(с изменениями на 6 ноября 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 109-оз (Вести, N 206, 29.10.2008);
Законом Ленинградской области от 6 ноября 2009 года N 86-оз (Вести, N 217, 14.11.2009).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
15 ноября 2006 года)
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
11 декабря 2006 года
N 148-оз
Региональная целевая программа
"Профилактика правонарушений в Ленинградской области
на 2007-2009 годы"
(с изменениями на 6 ноября 2009 года)
Наименование Программы | Региональная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Основания для разработки Программы | Конституция Российской Федерации; |
Период и этапы реализации Программы | 2007-2009 годы |
Цели Программы | Целями Программы являются: |
Основные задачи Программы | Основными задачами Программы являются: |
Объем финансовых ресурсов, запланированных на Программу | Из федерального бюджета: |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 109-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Повышение эффективности деятельности государственной системы профилактики правонарушений, повышение уровня безопасности граждан, проживающих на территории Ленинградской области; |
Разработчик Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области; |
Сроки разработки Программы | До 1 апреля 2006 года |
Представитель заказчика Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области; |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Кириллов Владимир Леонидович - председатель комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области, тел. 274-37-72 |
Постановление об утверждении Программы или задание на разработку Программы | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области. |
Программа представляет собой нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации на территории Ленинградской области государственной политики по профилактике правонарушений. Предлагаемая система профилактики правопорядка предусматривает консолидацию усилий органов власти Ленинградской области, правоохранительных органов, органов власти муниципальных образований, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и иными противоправными действиями. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация на территории Ленинградской области в сфере правопорядка, борьбы с преступностью, а также незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств остается сложной и напряженной, что представляет серьезную угрозу для населения, экономики региона, правопорядка.
Уровень преступности (2174,6 на 100 тысяч населения) на территории Ленинградской области остается достаточно высоким, но все же значительно ниже среднероссийского показателя (2465,7).
Вместе с тем за 12 месяцев 2005 года на территории Ленинградской области массив зарегистрированных преступлений по сравнению с 2004 годом увеличился на 12,9 процента и составил 36097 проявлений.
В общеобластном массиве зарегистрированных преступлений на 10,8 процента увеличилось количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (14382; увеличение по России на 15,0 процента), в том числе фактов причинения тяжкого вреда здоровью - на 2,3 процента (786; увеличение по России на 0,9 процента), изнасилований - на 1,1 процента (92; увеличение по России на 4,9 процента), а также квалифицированных краж - на 8,0 процента (7423; увеличение по России на 5,0 процента), в том числе совершенных на территории садоводств - на 19,0 процента (2242), мошенничеств - на 37,4 процента (584; увеличение по России на 35,8 процента), грабежей - на 26,6 процента (2145; увеличение по России на 34,7 процента) и разбойных нападений - на 11,1 процента (270; увеличение по России на 14,8 процента).
Рост числа убийств отмечен в пяти районах области.
Более 2/3 убийств совершено в состоянии алкогольного опьянения (249), показатель уменьшился по сравнению с 2004 годом на 33,0 процента. Каждое третье убийство совершено лицами, ранее судимыми. Осталось значительным число убийств, в совершении которых принимали участие несовершеннолетние.
По итогам 12 месяцев 2005 года общее число убийств и фактов причинений тяжкого вреда здоровью, совершенных на "бытовой" основе, снизилось на 18,2 процента (307).
Рост бытовых убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью отмечен в 10 районах.
В 2005 году значительно больше выявлено наркопреступлений (810; увеличение на 13,9 процента), в том числе 35,6 процента - сотрудниками органов внутренних дел. В 2005 году сотрудниками органов внутренних дел Ленинградской области выявлено 264 (увеличение на 28,0 процента) наркопреступления, из которых 143 (увеличение на 18,0 процента) возбуждено по фактам сбыта. Раскрыто 197 (увеличение на 38,0 процента) наркопреступлений. Из незаконного оборота изъято 48968 грамм наркотических средств и психотропных веществ. Число лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, связанные с распространением и потреблением наркотиков, с потреблением в общественных местах алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ, составило в 2005 году 6675, что более чем на треть превышает показатели 2004 года (увеличение на 2312). Рост выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отмечен в 14 районах Ленинградской области. На наркологическом учете в Ленинградской области с диагнозами "Наркомания" и "Употребление наркотиков с вредными последствиями" состоит по итогам 2005 года 3943 человека (247,1 человека на 100 тысяч населения; в 2004 году - 3721). Особую озабоченность вызывает рост летальных исходов от отравления наркотиками. В 2002 году этот показатель составил 56 случаев, в 2004 году зафиксировано 187 смертей от употребления наркотиков, в 2005 году - 242. В стационарах наркологических диспансеров в течение 2005 года прошли лечение 1113 больных наркоманией.
В январе-декабре 2005 года зафиксирован рост числа преступлений по линии милиции общественной безопасности на 14,0 процента (17870; увеличение по России на 26,0 процента).
Небезопасно стало в общественных местах и на улицах Ленинградской области. Число преступлений, совершенных в общественных местах, возросло на 19,1 процента (2612; увеличение по России на 53,0 процента), в том числе на улицах - на 16,1 процента (2079; увеличение по России на 47,4 процента).
Рост уличной преступности отмечен в 11 районах области.
Существенное влияние на формирование общего количества уличной преступности оказал прирост числа грабежей на 25,7 процента (744) и разбойных нападений - на 9,3 процента (211).
Из-за недостаточно эффективной профилактической работы возросло число преступлений, совершенных лицами, ранее нарушавшими закон, на 7,3 процента (4415; увеличение по России на 18,2 процента). На их долю пришлось более трети расследованных в отчетном периоде преступлений (32,7 процента; по России - 28,8 процента). Рост рецидивной преступности отмечен в 11 районах области.
Вызывает озабоченность возрастание преступной активности со стороны лиц, не имеющих постоянного источника дохода, на 6,1 процента (6271). Из них только 1,8 процента учтены как безработные, ими совершено только 182 (уменьшение на 21,9 процента) преступления. Возросло количество женщин, совершивших преступления, на 4,6 процента (1125), а также преступников среди учащихся и студентов на 1,1 процента (854).
Следовательно, требуется разработка и принятие дополнительного комплекса профилактических и социальных мероприятий, направленных на снижение криминального фона, вызванного нестабильностью социального положения некоторых слоев населения Ленинградской области.
В 2004 году освободились из мест лишения свободы и прибыли в Ленинградскую область к постоянному месту жительства 1123 человека. В службу занятости населения обратился 231 человек, из них трудоустроены 96 человек. В 2005 году освободились из мест лишения свободы и прибыли в Ленинградскую область 875 человек. В службу занятости населения обратились 212 человек, из них трудоустроены 92 человека. Анализируя информацию о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, можно сделать вывод, что только 20,0 процента освободившихся в дальнейшем обращаются в службу занятости по розыску работы, остальная же часть освободившихся не работает, что ведет к рецидиву. Наличие большого числа лиц с устойчивым криминогенным характером поведения в сочетании с практикой условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы без кардинального решения проблемы социальной адаптации, реабилитации и обеспечения постоянной занятости будет способствовать дальнейшему росту преступности.
В 2005 году на магистралях Ленинградской области число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) увеличилось на 0,1 процента (2995). В противовес росту количества раненых на 3,8 процента (3789), число погибших в ДТП людей сократилось на 8,3 процента (685).
Число ДТП в Ленинградской области по вине нетрезвых водителей снизилось на 11,2 процента (221).
Основными причинами ДТП по вине водителей явились нарушения ими таких правил дорожного движения, как несоответствие скорости конкретным условиям движения - 1128 (уменьшение на 1,4 процента) и выезд на полосу встречного движения - 368 (уменьшение на 3,2 процента).
В целом по области число ДТП по вине пешеходов снизилось на 1,5 процента (519).
Основной причиной ДТП по вине пешеходов является переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода (323).
Число ДТП с участием детей в области снизилось на 3,0 процента (340). Снизилось как число раненых (326), так и число погибших в ДТП детей - на 33,3 процента (28).
На фоне сокращения общего числа преступлений и лиц, их совершавших, удельный вес подростковой преступности остается на высоком уровне. За 12 месяцев 2005 года на территории области зарегистрировано 1456 преступлений, что всего на 1,9 процента ниже показателей 2004 года. При этом рост подростковой преступности отмечен в 15 муниципальных образованиях. Наибольший - на территории Бокситогорского района (в 3,6 раза), Киришского района - в 1,7 раза. Серьезное воздействие на состояние подростковой преступности продолжает оказывать вовлечение взрослыми лицами несовершеннолетних в противоправную деятельность. Более половины преступлений совершено подростками в составе смешанных групп. Социально-демографическая характеристика показывает, что 38,8 процента подростков на момент совершения преступлений не учились и не работали. В Киришском районе этот показатель составил 59,5 процента; во Всеволожском районе - 54,3 процента, Волосовском и Сланцевском районах - по 50,0 процента, в Гатчинском районе - 43,2 процента, в городе Сосновый Бор - 55,2 процента.
В 2005 году на территории области зарегистрировано увеличение числа общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности (545 - в 2005 году; 524 - в 2004 году).
Вызывает опасение стабильно высокий удельный вес числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, имеющих непогашенную судимость. При среднеобластном показателе за последние четыре года 8,7 процента в Лужском районе он составил 22,4 процента, Сланцевском районе - 17,5 процента, Тосненском районе - 14,0 процента, Кировском районе - 12,7 процента, Лодейнопольском районе - 11,8 процента, Волосовском районе - 10,9 процента, в городе Ивангороде - 16,7 процента.
Положение усугубляется возвращением из Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних Министерства юстиции Российской Федерации несовершеннолетних и молодежи, освобождаемых условно-досрочно в соответствии с вступившими с 1 января 2004 года федеральными законами от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
Несмотря на проведение мероприятий по социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из мест лишения свободы значительная часть освободившихся совершает повторные преступления.
Основной причиной рецидивной преступности является незанятость и бесконтрольность подростков. Как правило, подростки возвращаются в социально неблагополучные семьи, в которых родители пьянствуют, не занимаясь воспитанием детей. К тому же существующая в Ленинградской области проблема трудоустройства и социальной адаптации этой категории несовершеннолетних лишает их перспективы официально получить постоянную работу, что в конечном итоге приводит либо к отказу значительной части осужденных от возвращения домой, либо к совершению противоправных деяний.
В 2005 году из Колпинской воспитательной колонии в Ленинградскую область возвратились 75 человек, освобожденных условно-досрочно, и по истечении срока наказания 57 из них (76,1 процента) до настоящего времени не трудоустроены.
Анализ показывает, что каждый пятый возвратившийся из колонии совершил повторное преступление, а каждый третий - административное правонарушение. Из 216 выпускников Сланцевской специальной общеобразовательной школы закрытого типа в 2001-2005 годах каждый четвертый совершил преступление либо административное правонарушение.
По состоянию на 1 января 2006 года в Колпинской воспитательной колонии и следственных изоляторах содержатся 68,5 процента (170 человек) и 47,0 процента (61 человек) соответственно жителей Ленинградской области от общего числа содержащихся в них подростков. В Сланцевской специальной общеобразовательной школе закрытого типа обучаются 130 несовершеннолетних. Кроме того, 68 подростков содержатся в аналогичных учреждениях других регионов России, так [как] в Ленинградской области отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, и лиц женского пола.
Следует отметить низкий образовательный уровень участников преступлений: 39,5 процента от общего числа участников преступлений, совершенных в 2005 году, имели только начальное образование.
Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, совершающих правонарушения, что значительно усугубляет криминогенную ситуацию в подростковой среде. Так, в 2005 году число лиц этой категории, доставленных в органы внутренних дел за различные правонарушения, возросло на 27,4 процента, а состоящих на учете - 29,8 процента.
Не учащиеся и не работающие подростки с отрицательными поведенческими установками и низкой мотивацией к учебе и работе не конкурентоспособны на рынке труда.
Анализ причин отклонения от учебы и работы и совершения преступлений свидетельствует о том, что данная категория несовершеннолетних и молодежи нуждается в особых условиях обучения, воспитания, трудовой занятости.
Для создания таких условий требуется единая система социальной адаптации несовершеннолетних, совершивших правонарушения, на базе постоянной трудовой занятости с обеспечением организованного досуга, летнего отдыха и оздоровления с элементами спортивной и трудовой занятости, получения общего среднего образования, необходимых трудовых навыков, профессии и опыта современных производственных отношений, осуществления индивидуальной и групповой воспитательной, психологической и психотерапевтической помощи подросткам по коррекции их поведения, взаимодействия с семьей несовершеннолетних в целях воздействия на среду проживания, условий для временного проживания несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и находящихся в социально опасном положении.
Поэтому трудоустройство и социальную адаптацию несовершеннолетних, имеющих устойчивый криминогенный характер поведения, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и возвратившихся из пенитенциарных и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, целесообразнее и в десятки раз экономически выгоднее осуществлять на базе постоянных специализированных рабочих мест, так как минимальный ущерб, причиняемый одним фактом совершенного несовершеннолетним преступления, составляет от 440 до 510 тысяч рублей в год в зависимости от тяжести совершенного преступления.