ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ
Тридцатое заседание

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2002 года N 30/2
г.Екатеринбург


Об утверждении городской целевой Программы "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург" на 2003-2006 годы"



Во исполнение Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ), постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2000 N 884-ПП "Об утверждении основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 2000-2003 годы" (в редакции от 01.07.2002 N 513-ПП), в целях комплексного решения проблемы профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний у населения города Екатеринбурга, руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума

решила:

1. Утвердить городскую целевую Программу "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург" на 2003-2006 годы" (Приложение 1).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Москвина Е.А.).

     Глава города
А.М.Чернецкий

  Приложение 1
     к Решению
     Екатеринбургской городской Думы
     от 10 декабря 2002 года N 30/2

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург"
на 2003-2006 годы"

Екатеринбург 2002

СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист

2. Паспорт Программы

2.1. Наименование Программы

2.2. Основание для разработки Программы

2.3. Инициатор постановки проблемы

2.4. Координатор Программы

2.5. Разработчики Программы

2.6. Источники финансирования Программы

2.7. Состояние и анализ актуальности проблемы

2.8. Цели, задачи и этапы реализации Программы

2.9. Ожидаемые результаты от реализации Программы

3. План мероприятий по реализации Программы

4. Приложения к городской целевой Программе

4.1. Технико-экономическое обоснование городской целевой Программы;

4.2. Предварительная бюджетная заявка на ассигнования из городского бюджета для финансирования Программы на 2003 год;

4.3. Сведения о наличии других действующих федеральных, областных и иных целевых программ;

4.4. Аналитическая записка "К обоснованию Программы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения города Екатеринбурга".

2. Паспорт Программы


2.1. Наименование Программы


Городская целевая Программа "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург" на 2003-2006 годы".

2.2. Основание для разработки программы


Долгосрочная городская целевая Программа "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург" на 2003-2006 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Коллегии администрации города Екатеринбурга от 10.10.01 N 153 "О программе "Создание системы профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург".

Правовой основой разработки Программы являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Свердловской области от 21.08.97 N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области", Закон Свердловской области от 23.10.95 N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", а также постановление Правительства Свердловской области от 26.10.2000 N 884-ПП "Об утверждении основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 2000-2003 годы" и Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2001 N 150-ПП "Об утверждении основных направлений и областной целевой программе "Создание системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, в 2001 году".

2.3. Инициатор постановки проблемы


Инициаторами постановки проблемы роста заболеваемости населения, прежде всего детского, в связи с загрязнением окружающей среды и ее решения в городе Екатеринбурге являются Комитет по экологии и природопользованию администрации города Екатеринбурга, Управление здравоохранения администрации города Екатеринбурга, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Екатеринбурге.

Инициатива разработки и реализации Программы стала отражением озабоченности населения, прежде всего родителей, экологических неправительственных организаций, депутатов Екатеринбургской городской Думы в связи с повышенным уровнем заболеваемости в периоды превышения предельно допустимых уровней загрязнения атмосферного воздуха в городе, а также в целом влиянием факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения (загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания). Эта озабоченность обусловлена также тем, что темпы решения проблем сокращения и предотвращения загрязнения окружающей среды не позволяют надеяться на снижение негативного влияния на здоровье нынешнего поколения населения, прежде всего детей. Необходимо принять меры, которые обеспечат снижение последствий воздействия факторов загрязнения среды обитания на здоровье и повышение устойчивости организма к этим воздействиям.

2.4. Координатор программы


Заказчиком Программы является Администрация города Екатеринбурга, координатором - заместитель Главы города А.З.Ляшенко.

Координацию работ, научно-методическое и организационное руководство за выполнением Программы осуществляет Координационный совет по разработке и реализации муниципальной целевой Программы "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург", созданный в соответствии с постановлением Главы города Екатеринбурга от 08.10.2002 N 1091.

2.5. Разработчики Программы


Разработчиками Программы являются Управление здравоохранения администрации города Екатеринбурга, Комитет по экологии и природопользованию администрации города Екатеринбурга, федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Екатеринбурге", федеральное государственное учреждение науки "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий", федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области", автономная некоммерческая организация "Уральский региональный центр экологической эпидемиологии", Уральская государственная медицинская академия, муниципальная детская городская больница N 16.

2.6. Источники финансирования Программы


Финансирование Программы будет осуществляться из бюджета Свердловской области и бюджета города Екатеринбурга, в том числе за счет целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области и субвенций этого фонда городу Екатеринбургу, соответственно, в случае сохранения этого источника финансирования. Общая сумма финансирования Программы составляет 18250,0 тыс.руб., в том числе в 2003 году - 4000,0 тыс.руб. (см. таб.).

Таб.

     
Планируемый объем финансирования городской целевой Программы "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург" на 2003-2006 годы", тыс.руб.

Источник финансирования

2003 год

2004 год
(оценка)

2005 год
(оценка)

2006 год
(оценка)

Всего:

Городской бюджет, в том числе субвенции целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области городу Екатеринбургу

2000,0

2200,0

2450,0

2700,0

9350,0

Областной бюджет, в том числе целевой бюджетный экологический фонд Свердловской области (по согласованию)

2000,0

2100,0

2300,0

2500,0

8900,0

Итого:

4000,0

4300,0

4750,0

5200,0

18250,0


Объем финансирования из областного бюджета ежегодно устанавливается постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" (раздел "Реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях Свердловской области"). Предложения об объеме финансирования из областного бюджета, в том числе из целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области, готовит Координационный совет по разработке и реализации муниципальной целевой Программы "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург".

В 2003 году финансирование из областного бюджета предусмотрено в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2002 N 1079-ПП "Об утверждении областной государственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области на 2003 год". Сумма финансирования согласовывается и устанавливается Министерством природных ресурсов Свердловской области.

Средства из бюджета города Екатеринбурга (городской целевой Муниципальный фонд на реализацию целевых муниципальных программ развития города) определяются в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы и бюджетной заявкой на ассигнования из городского бюджета для финансирования Программы на каждый последующий год действия Программы после их принятия на Координационном совете по разработке и реализации муниципальной целевой Программы "Создание системы диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний у населения муниципального образования "город Екатеринбург". Координационный совет ежегодно утверждает План мероприятий по реализации Программы, который представляется в Екатеринбургскую городскую Думу для утверждения.

Получателем бюджетных средств на реализацию Программы является Управление здравоохранения администрации города Екатеринбурга, которое по согласованию с Комитетом по экологии и природопользованию администрации города Екатеринбурга, составляет бюджетную роспись и смету расходов на выполнение работ ответственными исполнителями, предусмотренными планом мероприятий на соответствующий год. Бюджетополучатель заключает договоры с исполнителями и контролирует их исполнение в соответствии с действующим законодательством.

2.7. Состояние и анализ актуальности проблемы


Город Екатеринбург относится к числу наиболее урбанизированных и индустриализованных центров Российской Федерации, где население сосредоточено вблизи предприятий машиностроительной и металлургической промышленности, предприятий стройиндустрии и энергетики. Экологическая обстановка в городе за последние годы не претерпевает значительных изменений. При небольшом сокращении уровня выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, прогрессивно увеличивается загрязнение атмосферного воздуха, связанное с автомобильным транспортом. Недостаточно качество питьевого водоснабжения. Загрязнение почвы превышает допустимые нормативы.

Неблагоприятные экологические факторы в сочетании с социальными и экономическими факторами определяют негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Особо настораживает ухудшение репродуктивного здоровья женщин, что проявляется ростом заболеваемости среди беременных женщин, снижением числа нормальных родов и увеличением количества младенцев с гипоксией, задержкой роста и недостаточностью питания.

Опасность влияния экологического неблагополучия особенно высока для здоровья и развития детей. Вред, наносимый физическому и психологическому развитию и здоровью детей, создает угрозу деградации будущего населения, то есть снижает основной популяционный резерв нации. Среди детей продолжает увеличиваться распространенность анемии, рахита, болезней мочеполовой системы, органов дыхания, пищеварения и кровообращения, врожденных пороков развития.

Эколого-эпидемиологические исследования, проведенные в городе Екатеринбурге, показали вклад пыле-газового загрязнения атмосферного воздуха в развитие высоко распространенных заболеваний органов дыхания и смертности населения, факторов канцерогенного и мутагенного риска, опасного накопления металлов, органических и других токсичных веществ в организме, прежде всего детей.

Влияние факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения является приоритетным для города Екатеринбурга.

Учитывая экономическую ситуацию, тенденции развития города, рост парка автомобилей и техническое состояние предприятий, создающих наибольшее влияние на среду обитания, может быть прогнозировано сохранение нынешних неблагоприятных экологических условий на достаточно длительный период. Сегодня экономический ущерб от вреда, причиненного здоровью населения города Екатеринбурга в результате экологических и санитарных правонарушений, составляет более 700,0 млн.руб. ежегодно за счет потерь городского бюджета и фондов социального страхования на медицинское обслуживание, на оплату больничных листков, потери доли налоговых поступлений в бюджет вследствие временной нетрудоспособности работающих лиц.

Это придает особую значимость безотлагательной разработке и принятию мер по целенаправленной защите здоровья населения, прежде всего детей и беременных женщин, от вредных техногенных воздействий, выявлению групп повышенного риска, своевременной диагностике экологически обусловленных и/или ассоциированных заболеваний, профилактике и реабилитации здоровья населения.

Вместе с тем анализ и оценка реальных связей между состоянием окружающей среды и нарушениями здоровья населения с выделением приоритетных вредных факторов и групп риска проведены еще недостаточно широко для того, чтобы служить надежной основой действенной экологической политики. Актуальной становится проблема профилактики, в том числе медицинской, экологически обусловленных и ассоциированных патологий у населения, проживающего в наиболее экологически неблагополучных зонах города. Современная система здравоохранения в городе не имеет отработанных технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения заболеваний, которые в значительной степени определяются факторами загрязнения окружающей среды. Отдельные работы, проводимые в этой сфере областными и муниципальными лечебно-профилактическими и медицинскими научными учреждениями не скоординированы и разрознены. Не создана организационная схема и не отработано взаимодействие организаций и учреждений по комплексному решению проблем реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях. Недостаточна клинико-лабораторная база, необходимая для диагностики и лечения экологически обусловленных патологий. В лечебно-профилактических учреждениях города отсутствуют специалисты и медицинские работники с опытом и квалификацией, требуемыми для эффективной диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных патологий.

Реабилитация здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, является составной частью обеспечения экологической безопасности города Екатеринбурга наряду с предотвращением и сокращением загрязнения окружающей среды и охраной и восстановлением природных комплексов города. Работа по всем этим направлениям требует системных решений и комплексного подхода в рамках реализации Стратегического плана развития города Екатеринбурга.

2.8. Цели и задачи Программы


Целью Программы является улучшение состояния здоровья населения города Екатеринбурга на основе создания принципиально новой, специализированной службы экологической медицины, опережающей оценки опасности неблагоприятных экологических факторов, разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий в комплексе с мерами по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»