Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

3.12. Финансовая политика


Бюджетная политика и бюджетный механизм: цели и задачи

Основными целями и задачами бюджетной политики на региональном уровне на среднесрочную перспективу следует считать:

- рост уровня потребления населения;

- увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов;

- всемерную экономию государственных расходов;

- сбалансированность бюджета;

- реформирование межбюджетных отношений;

- переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля;

- принятие реалистичных бюджетов.

Бюджетная система региона должна обеспечивать:

1) соответствие между расходными функциями и наличием соответствующих ресурсов;

2) необходимые права и стимулы для мобилизации бюджетных поступлений с мест;

3) выполнение региональными органами власти и управления своих полномочий в законодательной и исполнительной областях при соблюдении требования их финансовой независимости от вышестоящих уровней;

4) функционирование инфраструктуры территории как важнейшего условия формирования и поддержания в действенном состоянии внутрирегиональных связей;

5) регулирование состояния и режима использования природно - ресурсного и экологического потенциала как основы существования и развития территории и жизнеобеспечения ее населения;

6) стимулирование деловой активности, осуществление структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности региона. При этом бюджетная система региона должна быть простой, открытой, легко управляемой, ясной в построении, справедливой с учетом региональных и общегосударственных интересов и потребностей отдельных групп населения.

Действующая система бюджетного устройства России, бюджетные взаимоотношения, разработка и исполнение бюджетов имеют определенные недостатки, которые приводят к таким последствиям, как:

- резкое сужение доходной базы бюджетов всех уровней;

- рост числа субъектов Федерации и муниципальных образований, имеющих дотационные бюджеты;

- рост недоимок в бюджеты всех уровней;

- неравномерность бюджетной обеспеченности жителей городов и сельской местности, а также финансирования отдельных статей региональных и местных бюджетов;

- распыление государственных и муниципальных финансов по многочисленным внебюджетным фондам, имеющих по своей сути бюджетную природу и целевую направленность;

- наличие значительных встречных потоков денежных средств в процессе "расщепления налогов", сборов и платежей, субсидий и дотаций в межбюджетных отношениях;

- отсутствие должного стимулирования бюджетных механизмов снижения дотационности ЖКХ, продукции АПК, услуг газового хозяйства, пассажирского транспорта и других дотационных сфер;

- значительное сокращение бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиционные цели;

- передача на региональный и местный уровень управления расходных полномочий без соответствующего подкрепления их доходными источниками;

- недостаточно полный учет всех составляющих баланса финансовых ресурсов региона при проведении политики регулирования территориального развития;

- низкая степень прозрачности бюджетных процедур;