(с изменениями на 24 апреля 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 14 июля 2004 года N 41-оз (Вести, N 82, 20.07.2004);
Законом Ленинградской области от 14 декабря 2004 года N 109-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 43, 29.12.2004);
Законом Ленинградской области от 12 мая 2005 года N 31-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 23, 14 июня 2005 года);
Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 36-оз (Вести, N 65, 15.06.2006);
Законом Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 66-оз (Вести, N 98, 25.05.2007, Вестник Правительства Ленинградской области, N 32, 28.05.2007).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
15 июля 2003 года)
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ленинградской области (2003-2007 годы)".
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
5 августа 2003 года
N 63-оз
Региональная целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости в Ленинградской области (2003-2007 годы)"
(с изменениями на 24 апреля 2007 года)
(в редакции, введенной в действие с 25 мая 2007 года
Законом Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 66-оз, -
см. предыдущую редакцию)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ленинградской области (2003-2007 годы)" (далее - Программа). В рамках Программы реализуется подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений Ленинградской области" (далее - Подпрограмма) |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", распоряжение Губернатора Ленинградской области от 2 апреля 2002 года N 145-рг "О назначении ответственных за работу с федеральными и региональными целевыми программами, реализуемыми в 2002 году и предлагаемыми к реализации в 2003 году" |
Период реализации Программы | 2003-2007 годы |
Цель Программы | Создание на территории Ленинградской области информационно-технических инфраструктур автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающих эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан |
Основные задачи, мероприятия Программы | Разработка и совершенствование нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей реализацию государственной политики в сфере ведения государственного земельного кадастра и учета недвижимости, управление недвижимостью всех форм собственности, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Всего - 260733,15 тысячи рублей, из них: |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | 260733,15 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Создание нормативно-правовой и научно-методической базы рационального использования земли и связанных с ней объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области; |
Разработчики Программы | Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2002-2003 годы |
Представитель заказчика Программы | Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом |
Исполнители Программы | Предприятия, организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Зинченко Олег Евгеньевич - первый заместитель председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, тел. 315-78-97 |
Система организации и контроля за реализацией Программы | Контроль и управление ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом. |
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745. В рамках Программы в соответствии с федеральной целевой подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" реализуется Подпрограмма.
Программа является логическим продолжением региональной целевой программы "Создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра Ленинградской области на 1996-2002 годы" и направлена на создание в Ленинградской области современной информационно-технической инфраструктуры, позволяющей реализовать цели государственной политики в области земельных и имущественных отношений.
Программа способствует решению основных задач в области структурной перестройки экономики в части земельно-имущественных отношений, намеченных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р (раздел "Развитие рынка земли и других объектов недвижимости"), и Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики (раздел "Развитие рынка земли и недвижимости"), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р.
Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра и государственному учету объектов недвижимости как одной из основополагающих инфраструктур Ленинградской области в части проведения государственной политики по обеспечению эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейшего стратегического ресурса в интересах укрепления экономики России и Ленинградской области.
При реализации Программы учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии, проблемы и тенденции социально-экономического развития как Ленинградской области, так и Российской Федерации в целом. Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Но достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, снижающих социально-экономический потенциал развития Российской Федерации и ее субъектов.
На сегодняшний день одной из главных проблем остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. До сих пор не проведено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Российской Федерации и собственность муниципальных образований на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ. Начатые работы по инвентаризации земель не завершены из-за отсутствия их финансирования. Не проведена кадастровая оценка земель в полном объеме за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение землей и иными объектами недвижимости осуществляются раздельно. Земельные участки не являются средствами обеспечения финансовых (ипотечных) кредитов. Как следствие, земельные участки и иная недвижимость не используются как полноценный актив, что снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием полных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Планируемое в рамках осуществления федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007годы)" и Программы решение указанных проблем будет способствовать реализации конституционных гарантий по вопросу собственности на землю и иную недвижимость, а также активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создавать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, позволит сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества и совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в собственности Российской Федерации, Ленинградской области как субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера. Комплексность мероприятий не позволяет реализовать их в полном объеме в рамках отдельного ведомства. Ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов. С этой целью в рамках Программы реализуется Подпрограмма, направленная на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Ленинградской области как субъекта Российской Федерации и муниципальных образований Ленинградской области, на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.
Важным обстоятельством является то, что Программа, охватывая сферу государственного земельного кадастра как единую систему государственного учета объектов недвижимости, координируется с Федеральной программой поэтапного развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273.
Целью Программы является создание в Ленинградской области условий для планомерной реализации государственной политики по обеспечению рационального использования и эффективного управления землей и иной недвижимостью, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан, формирование автоматизированных баз данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
Основными задачами Программы являются:
разработка и совершенствование нормативно-методической базы, обеспечивающей создание государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности их сведений;
создание с использованием единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости, а также сведения о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;
создание автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества как объектах права и налогообложения, полученных в результате инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков, разграничения государственной собственности на землю;
ввод в эксплуатацию в государственных органах по ведению государственного земельного кадастра и учету объектов недвижимости программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости;
обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и созданием системы электронного обмена сведениями между ними;
организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также кадастровую оценку земель.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Достижению указанной цели препятствует ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, одной из которых остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. Из-за недостаточного финансирования не были завершены работы по инвентаризации и государственной кадастровой оценке земель поселений Ленинградской области.
Возможность внедрения эффективных экономических методов в сферу управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем планируется в рамках Программы. Кроме того, выполнение мероприятий Программы дает возможность активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования.
В рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" в целях обеспечения ведения государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием земель, своевременного и полного сбора платежей за землю постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 1996 года N 117 утверждена программа "Создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра Ленинградской области в 1996-2000 годах". Постановлениями Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 7 и от 25 октября 2002 года N 183 срок действия указанной программы продлен на 2001 и 2002 годы.
Общие затраты на реализацию мероприятий программы 1996-2000 годов из всех источников финансирования были определены в объеме свыше 200 миллионов деноминированных рублей, в том числе затраты из средств федерального бюджета составляли 52,9 миллиона рублей, областного бюджета - 52,8 миллиона рублей, местных бюджетов - 66,1 миллиона рублей. Фактически за эти годы было выделено 31,2 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 миллиона рублей, из областного бюджета - 14,7 миллиона рублей, что составило около 30 процентов от запланированных объемов. Для реализации программы в 2001-2002 годах выделено из средств федерального бюджета 7,3 миллиона рублей, из областного бюджета - 39,2 миллиона рублей. Информация о динамике финансирования Программы представлена в приложении 2 к Программе.
За указанный период были выполнены следующие работы:
комплекс аэрофотогеодезических работ по созданию земельно-кадастровых карт (М 1:2000) сельских населенных пунктов Волховского, Волосовского, Кингисеппского, Ломоносовского, Кировского, Выборгского, Всеволожского районов;
создание опорно-межевой сети (Ломоносовский, Лужский, Волосовский, Приозерский, Тосненский, Лодейнопольский, Подпорожский, Выборгский, Всеволожский, Кировский, Волховский, Кингисеппский районы);
государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий и земель поселений Ленинградской области;
инвентаризация сельскохозяйственных угодий;
формирование инвестиционного земельного фонда;
подготовка и утверждение Правительством Ленинградской области нормативных правовых документов по регулированию земельных отношений и определению платежей за землю;
уточнение и согласование административных границ 29 муниципальных образований. Приняты областные законы по их установлению и по уточнению границ Ленинградской области со смежными субъектами Российской Федерации;
осуществление внедрения автоматизированной технологии ведения государственного земельного кадастра;
инвентаризация сведений о ранее учтенных земельных участках.
Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: