(с изменениями на 6 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 388 (Российская газета, N 108, 19.06.2002).
____________________________________________________________________
В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики:
1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
2. Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов руководствоваться положениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2001 года N 910-р
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(2002-2004 годы)
(с изменениями на 6 июня 2002 года)
1. | ЦЕЛИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ | 5 | |||||||||||
1.1. | Долгосрочные ориентиры | 5 | |||||||||||
1.2. | Социально-экономические проблемы, ограничения | 7 | |||||||||||
1.3. | Задачи среднесрочной программы и среднесрочные | 11 | |||||||||||
2. | СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 17 | |||||||||||
2.1. | Основные направления социальной политики | 17 | |||||||||||
2.2. | Стабилизация демографической ситуации | 19 | |||||||||||
2.3. | Политика в сфере образования | 20 | |||||||||||
2.4. | Политика в области науки | 26 | |||||||||||
2.5. | Политика в сфере культуры | 29 | |||||||||||
2.6. | Реформирование здравоохранения | 30 | |||||||||||
2.7. | Развитие физической культуры и спорта | 34 | |||||||||||
2.8. | Трудовые отношения, | занятость | и миграция | 35 | |||||||||
2.9. | Социальная поддержка | населения | 42 | ||||||||||
2.10. | Пенсионная реформа | 46 | |||||||||||
3. | МОДЕРНИЗАЦИЯ | ЭКОНОМИКИ | 50 | ||||||||||
3.1. | Создание благоприятного инвестиционного и |
| |||||||||||
3.1.1. | Защита прав собственности и корпоративное |
| |||||||||||
3.1.2. | Реформирование налоговой системы | 55 | |||||||||||
3.1.3. | Развитие института банкротства и защита прав |
| |||||||||||
3.1.4. | Дебюрократизация экономики | 59 | |||||||||||
3.1.5. | Выравнивание условий конкуренции и |
| |||||||||||
3.1.6. | Управление государственной собственностью | 64 | |||||||||||
3.1.7. | Развитие рынка земли и других объектов | 66 | |||||||||||
3.1.8. | Финансовая инфраструктура и финансовое | 70 | |||||||||||
3.1.8.1. | Реформирование банковской системы | 70 | |||||||||||
3.1.8.2. | Инструменты денежного рынка | 73 | |||||||||||
3.1.8.3. | Развитие фондового рынка и инвестиционных | 74 | |||||||||||
3.1.8.4. | Развитие рынка страховых услуг | 76 | |||||||||||
3.1.9. | Политика поощрения инвестиций | 79 | |||||||||||
3.2. | Структурная политика | 82 | |||||||||||
3.2.1. | Цели, задачи и этапы реализации структурной | 82 | |||||||||||
3.2.2. | Направления развития промышленности и ее | 85 | |||||||||||
3.2.3. | Научно-техническая и инновационная политика | 87 | |||||||||||
3.2.4. | Политика в сфере развития "новой экономики" | 89 | |||||||||||
3.2.5. | Развитие телекоммуникационной и информационной | 92 | |||||||||||
3.2.6. | Агропродовольственная политика | 94 | |||||||||||
3.2.7. | Развитие транспортного комплекса | 96 | |||||||||||
3.2.7.1. | Развитие транспортной инфраструктуры | 96 | |||||||||||
3.2.7.2. | Реструктуризация естественной монополии на | 100 | |||||||||||
3.2.7.3. | Транспорт нефти и нефтепродуктов | 102 | |||||||||||
3.2.8. | Структурные изменения в электроэнергетике | 104 | |||||||||||
3.2.9. | Структурные изменения в газовом комплексе | 106 | |||||||||||
3.2.10. | Структурные изменения в жилищно-коммунальном | 109 | |||||||||||
3.2.11. | Реформирование и развитие | 112 | |||||||||||
3.3. | Экономические аспекты экологической политики и | 115 | |||||||||||
3.4. | Внешнеэкономическая политика | 118 | |||||||||||
4. | ФЕДЕРАЛЬНАЯ | РЕГИОНАЛЬНАЯ | ПОЛИТИКА | 126 | |||||||||
4.1. | Проблемные регионы | 127 | |||||||||||
4.2. | Интеграция экономического пространства | 129 | |||||||||||
4.3. | Основные направления развития макрозон | 130 | |||||||||||
4.3.1. | Северо-Запад (Северный и Северо-Западный |
| |||||||||||
4.3.2. | Европейский Центр (Центральный и |
| |||||||||||
4.3.3. | Поволжский регион (Волго-Вятский и Поволжский |
| |||||||||||
4.3.4. | Северный Кавказ | 134 | |||||||||||
4.3.5. | Урал | 135 | |||||||||||
4.3.6. | Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский |
| |||||||||||
4.3.7 | Дальний Восток | 137 | |||||||||||
4.4. | Экономический федерализм и федеральная |
| |||||||||||
4.4.1. | Реформа межбюджетных отношений Федеральная региональная |
| |||||||||||
социально-экономическая политика | 141 | ||||||||||||
4.4.3. | Особенности социально-экономической политики |
| |||||||||||
5. | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ | БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ | 148 | ||||||||||
6. | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 153 |
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами. Достижение этих целей возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также в обеспечении социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры.
Итоги социально-экономического развития страны в 1999-2000 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции - на 24 процента, объем инвестиций в основные фонды - на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ - продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.
После августовского кризиса 1998 г. сложился ряд объективных предпосылок для начала общеэкономического подъема. Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной политики и сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен от масштабов девальвации повысило конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что способствовало улучшению платежного баланса и дало мощный импульс к подъему отечественного производства и оживлению деловой активности во всех сферах экономики.
Другими факторами, оказавшими позитивное влияние на экономику, стали перемены в микроэкономической среде и мотивации экономических агентов. За прошедшие годы все большая часть предприятий стала приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности: снизился удельный вес нерыночных расчетов особенно по естественным монополиям, второй год подряд растет прибыль. Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика государства стала более взвешенной, бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения.
Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики.
Значительными остаются масштабы бедности, средние стандарты жизни недопустимо низки. Не обеспечиваются минимальные государственные социальные гарантии. Продолжается сокращение численности населения, не снижается отток квалифицированной рабочей силы в другие страны.
В 2000 году объем прибыли существенно увеличился, а общая сумма убытков по экономике в целом снизилась незначительно. Практически не изменилась доля убыточных предприятий, она сохранилась на уровне около 40 процентов.
Несмотря на рост инвестиций в 1999-2000 годах, сохраняется деформированность их структуры в сторону энергосырьевого сектора и транспорта. В 1999 году на них пришлось 40 процентов от общего объема инвестиций (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30 процентов, а в предыдущие десятилетия - 20-25 процентов). Такой "перекос" в сторону энергосырьевого сектора при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов, значительно усложняет задачу модернизации экономики.
Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.
Целью данной программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.