(с изменениями на 8 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 15 марта 2000 года N 7 (Тверская, 13, N 23, 07-13.06.00);
Законом города Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001);
Законом города Москвы от 19 декабря 2001 года N 78 (Вестник мэрии Москвы, N 6, февраль, 2002 год);
Законом города Москвы от 21 мая 2003 года N 29 (Тверская, 13, N 76-77, 26.06.2003);
Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 56, 12.10.2005);
Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 12.07.2007);
Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);
Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12 (Тверская, 13, N 70, 04.06.2009);
Законом города Москвы от 29 июня 2011 года N 30 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 25.07.2011);
Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26 (Тверская, 13, N 79, 03.07.2012);
Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 68, 11.12.2012);
Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2014);
Законом города Москвы от 27 мая 2015 года N 28 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 11.06.2015);
Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.09.2015);
Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 02.06.2016);
Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.02.2019);
Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.06.2022);
Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.05.2024).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере защиты населения и территорий города Москвы (далее - защита населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию)
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2009 года Законом города Москвы от 20 мая 2009 года N 12, - см. предыдущую редакцию)
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Авария - опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Потенциально опасный объект - объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)
Часть утратила силу со 2 октября 2015 года - Закон города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию.
Стандарты безопасности в чрезвычайных ситуациях нормативно-технические документы, утверждаемые уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и устанавливающие комплекс норм, правил, требований безопасности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эксплуатирующая организация - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), осуществляющий деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации соответствующего производственного, другого хозяйственного и иного объекта собственными силами и (или) с привлечением на договорной основе других предприятий или организаций и имеющий для осуществления этой деятельности соответствующее разрешение (лицензию).
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(Часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24)
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Часть дополнительно включена с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22)
Правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 26; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
1. Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) объединяет силы и средства органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
2. Уровни функционирования МГСЧС устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Часть дополнительно включена со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49)
3. Организация, органы управления на каждом уровне функционирования МГСЧС, состав сил и средств, порядок функционирования МГСЧС определяются Положением о МГСЧС, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию)
1. Органы управления и силы МГСЧС функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. Порядок деятельности органов управления и сил МГСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)
3. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств МГСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования - решением префекта административного округа города Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории одного или нескольких районов города Москвы, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного административного округа города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица города Москвы - Мэра Москвы при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов исполнительной власти города Москвы, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более административных округов города Москвы, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, указанные в части 3 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 октября 2015 года Законом города Москвы от 9 сентября 2015 года N 49. - См. предыдущую редакцию)
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и организаций;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти города Москвы, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Часть дополнительно включена с 13 июня 2016 года Законом города Москвы от 25 мая 2016 года N 22; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
(Статья дополнительно включена с 22 декабря 2012 года Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58)
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти города Москвы и руководители организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
(Часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Законом города Москвы от 20 июня 2007 года N 24; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Порядок обеспечения такой информацией населения, органов государственной власти города Москвы и организаций определяется нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2012 года Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 58; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
____________________________
* Название главы в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию.
____________________________
* Название статьи в редакции, введенной в действие с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45, - см. предыдущую редакцию.
1. Часть исключена с 23 октября 2005 года Законом города Москвы от 14 сентября 2005 года N 45. - См. предыдущую редакцию.