ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Профилактика правонарушений в Ленинградской области
на 2007-2009 годы"

(с изменениями на 6 ноября 2009 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 109-оз (Вести, N 206, 29.10.2008);

Законом Ленинградской области от 6 ноября 2009 года N 86-оз (Вести, N 217, 14.11.2009).     

____________________________________________________________________



(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
15 ноября 2006 года)

     

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2007-2009 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

11 декабря 2006 года

N 148-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 11.12.2006 N 148-оз

Региональная целевая программа
"Профилактика правонарушений в Ленинградской области
на 2007-2009 годы"

(с изменениями на 6 ноября 2009 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Профилактика правонарушений в Ленинградской области
на 2007-2009 годы"

Наименование Программы

Региональная целевая программа "Профилактика правонарушений в Ленинградской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Основания для разработки Программы

Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 209 "О милиции общественной безопасности в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков";
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
распоряжение Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года N 343-рп "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и злоупотреблению ими";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту";
постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года N 327 "О концепции общественной безопасности Ленинградской области"

Период и этапы реализации Программы

2007-2009 годы

Цели Программы

Целями Программы являются:
укрепление законности и правопорядка на территории Ленинградской области;
повышение уровня безопасности граждан на территории Ленинградской области;
снижение масштабов незаконного потребления наркотических средств, сокращение уровня преступности и правонарушений, связанных с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Основные задачи Программы



















Основными задачами Программы являются:
снижение уровня преступности на территории Ленинградской области;
воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, ресоциализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
совершенствование нормативно-правовой базы Ленинградской области по профилактике правонарушений;
вовлечение в предупреждение правонарушений организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
организация системы ранней диагностики химической зависимости представителей групп риска и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с обеспечением здоровья и жизни людей

Объем финансовых ресурсов, запланированных на Программу

Из федерального бюджета:
всего - 1518,4 тыс.руб., из них:
в 2007 году - 463,2 тыс.руб.,
в 2008 году - 504,9 тыс.руб.,
в 2009 году - 550,3 тыс.руб.;
из областного бюджета:
всего - 104004 тыс.руб., из них:
в 2007 году - 25000 тыс.руб.,
в 2008 году - 32812 тыс.руб.,
в 2009 году - 46192 тыс.руб.
Всего по Программе - 105522,4 тыс.руб., из них:
в 2007 году - 25463,2 тыс.руб.,
в 2008 году - 33316,9 тыс.руб.,
в 2009 году - 46742,3 тыс.руб.
За исключением средств, планируемых в рамках других целевых программ:
всего - 111221,4 тыс.руб., из них:
в 2007 году - 36721,2 тыс.руб.,
в 2008 году - 35387,9 тыс.руб.,
в 2009 году - 39112,3 тыс.руб.

(строка в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 109-оз, - см. предыдущую редакцию)     

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Повышение эффективности деятельности государственной системы профилактики правонарушений, повышение уровня безопасности граждан, проживающих на территории Ленинградской области;
создание условий для повышения роли населения в сфере охраны правопорядка;
снижение ежегодно доли тяжких преступлений, в первую очередь преступлений против личности, на 5 процентов;
снижение уровня (удельного веса) преступлений, совершаемых в общественных местах, на 2-3 процента ежегодно;
снижение уровня рецидивной преступности на 2-3 процента ежегодно;
сокращение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 3 процента ежегодно;
сокращение количества несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, на 5 процентов ежегодно;
сокращение количества неучащихся несовершеннолетних и неработающей молодежи, склонных к безнадзорности и совершению правонарушений, на 8 процентов ежегодно;
внедрение новых технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, соответствующих уровню развития современного общества;
сокращение количества несовершеннолетних правонарушителей, длительное время числящихся за учебными заведениями, но не посещающих их, а также молодежи, злостно уклоняющейся от работы, с низкой мотивацией к учебе и труду, на 12 процентов ежегодно;
сокращение количества несовершеннолетних, находившихся в местах лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, осужденных судами к мерам наказания, не связанных с лишением свободы, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, на 5 процентов ежегодно;
обеспечение оздоровления, отдыха и трудовой занятости ежегодно 590 несовершеннолетних, совершивших преступления или правонарушения (абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2009 года Законом Ленинградской области от 6 ноября 2009 года N 86-оз, действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, - см. предыдущую редакцию);
ежегодное сокращение на 3 процента масштаба незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
сокращение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в наркологической службе за употребление наркотических и психотропных веществ и алкоголя, ежегодно на 3 процента;
увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия, на 2-4 процента ежегодно;
увеличение числа больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, ежегодно на 3 процента;
снижение уровня заболеваемости, связанной с употреблением наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно на 5 процентов.
Социальная эффективность Программы
2007 год - сокращение преступлений против личности на 30-40 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных в общественных местах, на 25-35 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных ранее судимыми, на 44-66 случаев;
сокращение преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 41 случай;
сокращение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 20-30 случаев;
снижение количества потребителей наркотиков на 200-300 человек;
увеличение доли подростков, вовлеченных в антинаркотические мероприятия, на 300 человек (3-5 процентов);
2008 год - сокращение преступлений против личности на 35-45 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных в общественных местах, на 30-40 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных ранее судимыми, на 46-65 случаев;
сокращение преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 40 случаев;
сокращение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 25-30 случаев;
снижение количества потребителей наркотиков на 300-400 человек;
увеличение доли подростков, вовлеченных в антинаркотические мероприятия, на 400 человек (3-5 процентов);
2009 год - сокращение преступлений против личности на 45-50 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных в общественных местах, на 35-50 преступлений;
сокращение преступлений, совершенных ранее судимыми, на 56-70 случаев;
сокращение преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 39 случаев;
сокращение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 50-60 случаев;
снижение количества потребителей наркотиков на 500-600 человек;
увеличение доли подростков, вовлеченных в антинаркотические мероприятия, на 500 человек (3-5 процентов).
Бюджетная эффективность Программы
Исходя из показателей социальной эффективности бюджетная эффективность Программы составит:
2007 год: 17000-20000 тыс.руб.;
2008 год: 22000-25000 тыс.руб.;
2009 год: 27000-28000 тыс.руб.
Экономическая эффективность Программы
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в снижении затрат населения, предприятий и организаций на ликвидацию последствий преступлений на 15-20 процентов к уровню 2005 года и обеспечении указанного уровня на весь срок реализации мероприятий Программы

Разработчик Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ленинградской области;
Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;
комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области;
комитет по здравоохранению Ленинградской области;
комитет по культуре Ленинградской области;
комитет по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области;
комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области;
Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области

Сроки разработки Программы

До 1 апреля 2006 года

Представитель заказчика Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области;
Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Соисполнители:
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;
комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области;
комитет по здравоохранению Ленинградской области;
комитет по культуре Ленинградской области;
комитет по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области;
комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области;
комитет по строительству Ленинградской области;
Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области;
предприятие, имеющее доступный технологический процесс для организации труда несовершеннолетних, совершивших правонарушения; условия, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям; квалифицированный персонал для осуществления групповой и индивидуальной воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Кириллов Владимир Леонидович - председатель комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области, тел. 274-37-72

Постановление об утверждении Программы или задание на разработку Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года N 327 "О концепции общественной безопасности Ленинградской области"

Система организации контроля за выполнением Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленинградской области А.Д.Бурлаков

     

1. Анализ ситуации. Обоснование целей и задач Программы


Программа представляет собой нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации на территории Ленинградской области государственной политики по профилактике правонарушений. Предлагаемая система профилактики правопорядка предусматривает консолидацию усилий органов власти Ленинградской области, правоохранительных органов, органов власти муниципальных образований, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и иными противоправными действиями. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация на территории Ленинградской области в сфере правопорядка, борьбы с преступностью, а также незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств остается сложной и напряженной, что представляет серьезную угрозу для населения, экономики региона, правопорядка.

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации


Уровень преступности (2174,6 на 100 тысяч населения) на территории Ленинградской области остается достаточно высоким, но все же значительно ниже среднероссийского показателя (2465,7).

Вместе с тем за 12 месяцев 2005 года на территории Ленинградской области массив зарегистрированных преступлений по сравнению с 2004 годом увеличился на 12,9 процента и составил 36097 проявлений.

В общеобластном массиве зарегистрированных преступлений на 10,8 процента увеличилось количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (14382; увеличение по России на 15,0 процента), в том числе фактов причинения тяжкого вреда здоровью - на 2,3 процента (786; увеличение по России на 0,9 процента), изнасилований - на 1,1 процента (92; увеличение по России на 4,9 процента), а также квалифицированных краж - на 8,0 процента (7423; увеличение по России на 5,0 процента), в том числе совершенных на территории садоводств - на 19,0 процента (2242), мошенничеств - на 37,4 процента (584; увеличение по России на 35,8 процента), грабежей - на 26,6 процента (2145; увеличение по России на 34,7 процента) и разбойных нападений - на 11,1 процента (270; увеличение по России на 14,8 процента).

Рост числа убийств отмечен в пяти районах области.

Более 2/3 убийств совершено в состоянии алкогольного опьянения (249), показатель уменьшился по сравнению с 2004 годом на 33,0 процента. Каждое третье убийство совершено лицами, ранее судимыми. Осталось значительным число убийств, в совершении которых принимали участие несовершеннолетние.

По итогам 12 месяцев 2005 года общее число убийств и фактов причинений тяжкого вреда здоровью, совершенных на "бытовой" основе, снизилось на 18,2 процента (307).

Рост бытовых убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью отмечен в 10 районах.

В 2005 году значительно больше выявлено наркопреступлений (810; увеличение на 13,9 процента), в том числе 35,6 процента - сотрудниками органов внутренних дел. В 2005 году сотрудниками органов внутренних дел Ленинградской области выявлено 264 (увеличение на 28,0 процента) наркопреступления, из которых 143 (увеличение на 18,0 процента) возбуждено по фактам сбыта. Раскрыто 197 (увеличение на 38,0 процента) наркопреступлений. Из незаконного оборота изъято 48968 грамм наркотических средств и психотропных веществ. Число лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, связанные с распространением и потреблением наркотиков, с потреблением в общественных местах алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ, составило в 2005 году 6675, что более чем на треть превышает показатели 2004 года (увеличение на 2312). Рост выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отмечен в 14 районах Ленинградской области. На наркологическом учете в Ленинградской области с диагнозами "Наркомания" и "Употребление наркотиков с вредными последствиями" состоит по итогам 2005 года 3943 человека (247,1 человека на 100 тысяч населения; в 2004 году - 3721). Особую озабоченность вызывает рост летальных исходов от отравления наркотиками. В 2002 году этот показатель составил 56 случаев, в 2004 году зафиксировано 187 смертей от употребления наркотиков, в 2005 году - 242. В стационарах наркологических диспансеров в течение 2005 года прошли лечение 1113 больных наркоманией.

В январе-декабре 2005 года зафиксирован рост числа преступлений по линии милиции общественной безопасности на 14,0 процента (17870; увеличение по России на 26,0 процента).

Небезопасно стало в общественных местах и на улицах Ленинградской области. Число преступлений, совершенных в общественных местах, возросло на 19,1 процента (2612; увеличение по России на 53,0 процента), в том числе на улицах - на 16,1 процента (2079; увеличение по России на 47,4 процента).

Рост уличной преступности отмечен в 11 районах области.

Существенное влияние на формирование общего количества уличной преступности оказал прирост числа грабежей на 25,7 процента (744) и разбойных нападений - на 9,3 процента (211).

Из-за недостаточно эффективной профилактической работы возросло число преступлений, совершенных лицами, ранее нарушавшими закон, на 7,3 процента (4415; увеличение по России на 18,2 процента). На их долю пришлось более трети расследованных в отчетном периоде преступлений (32,7 процента; по России - 28,8 процента). Рост рецидивной преступности отмечен в 11 районах области.

Вызывает озабоченность возрастание преступной активности со стороны лиц, не имеющих постоянного источника дохода, на 6,1 процента (6271). Из них только 1,8 процента учтены как безработные, ими совершено только 182 (уменьшение на 21,9 процента) преступления. Возросло количество женщин, совершивших преступления, на 4,6 процента (1125), а также преступников среди учащихся и студентов на 1,1 процента (854).

Следовательно, требуется разработка и принятие дополнительного комплекса профилактических и социальных мероприятий, направленных на снижение криминального фона, вызванного нестабильностью социального положения некоторых слоев населения Ленинградской области.

В 2004 году освободились из мест лишения свободы и прибыли в Ленинградскую область к постоянному месту жительства 1123 человека. В службу занятости населения обратился 231 человек, из них трудоустроены 96 человек. В 2005 году освободились из мест лишения свободы и прибыли в Ленинградскую область 875 человек. В службу занятости населения обратились 212 человек, из них трудоустроены 92 человека. Анализируя информацию о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, можно сделать вывод, что только 20,0 процента освободившихся в дальнейшем обращаются в службу занятости по розыску работы, остальная же часть освободившихся не работает, что ведет к рецидиву. Наличие большого числа лиц с устойчивым криминогенным характером поведения в сочетании с практикой условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы без кардинального решения проблемы социальной адаптации, реабилитации и обеспечения постоянной занятости будет способствовать дальнейшему росту преступности.

В 2005 году на магистралях Ленинградской области число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) увеличилось на 0,1 процента (2995). В противовес росту количества раненых на 3,8 процента (3789), число погибших в ДТП людей сократилось на 8,3 процента (685).

Число ДТП в Ленинградской области по вине нетрезвых водителей снизилось на 11,2 процента (221).

Основными причинами ДТП по вине водителей явились нарушения ими таких правил дорожного движения, как несоответствие скорости конкретным условиям движения - 1128 (уменьшение на 1,4 процента) и выезд на полосу встречного движения - 368 (уменьшение на 3,2 процента).

В целом по области число ДТП по вине пешеходов снизилось на 1,5 процента (519).

Основной причиной ДТП по вине пешеходов является переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода (323).

Число ДТП с участием детей в области снизилось на 3,0 процента (340). Снизилось как число раненых (326), так и число погибших в ДТП детей - на 33,3 процента (28).

На фоне сокращения общего числа преступлений и лиц, их совершавших, удельный вес подростковой преступности остается на высоком уровне. За 12 месяцев 2005 года на территории области зарегистрировано 1456 преступлений, что всего на 1,9 процента ниже показателей 2004 года. При этом рост подростковой преступности отмечен в 15 муниципальных образованиях. Наибольший - на территории Бокситогорского района (в 3,6 раза), Киришского района - в 1,7 раза. Серьезное воздействие на состояние подростковой преступности продолжает оказывать вовлечение взрослыми лицами несовершеннолетних в противоправную деятельность. Более половины преступлений совершено подростками в составе смешанных групп. Социально-демографическая характеристика показывает, что 38,8 процента подростков на момент совершения преступлений не учились и не работали. В Киришском районе этот показатель составил 59,5 процента; во Всеволожском районе - 54,3 процента, Волосовском и Сланцевском районах - по 50,0 процента, в Гатчинском районе - 43,2 процента, в городе Сосновый Бор - 55,2 процента.

В 2005 году на территории области зарегистрировано увеличение числа общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности (545 - в 2005 году; 524 - в 2004 году).

Вызывает опасение стабильно высокий удельный вес числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, имеющих непогашенную судимость. При среднеобластном показателе за последние четыре года 8,7 процента в Лужском районе он составил 22,4 процента, Сланцевском районе - 17,5 процента, Тосненском районе - 14,0 процента, Кировском районе - 12,7 процента, Лодейнопольском районе - 11,8 процента, Волосовском районе - 10,9 процента, в городе Ивангороде - 16,7 процента.

Положение усугубляется возвращением из Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних Министерства юстиции Российской Федерации несовершеннолетних и молодежи, освобождаемых условно-досрочно в соответствии с вступившими с 1 января 2004 года федеральными законами от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".

Несмотря на проведение мероприятий по социальной адаптации осужденных при подготовке их к освобождению из мест лишения свободы значительная часть освободившихся совершает повторные преступления.

Основной причиной рецидивной преступности является незанятость и бесконтрольность подростков. Как правило, подростки возвращаются в социально неблагополучные семьи, в которых родители пьянствуют, не занимаясь воспитанием детей. К тому же существующая в Ленинградской области проблема трудоустройства и социальной адаптации этой категории несовершеннолетних лишает их перспективы официально получить постоянную работу, что в конечном итоге приводит либо к отказу значительной части осужденных от возвращения домой, либо к совершению противоправных деяний.

В 2005 году из Колпинской воспитательной колонии в Ленинградскую область возвратились 75 человек, освобожденных условно-досрочно, и по истечении срока наказания 57 из них (76,1 процента) до настоящего времени не трудоустроены.

Анализ показывает, что каждый пятый возвратившийся из колонии совершил повторное преступление, а каждый третий - административное правонарушение. Из 216 выпускников Сланцевской специальной общеобразовательной школы закрытого типа в 2001-2005 годах каждый четвертый совершил преступление либо административное правонарушение.

По состоянию на 1 января 2006 года в Колпинской воспитательной колонии и следственных изоляторах содержатся 68,5 процента (170 человек) и 47,0 процента (61 человек) соответственно жителей Ленинградской области от общего числа содержащихся в них подростков. В Сланцевской специальной общеобразовательной школе закрытого типа обучаются 130 несовершеннолетних. Кроме того, 68 подростков содержатся в аналогичных учреждениях других регионов России, так [как] в Ленинградской области отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, и лиц женского пола.

Следует отметить низкий образовательный уровень участников преступлений: 39,5 процента от общего числа участников преступлений, совершенных в 2005 году, имели только начальное образование.

Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии, совершающих правонарушения, что значительно усугубляет криминогенную ситуацию в подростковой среде. Так, в 2005 году число лиц этой категории, доставленных в органы внутренних дел за различные правонарушения, возросло на 27,4 процента, а состоящих на учете - 29,8 процента.

Не учащиеся и не работающие подростки с отрицательными поведенческими установками и низкой мотивацией к учебе и работе не конкурентоспособны на рынке труда.

Анализ причин отклонения от учебы и работы и совершения преступлений свидетельствует о том, что данная категория несовершеннолетних и молодежи нуждается в особых условиях обучения, воспитания, трудовой занятости.

Для создания таких условий требуется единая система социальной адаптации несовершеннолетних, совершивших правонарушения, на базе постоянной трудовой занятости с обеспечением организованного досуга, летнего отдыха и оздоровления с элементами спортивной и трудовой занятости, получения общего среднего образования, необходимых трудовых навыков, профессии и опыта современных производственных отношений, осуществления индивидуальной и групповой воспитательной, психологической и психотерапевтической помощи подросткам по коррекции их поведения, взаимодействия с семьей несовершеннолетних в целях воздействия на среду проживания, условий для временного проживания несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и находящихся в социально опасном положении.

Поэтому трудоустройство и социальную адаптацию несовершеннолетних, имеющих устойчивый криминогенный характер поведения, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и возвратившихся из пенитенциарных и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, целесообразнее и в десятки раз экономически выгоднее осуществлять на базе постоянных специализированных рабочих мест, так как минимальный ущерб, причиняемый одним фактом совершенного несовершеннолетним преступления, составляет от 440 до 510 тысяч рублей в год в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»