Методы и процедуры использования расходов бюджета должны способствовать повышению экономической эффективности решения первоочередных социальных проблем, росту инвестиционной активности на областном и муниципальном уровнях.
Политика в области расходов должна строиться на основе программы экономии государственных расходов и предусматривать:
- ревизию нормативно-правовой базы;
- исключение бюджетных расходов, необеспеченных реальными источниками финансирования;
- разумное сокращение количества региональных целевых программ;
- совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения неоправданных расходов, неэффективных дотаций, снижения бюджетных издержек;
- исключительно конкурсный характер процедур финансирования региональных программ и заказов, а также закупок товаров и услуг за счет бюджета;
- обеспечение режима экономии в расходовании средств на управление;
- усиление контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии, расходных материалов, товаров и услуг;
- обеспечение равномерности финансирования расходов, предусмотренных законом о бюджете;
- укрепление финансового контроля в системе исполнительной власти, ужесточение санкций за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
- формирование областного бюджета с выделением текущих расходов и бюджета развития. Необходимо обеспечить исполнение бюджета развития;
- упорядочение системы социальных льгот населению.
Бюджетные средства на оказание государственной поддержки отдельных отраслей экономики должны выделяться с обязательным учетом уже имеющихся ресурсов, аккумулируемых в отраслевых бюджетных, смешанных и негосударственных фондах и центрах. Необходим их полный реестр, уточнение организационно-правовых форм и статуса с целью определения целесообразности и эффективности участия региональных органов в их деятельности.
Инвестиционная политика области должна строиться с учетом формирования бюджета развития при сохранении существующих подходов к финансированию капитальных вложений.
Финансовая поддержка в виде прямого кредитования должна осуществляться исключительно в рамках поддержки инвестиционных проектов согласно региональным программам, предусматривающим такой вид поддержки. Количество программ должно быть строго ограничено. Одновременно недопустимым является прекращение финансирования программ, находящихся в стадии активной реализации. Необходимо ввести в практику обязательность получения от исполнителей программ и инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, финансовой отчетности за использование данных средств и оценку итоговой эффективности.
Необходима разработка системы мер по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований. Следует разработать среднесрочные программы, предусматривающие поэтапное выравнивание различий в социально-экономическом развитии территорий области. Эти программы должны стать основой разработки адресных программ капитального строительства и в данном направлении целесообразно применение инвестиционных проектов, осуществляемых под гарантии областных органов власти.
Бюджетная политика в области поддержки сельского хозяйства должна быть направлена на постепенное сокращение прямых бюджетных ассигнований на безвозвратной основе. Приоритетными направлениями должны стать различные формы кредитования. Выделение средств из областного бюджета на возвратной основе должно сопровождаться ужесточением мер ответственности за возврат полученных средств, а также обязательным наличием гарантий бюджетов муниципальных образований, на территории которых находятся заемщики средств областного бюджета. Эффективное использование фондов (лизингового, фонда поддержки фермерских хозяйств), созданных при министерстве сельского хозяйства и продовольствия области будет способствовать решению задач поддержки сельхозпроизводителей.
Сокращению расходов по финансированию топливно-энергетического комплекса должно способствовать установление лимитов потребления электро-, теплоэнергии, твердого топлива и газа для юридических лиц, сокращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей.
Переход к адресной социальной политике требует перенесения основной "нагрузки" социальных расходов на уровень муниципальных образований.
В социальной сфере необходимо:
- провести ревизию нормативной базы, упорядочить систему льгот и компенсаций;
- усилить социальную адресную поддержку наименее обеспеченной, социально незащищенной категории населения;
- обеспечить разработку и утверждение социальных стандартов в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры;
- перейти к четкому нормативному закреплению прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти в социальной сфере. Завершить разграничение полномочий и предметов ведения между Администрацией Ростовской области и органами муниципальных образований.
В сфере образования, учитывая его ключевую роль в подготовке интеллектуального и духовного потенциала области, необходимо разработать организационно-экономические механизмы жизнеобеспечения системы образования путем стимулирования бюджетного и внебюджетного финансирования. Это предполагает:
- улучшение условий труда работников образовательных учреждений;
- переход от финансирования в расчете на образовательное учреждение к финансированию в расчете на реально обучающихся в каждом учреждении;