Недействующий

О Концепции экономической политики Ростовской области (утратил силу)

Межбюджетные отношения


От создания оптимального механизма обеспечения действительного, а не просто регламентированного правом, сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы зависит успех финансовых преобразований. Существующая система межбюджетных отношений в Российской Федерации несовершенна, что находит выражение в сохраняющейся индивидуальности при определении финансовой помощи регионам, отсутствии целевой направленности финансовой поддержки субъектов Федерации, ограниченности сферы формализованного распределения финансовой помощи, недостаточной "прозрачности" методики расчета трансфертов, отсутствии стимулов для региональных и местных властей укреплять собственную налоговую базу и обоснованной методики оценки бюджетных потребностей регионов. Неотработанность отношений, неадекватность доходных полномочий расходным в цепочке "РФ - субъекты Федерации" проецируются и на уровень "региональные бюджеты - местные бюджеты".

В Ростовской области длительное время сохранялась система дотаций, которая не была увязана с возможностями областного бюджета и не обеспечена необходимыми финансовыми ресурсами, что вызвало настоятельную потребность в реформировании отношений между областным и местными бюджетами. В 1999 году удалось перейти от системы дотирования местных бюджетов к формированию фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

В среднесрочной перспективе органам власти всех уровней необходимо исходить из принципов и критериев реформирования межбюджетных отношений, предполагающих:

- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

- закрепление за местными бюджетами на долговременной основе (3 года) нормативов отчислений от ряда регулирующих доходов;

- усиление заинтересованности органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и всего контингента регулирующих доходов;

- равенство прав муниципальных образований в межбюджетных отношениях, не исключающее их различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся условиям для самообеспечения функционирования и социально-экономического развития каждого из них;

- применение в бюджетном регулировании единых для всех муниципальных образований методологии, критериев и факторов, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;

- сокращение встречных финансовых потоков;

- недопустимость изъятия или централизации без согласования в вышестоящий бюджет собственных доходов местных бюджетов, дополнительно полученных доходов или сэкономленных бюджетных средств;

- взаимная ответственность органов власти всех уровней за соблюдением обязательств по межбюджетным отношениям;

- ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений.

Система межбюджетных отношений должна ориентироваться на достижение:

- экономической эффективности;

- социальной справедливости;

- политической стабильности.

Построение разумной децентрализованной бюджетной системы, в которой решения принимаются на разных уровнях управления, следует считать более эффективной.

Регулирование межбюджетных отношений на региональном уровне связано с решением следующих задач:

- четким и рациональным разграничением на законодательной основе расходных полномочий и ответственности между органами субъекта Федерации и муниципальными образованиями;

- стабильным закреплением на долговременной основе (3 года) доходных источников местных бюджетов, исходя из социальной роли конкретного вида налогов для данной территории, его функционального назначения и целевой направленности, а также на основе принципа зависимости налоговых поступлений от результатов работы соответствующего органа управления;

- разработкой бюджетных нормативов на душу населения и социальных стандартов по основным направлениям бюджетных расходов (здравоохранению, образованию, ЖКХ, культуре, социальной политике);

- распределением средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований путем применения единой методологии и фиксированной формулы, разрабатываемых органами государственной власти субъекта Федерации (поэтапный переход к оценке объективных бюджетных потребностей муниципальных образований на основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов; использование в формулах бюджетного выравнивания налогового потенциала муниципальных образований; усиление целевой направленности финансовой помощи);

- инвентаризацией всех источников и направлений финансирования регионального развития с целью участия в федеральном фонде регионального развития и фонде развития региональных финансов.