ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 19 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 декабря 2009 года и распространяется
на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года
на основании Закона Ленинградской области
от 10 декабря 2009 года N 98-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 78-оз (Вести, N 94, 22.08.2006);
Законом Ленинградской области от 29 февраля 2008 года N 10-оз (Вести, N 51, 19.03.2008);
Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз (Вести, N 244, 24.12.2008).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
14 июня 2005 года)
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области на 2006-2009 годы".
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
13 июля 2005 года
N 58-оз
Приложение
Региональная целевая программа
"Развитие дополнительного профессионального
(педагогического) образования в Ленинградской области
на 2006-2009 годы"
(с изменениями на 19 декабря 2008 года)
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие дополнительного профессионального (педагогического)
образования в Ленинградской области на 2006-2009 годы"
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Развитие дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области на 2006-2009 годы" (далее - Программа) |
Основание для | 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 13266-I (с последующими изменениями). 2. Национальная доктрина образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751. 3. Федеральная программа развитие образования (утвержденная Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ). 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р. |
Периоды и этапы реализации Программы | Срок действия Программы: 2006-2009 годы |
Цель Программы | Обеспечение системы образования Ленинградской области высококвалифицированными педагогическими кадрами за счет совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров |
Основные задачи, мероприятия Программы | 1. Организовать переподготовку педагогов Ленинградской области по ряду востребованных направлений в соответствии с потребностями системы образования Ленинградской области в контексте модернизации российского образования. |
(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2006 год | Всего - 8707,7 тысячи рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 6959,5 тысячи рублей; местных бюджетов - 1748,2 тысячи рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | Всего - 16871,5 тысячи рублей (областной бюджет - 10992,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 5879,2 тысячи рублей), в том числе: в 2007 году - 5693,3 тысячи рублей (областной бюджет - 3794,0 тысяч рублей, местные бюджеты - 899,3 тысячи рублей); в 2008 году - 5971,5 тысячи рублей (областной бюджет - 3964,9 тысячи рублей, местные бюджеты - 2006,6 тысячи рублей); в 2009 году - 5206,7 тысячи рублей (областной бюджет - 3233,4 тысячи рублей, местные бюджеты - 1973,3 тысячи рублей) |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы | 1. Переподготовка педагогических кадров, в том числе малокомплектных сельских школ, по следующим направлениям: английский язык - 3 группы (75 человек, из них в 2006/2007 учебном году - 25 человек; в 2007/2008 году - 25 человек; в 2008/2009 году - 25 человек); |
(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Представитель заказчика Программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнитель Программы | Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Соисполнители Программы: образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования на конкурсной основе, прежде всего государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" и автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина" |
(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тарасов Сергей Валентинович, тел. 273-33-78 |
(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Система организации контроля | Контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы социальной сферы. О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий Программы комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию) |
Программа предусматривает проведение комплекса работ и мероприятий по развитию дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области.
Необходимость обновления подходов к переподготовке и повышению квалификации педагогических работников определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р), Программе модернизации педагогического образования (утверждена Министерством образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 1313) и других документах, а также обусловлена внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности педагога, образования и региона в целом. Разработка Программы обеспечит включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решит кадровую проблему и позволит подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.
Сфера образования Ленинградской области сохраняет достаточно высокий педагогический потенциал.
Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о том, что профессиональный уровень педагогических работников возрастает: в 2002/2003 учебном году в учреждениях образования работало 83,4 процента (в 2001-2002 годах - 82,6 процента) педагогов с высшим образованием, 13,9 процента (в 2001/2002 году - 14,3 процента) - со средним специальным, 2,5 процента (в 2001/2002 году - 2,8 процента) - с незаконченным высшим. 90,5 процента педагогических работников составляют женщины (в 2001/2002 году - 90,3 процента).
За 2003 год в области аттестовано 5199 человек (19 процентов). В настоящее время 74 процента работников системы образования имеют квалификационную категорию. Каждый седьмой педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию.
В то же время прослеживается ряд серьезных негативных тенденций, от направления развития которых в ближайшем будущем зависит предотвращение их деструктивных последствий для системы образования и региона в целом.
К этим тенденциям в первую очередь необходимо отнести:
1. Снижение количественного состава педагогических кадров в связи с демографической ситуацией, что особенно явно проявляется в высвобождении значительного количества педагогов начальной школы, математики, русского языка. Если в 2000 году число педагогов области составляло 13773 человека, то уже в 2003 году - 12063 человека, что на 1710 человек (12,4 процента) меньше. В последующие 2005-2009 годы этот процесс будет продолжаться, хотя его характер несколько стабилизируется (приложение 4 к Программе).
2. Увеличивается число педагогов пенсионного возраста. За три года оно составило 210 человек (с 2097 до 2307 человек). Процент педагогов-пенсионеров в региональной системе образования составляет 19 процентов (в 2000 году - 15 процентов). Данная тенденция служит причиной следующей нестабильной ситуации:
педагоги пенсионного возраста в любой момент могут оставить работу в образовательном учреждении;
педагоги пенсионного возраста, имея постоянную социальную защиту в виде пенсионного обеспечения и законно претендуя на полную часовую нагрузку, находятся в более выгодных финансовых условиях, нежели педагоги трудоспособного возраста, что вынуждает последних искать иную работу, в том числе не в сфере образования.
Среди руководителей образовательных учреждений процент пенсионеров составляет 23,8 процента, что на 5 процентов выше показателя 2000 года (18,8 процента), в то время как общее число руководителей в связи с закрытием школ сократилось на 32 человека (с 431 до 399 человек).
Существует проблема недостаточного кадрового обеспечения образовательных учреждений, следствием чего является рост вакансий с 2,5 до 2,6 процента за период 2002-2003 годы. В общеобразовательных учреждениях наиболее востребованными на сегодняшний день являются учителя английского языка - 125 человек (16 процентов) (приложение 7 к Программе). В образовательных учреждениях сельской местности число вакансий составляет 2,9 процента. Не удовлетворена потребность многих образовательных учреждений области в квалифицированных психологах, социальных педагогах, специалистах в сфере коррекционной педагогики, высококвалифицированных менеджерах образования и других специалистах (приложение 5 к Программе).
Уменьшается число педагогов со стажем до пяти лет (с 11 до 9,2 процента). В то же время растет число педагогов более зрелого возраста, имеющих стаж 10 лет и более (с 75,5 до 80,4 процента).
Число молодых специалистов, приходящих в образовательные учреждения после окончания высших учебных заведений, составляет лишь третью часть от общей потребности в кадрах.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования испытывают нехватку в высококвалифицированных кадрах (преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения и так далее) на 38 процентов.
Продолжает сокращаться число работников системы начального профессионального образования вследствие оттока специалистов. В течение 2003/2004 учебного года число преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сократилось на 10,3 процента.
Анализ прогностических данных по высвобождению педагогов показывает следующее:
в 2005 году произойдет высвобождение 167 педагогов, из них учителей начальной школы - 54;
в 2006 году - 105 педагогов, из них учителей начальной школы - 37;
в 2007 году - 57 педагогов, из них учителей начальной школы - 21;
в 2008 году - 41 педагога, из них учителей начальной школы - 15;
в 2009 году - 26 педагогов, из них учителей начальной школы - 10.
Всего за пять лет 396 человек могут потерять свою работу в трудоспособном возрасте, из них учителей начальной школы - 139 человек (35 процентов), учителей русского языка и литературы - 68 человек (17 процентов) и учителей математики - 52 человека (13 процентов). Заявки на переподготовку поданы от 255 педагогов, чье высвобождение предполагается.
Мероприятия Программы дают возможность высвобождающимся педагогам пройти курс переподготовки по четырем направлениям (психология, социальная педагогика, английский язык и коррекционная педагогика), наиболее востребованным в современной системе образования. Высвобождаемые педагоги всех категорий, в первую очередь - русского языка и литературы, математики и учителя начальных классов, оптимально подходят для переподготовки по перечисленным направлениям.
В целях укрепления управленческого корпуса образовательных учреждений с учетом увольнения руководителей пенсионного возраста (директоров общеобразовательных школ пенсионного возраста - 95 человек, заместителей директора - 148 человек) и необходимой в связи с этим ротацией кадров по Программе планируется переподготовка по направлению "Менеджмент в образовании" 100 человек (приложение 1 к Программе, пункт 1.7).
Обновление содержания образования ставит задачу переподготовки педагогов для преподавания новых предметов (экономика, право), что нашло отражение в Программе (приложение 1 к Программе, пункт 1.5).
Для развития учреждений дополнительного и начального профессионального образования и интеграции их с другими учреждениями в системе образования предполагается переподготовка специалистов данных направлений (приложение 1 к Программе, пункт 1.8).
В целях обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования в рамках Программы предполагается осуществить ряд мероприятий по переподготовке работников системы начального профессионального образования (специалисты в области технического обслуживания информатизации образования, специалисты по инновационным технологиям в условиях информатизации образования, специалисты в области коррекционной педагогики, руководители образовательных учреждений) (приложение 1 к Программе, пункты 1.9-1.12, приложение 7 к Программе).
Программно-методический потенциал государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" и автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина" в состоянии обеспечить в полном объеме запланированные в Программе мероприятия. В случае необходимости к выполнению мероприятий, указанных в Программе, могут привлекаться другие учреждения профессионального образования на конкурсной основе (абзац в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию).
В качестве организационного механизма выполнения ряда мероприятий Программы (приложение 1 к Программе, пункты 1.1-1.8) могут выступать учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, их филиалов в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Это позволит по-новому организовать переподготовку педагогических кадров и приблизить систему повышения квалификации к проблемам развития отдельного образовательного учреждения, отдельной территории.
Ресурсное обеспечение переподготовки педагогических кадров в пяти муниципальных образованиях на базе существующих учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, их филиалов предполагает привлечение средств для:
подготовки необходимого помещения;
оснащения компьютерной, мультимедийной, коммуникационной и множительной техникой, мебелью (приложение 2 к Программе, пункт 1);
оплаты труда работников, обеспечивающих организацию и проведение переподготовки педагогических кадров в муниципальных образованиях (приложение 8 к Программе) (абзац в редакции, введенной в действие с 22 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 78-оз, - см. предыдущую редакцию);
содержания помещения.
В целях осуществления мероприятий по переподготовке специалистов системы начального профессионального образования предполагается обеспечить центр по переподготовке педагогических кадров системы начального профессионального образования автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина" необходимым компьютерным оборудованием (приложение 2 к Программе, пункт 2) (абзац в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 145-оз, - см. предыдущую редакцию).