Бюджетная политика и бюджетный механизм: цели и задачи
Основными целями и задачами бюджетной политики на региональном уровне на среднесрочную перспективу следует считать:
- рост уровня потребления населения;
- увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов;
- всемерную экономию государственных расходов;
- сбалансированность бюджета;
- реформирование межбюджетных отношений;
- переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля;
- принятие реалистичных бюджетов.
Бюджетная система региона должна обеспечивать:
1) соответствие между расходными функциями и наличием соответствующих ресурсов;
2) необходимые права и стимулы для мобилизации бюджетных поступлений с мест;
3) выполнение региональными органами власти и управления своих полномочий в законодательной и исполнительной областях при соблюдении требования их финансовой независимости от вышестоящих уровней;
4) функционирование инфраструктуры территории как важнейшего условия формирования и поддержания в действенном состоянии внутрирегиональных связей;
5) регулирование состояния и режима использования природно - ресурсного и экологического потенциала как основы существования и развития территории и жизнеобеспечения ее населения;
6) стимулирование деловой активности, осуществление структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности региона. При этом бюджетная система региона должна быть простой, открытой, легко управляемой, ясной в построении, справедливой с учетом региональных и общегосударственных интересов и потребностей отдельных групп населения.
Действующая система бюджетного устройства России, бюджетные взаимоотношения, разработка и исполнение бюджетов имеют определенные недостатки, которые приводят к таким последствиям, как:
- резкое сужение доходной базы бюджетов всех уровней;
- рост числа субъектов Федерации и муниципальных образований, имеющих дотационные бюджеты;
- рост недоимок в бюджеты всех уровней;
- неравномерность бюджетной обеспеченности жителей городов и сельской местности, а также финансирования отдельных статей региональных и местных бюджетов;
- распыление государственных и муниципальных финансов по многочисленным внебюджетным фондам, имеющих по своей сути бюджетную природу и целевую направленность;
- наличие значительных встречных потоков денежных средств в процессе "расщепления налогов", сборов и платежей, субсидий и дотаций в межбюджетных отношениях;
- отсутствие должного стимулирования бюджетных механизмов снижения дотационности ЖКХ, продукции АПК, услуг газового хозяйства, пассажирского транспорта и других дотационных сфер;
- значительное сокращение бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиционные цели;
- передача на региональный и местный уровень управления расходных полномочий без соответствующего подкрепления их доходными источниками;
- недостаточно полный учет всех составляющих баланса финансовых ресурсов региона при проведении политики регулирования территориального развития;
- низкая степень прозрачности бюджетных процедур;