Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 5 ноября 1997 года N 46


О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 20 февраля 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 15 марта 2000 года N 7 (Тверская, 13, N 23, 07-13.06.00);

Законом города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001);

Законом города Москвы от 19 декабря 2001 года N 78 (Вестник мэрии Москвы, N 6, февраль, 2002 год);

Законом города Москвы от 21 мая 2003 года N 29 (Тверская, 13, N 76-77, 26.06.2003);

Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 56, 12.10.2005);

Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 12.07.2007);

Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);

Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12 (Тверская, 13, N 70, 04.06.2009);

Законом города Москвы от 29 июня 2011 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 25.07.2011);

Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26 (Тверская, 13, N 79, 03.07.2012);

Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 68, 11.12.2012);

Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2014);

Законом города Москвы от 27 мая 2015 года N 28 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 11.06.2015);

Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.09.2015);

Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 02.06.2016);

Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.02.2019).         

____________________________________________________________________


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере защиты населения и территорий города Москвы (далее - защита населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию)

I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.     

Потенциально опасный объект - объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)


     Часть утратила силу со 2 октября 2015 года - Закон города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию.

Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(Часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(Часть дополнительно включена с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22)


Статья 2. Правовая основа защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций


Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, правовые акты органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - городских округов и поселений, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(Статья дополнена с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26, - см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) объединяет силы и средства органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)    

2. Уровни функционирования МГСЧС устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(Часть дополнительно включена со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49)

    

3. Организация, органы управления на каждом уровне функционирования МГСЧС, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГСЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)     

(Статья в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию)

     

Статья 3.1. Функционирование органов управления и сил МГСЧС  

1. Органы управления и силы МГСЧС функционируют в режиме:

     

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

     

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

     

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

2. Порядок деятельности органов управления и сил МГСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)

3. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств МГСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

     

б) местный уровень реагирования:

решением главы городского округа, поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского округа, поселения;

решением префекта административного округа города Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории одного или нескольких районов, двух и более городских округов, поселений, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного административного округа города Москвы;

     

в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица города Москвы - Мэра Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более административных округов города Москвы, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории города Москвы;

     

г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, указанные в части 3 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

     

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

     

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций;

     

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

     

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(Часть дополнительно включена с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22)     

(Статья дополнительно включена с 22 декабря 2012 года Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58)

Статья 4. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

(Часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24)

Порядок обеспечения такой информацией населения, органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2012 года Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58. - См. предыдущую редакцию)

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*

____________________________

* Название главы в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию.

     

Статья 5. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*

____________________________

* Название статьи в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию.     

1. Часть исключена с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45. - См. предыдущую редакцию.     

2. Мэр Москвы:

а) принимает решения, определяющие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом города Москвы основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций;

б) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка на территории города Москвы, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил МГСЧС;