаптации молодых людей с учетом индивидуальных особенностей.
Долгосрочная целевая программа "Молодежь Ленинградской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) является продолжением ранее принятых в Ленинградской области программ по реализации государственной молодежной политики и призвана обеспечивать условия для всестороннего развития личности молодого человека, поддержки общественных объединений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 года N 1383 "О проведении в Российской Федерации Года молодежи" Программа определяет приоритетные направления государственной молодежной политики в Ленинградской области на 2009-2011 годы и меры ее реализации.
Молодежная политика в Ленинградской области реализуется комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области и органами по делам молодежи администраций муниципальных образований при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц.
С 1 января 2006 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуре муниципальных образований Ленинградской области появились новые субъекты (структуры) муниципальных органов, разделенные по территориальному признаку. К вопросам местного значения поселений (статья 14) отнесены организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, к вопросам местного значения муниципального района (статья 15) - организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью, к вопросам местного значения городского округа (статья 16) - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе, к вопросам регионального ведения - осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью. Тем самым определены основные направления деятельности в сфере молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.
В муниципальных образованиях (муниципальных районах, городском округе) Ленинградской области созданы и работают самостоятельные органы по делам молодежи (комитеты, отделы), входящие в структуру администраций муниципальных образований. На уровне каждого муниципального образования (муниципального района, городского округа) отработана структура взаимодействия отраслевого органа муниципального управления с другими субъектами, занимающимися вопросами молодежной политики. В большинстве муниципальных районов Ленинградской области приняты муниципальные целевые программы или планы основных мероприятий по реализации молодежной политики, что позволяет ежегодно увеличивать финансирование сферы молодежной политики для ее динамичного развития.
В настоящее время в Ленинградской области более 407 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (24,90 процента численности населения Ленинградской области), в том числе в сельской местности - 160 тыс. молодых людей (39,37 процента численности молодежи Ленинградской области в возрасте от 14 до 30 лет и 9,60 процента общей численности населения Ленинградской области). В составе молодых семей 280,0 тыс. человек в возрасте от 18 до 35 лет включительно (17,15 процента общего числа жителей Ленинградской области).
Недостаток правового регулирования (отсутствие федерального закона, регламентирующего деятельность органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации) значительно сдерживает темпы развития и реализации молодежной политики, в том числе в Ленинградской области.
Опыт последних лет доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи.
С 2001 года реализация молодежной политики в Ленинградской области осуществлялась на основе региональных целевых программ. С 1 января 2009 года региональные целевые программы приравнены к долгосрочным целевым программам. Соответствующие изменения внесены в правовое определение настоящей Программы.
Реализация молодежной политики в Ленинградской области осуществляется также в рамках других программ и мероприятий:
Наименование программы, мероприятия | Объем финансирования на 2009 год (тыс.руб.) | Орган исполнительной власти, ответственный за выполнение программы, мероприятия | Объем финансовых ресурсов, запланированных на мероприятия молодежной тематики (тыс.руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Долгосрочная целевая программа "Молодежь Ленинградской области" на 2009-2011 годы | 18400,0 | комитет по молодежной политике Ленинградской области | 18400,0 |
115744,0 | комитет по молодежной политике Ленинградской области | 115744,0 | |
Долгосрочная целевая программа "Развитие объектов физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2009-2011 годы" | 107740,0 | комитет по молодежной политике Ленинградской области | 107740,0 |
Государственная поддержка талантливой молодежи | 90,0 | комитет по молодежной политике Ленинградской области | 90,0 |
Долгосрочная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2011 годы" | 181430,0 | комитет по здравоохранению Ленинградской области | 55058,0 |
Долгосрочная целевая программа "Культура Ленинградской области" на 2009-2010 годы | 35623,0 | комитет по культуре Ленинградской области | 820,0 |
Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ленинградской области" | 316,0 | комитет по культуре Ленинградской области | 198,0 |
Государственная поддержка талантливой молодежи | 90,0 | комитет по культуре Ленинградской области | 90,0 |
Премирование победителей конкурсов | 950,0 | комитет по культуре Ленинградской области | |
Выплата разового пособия молодым специалистам | 315,0 | комитет по культуре Ленинградской области | 315,0 |
Социальная поддержка молодых специалистов | 1186,5 | комитет по культуре Ленинградской области | 1186,5 |
Мероприятия по поддержке соотечественников за рубежом на 2009 год | комитет по внешнеэкономическим и межрегиональным связям Ленинградской области | 270,0 | |
Мероприятия в рамках реализации соглашений о сотрудничестве с регионами-партнерами | комитет по внешнеэкономическим и межрегиональным связям Ленинградской области | 185,0 | |
11384,0 | комитет по социальной защите населения Ленинградской области | 5397,0 | |
Региональная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009-2010 годы" | 9922,0 | комитет по социальной защите населения Ленинградской области | 100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы | 72083,0 | комитет по строительству Ленинградской области | 63083,0 |
Региональная целевая программа "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы | 55000,0 | комитет по строительству Ленинградской области | 55000,0 |
28526,0 | комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области | 28115,9 | |
34665,0 | комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области | 5000,0 | |
Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села" | 31033,0 | комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области | 13333,0 |
Мероприятия по социальной поддержке молодых специалистов - работников агропромышленного комплекса Ленинградской области | 3000,0 | комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области | 3000,00 |
Региональная целевая программа "Общество и власть" на 2008-2010 годы" | 98100,0 | комитет по информационно-аналитическому обеспечению Ленинградской области | |
Переподготовка и повышение квалификации кадров в рамках софинансирования приоритетного национального проекта "Образование" | 11103,6 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | |
Ведомственная целевая программа "Совершенствование организации оздоровления и отдыха детей и подростков в Ленинградской области" на 2009-2011 годы | 9533,4 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | |
Государственная поддержка талантливой молодежи | 3700,0 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | 3700,0 |
Региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования на 2006-2010 годы" | 73604,2 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | 8054,0 |
Выплата разового пособия молодым специалистам | 3225,0 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | 3225,0 |
Социальная поддержка молодых специалистов | 16554,5 | комитет общего и профессионального образования Ленинградской области | 16554,5 |
Мероприятия по занятости населения | 7187,0 | комитет по труду и занятости населения Ленинградской области | 7000,0 (субвенции федерального бюджета) |
Всего | 930505,2 | 511658,9 |
Программа определяет содержание основных мероприятий по реализации на территории Ленинградской области государственной молодежной политики, обеспечивает правовые и организационные условия для координации действий органов исполнительной власти Ленинградской области, оказывает влияние на управленческие и организационные действия органов местного самоуправления.
Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Ленинградской области путем перехода на проектную деятельность. В значительной мере решение задачи увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие на современном этапе позволит обеспечить устойчивый экономический рост Ленинградской области в среднесрочной перспективе. Несмотря на достигнутые результаты, имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие инновационного потенциала молодежи: недостаток социальной ответственности среди отдельных слоев молодежи, систематизации работы с талантливой молодежью (отсутствие базы данных талантливой молодежи, системы стимулирования и распространения информации о молодых талантах), инфраструктурного обеспечения молодежной политики, включая кадровое обеспечение и уровень подготовки кадров, отсутствие достоверной статистической информации, позволяющей объективно оценивать проблемы в молодежной среде и находить возможные варианты их решения, недостаточный уровень физической подготовки и состояния здоровья молодых людей, сохраняющийся уровень алкогольной, наркотической зависимости, рост молодежной зависимости от слабоалкогольных и энергетических напитков, иных психоактивных веществ, сложности трудоустройства молодежи по специальности при отсутствии опыта работы, недостаток правового регулирования (отсутствие федерального закона, регламентирующего деятельность органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации).
Для решения указанных проблем будут приняты следующие меры:
организация работы с молодежью путем увеличения объема, разнообразия, доступности и повышения качества оказания услуг для молодежи на территории Ленинградской области;
проведение мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала различных категорий молодежи, поддержку молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации и молодых семей, организацию временной трудовой занятости подростков и молодежи, повышение уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также мероприятий, способствующих решению проблем социальной адаптации и самореализации молодежи.
Необходимо также обеспечить проведение мероприятий по поддержке и развитию сети учреждений молодежной направленности, по обучению, подготовке и повышению квалификации молодых специалистов, информационно-аналитических и научно-методических мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, по разработке нормативных правовых актов в сфере реализации государственной молодежной политики в Ленинградской области.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации молодежной политики в Ленинградской области осуществляется в пределах предоставленных полномочий, имеет системный и комплексный характер.