ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2001 г. N 150-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ОБЛАСТНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ
У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ, В 2001 ГОДУ"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 31 марта 2013 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 6 марта 2013 года N 274-ПП
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения", Областного закона от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г. N 128), Областного закона от 5 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" ("Областная газета" от 31.10.95 г. N 118) и в развитие постановления Правительства Свердловской области от 27.03.98 г. N 300-п "Об утверждении регионального плана действий в интересах охраны здоровья детей Свердловской области на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 3, ст. 218) и постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2000 г. N 884-ПП "Об утверждении Основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 2000-2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 10, ст. 1125), в целях комплексного решения проблемы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить основные направления создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, на 2001-2003 годы (прилагаются).
2. Одобрить областную государственную целевую программу "Создание системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, в 2001 году" (прилагается).
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области предусматривать мероприятия по профилактике, диагностике и лечению экологически обусловленных заболеваний у детей при разработке и реализации муниципальных экологических программ, финансируемых в счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области.
4. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. ВОРОБЬЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Свердловской области
от 11 марта 2001 г. N 150-ПП
"Об утверждении основных направлений
и областной государственной целевой
программе "Создание системы
профилактики, диагностики и лечения
заболеваний у детей, проживающих
на экологически неблагополучных
территориях, в 2001 году"
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, НА 2001-2003 ГОДЫ
Основные направления создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, на 2001-2003 годы разработаны в развитие постановления Правительства Свердловской области от 27.03.98 г. N 300-п "Об утверждении регионального плана действий в интересах охраны здоровья детей Свердловской области на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 3, ст. 218), согласно постановлению Правительства Свердловской области от 30.12.99 г. N 1488-ПП "О плане организационных мероприятий Правительства Свердловской области на 2000 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 12-1, ст. 1407) и постановлению Правительства Свердловской области от 26.10.2000 г. N 884-ПП "Об утверждении Основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 2000-2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 10, ст. 1125) и в соответствии со следующими законодательными актами:
1. Закон Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 05.03.92 г., N 10, ст. 457).
2. Закон Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" ("Российская газета" от 06.04.99 г. N 64-65).
3. Областной закон от 5 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" ("Областная газета" от 31.10.95 г. N 118).
4. Областной закон от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г. N 128).
Свердловская область относится к числу наиболее урбанизированных и индустриализованных регионов Российской Федерации, где городское население значительно преобладает над сельским и сосредоточено вблизи предприятий машиностроительной, металлургической и горнодобывающей промышленности. Неблагоприятные экологические факторы в сочетании с социальным и экономическим неблагополучием общества сформировали негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Особо настораживает ухудшение репродуктивного здоровья женщин, что проявляется ростом заболеваемости среди беременных женщин, снижением числа нормальных родов и увеличением количества младенцев с гипоксией, задержкой роста и недостаточностью питания. Как показывают современные исследования, опасность экологического неблагополучия особенно высока для здоровья и развития детей. Вред, наносимый физическому и психологическому развитию и здоровью детей, создает угрозу деградации будущего взрослого населения и, тем самым, последующих поколений, то есть снижает основной популяционный резерв нации. Среди детей продолжает увеличиваться распространенность анемий, рахита, болезней мочеполовой системы, органов дыхания, пищеварения и кровообращения, врожденных пороков развития.
По данным социально - гигиенического мониторинга на территориях Свердловской области, характеризующихся в целом неудовлетворительным состоянием здоровья населения, в том числе детского (Алапаевский, Богдановичский, Ирбитский, Невьянский и Режевской районы, города Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск Уральский, Первоуральск, Ревда, Краснотурьинск, Асбест, Серов, Кировград, Полевской, Качканар, Ирбит, Красноуральск), отмечается влияние эколого - гигиенических факторов на санитарно эпидемиологическое неблагополучие этих территорий, где проживает приблизительно 60 процентов детского населения.
Эколого - эпидемиологические исследования, проведенные в Свердловской области федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Свердловской области", Екатеринбургским медицинским научным центром профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий, отделом "Экологическая эпидемиология" Уральского филиала центра подготовки и реализации проектов, Уральским региональным центром экологической эпидемиологии и другими учреждениями, показали вклад пылегазового загрязнения атмосферного воздуха промышленных городов в развитие высоко распространенных заболеваний органов дыхания у детей; опасное накопление в организме детей свинца (в особенности вблизи предприятий первичной и вторичной металлургии меди, свинца и их сплавов) приводит к задержке психологического развития и другим нарушениям здоровья ребенка; неблагоприятные изменения состояния организма у детей обнаружены у потомков жителей зоны Восточного радиоактивного следа, подвергшихся наиболее высокому радиационному воздействию. Вместе с тем в целом по области анализ и оценка реальных связей между состоянием окружающей среды и нарушениями здоровья детского населения с выделением приоритетных вредных факторов и групп повышенного риска проведен еще недостаточно широко для того, чтобы служить надежной основой действенной экологической политики. Для выполнения данных работ имеются кадровые и методические предпосылки, связанные с деятельностью в Свердловской области вышеназванных учреждений.
Учитывая экономическую ситуацию и техническое состояние предприятий, создающих наибольшее влияние на среду обитания, может быть прогнозировано сохранение нынешних неблагоприятных экологических условий на достаточно длительный предстоящий период. Сегодня на экологически неблагополучных территориях Свердловской области экономический ущерб от вреда, причиненного здоровью детского населения в результате экологических и санитарных правонарушений, составляет около 200 миллионов рублей ежегодно. Это придает особую значимость безотлагательной разработке и принятию мер целенаправленной защиты детей от вредных техногенных воздействий, по выявлению групп риска, своевременной диагностике экологически обусловленной детской патологии и реабилитации пострадавших. Эффективная работа по всем этим направлениям требует системных решений, в первую очередь на таких экологически неблагополучных территориях, как города Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск - Уральский, Первоуральск, Ревда, Кировград, Краснотурьинск, Асбест, Серов, Полевской, Верхняя Пышма, Реж, Красноуральск, Верхняя Салда.
Основная цель - улучшение состояния здоровья детского населения в Свердловской области на базе опережающей оценки опасности неблагоприятных экологических факторов, разработки и внедрения в практику мер первичной и вторичной профилактики экологически обусловленной детской патологии.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие основные задачи:
1) идентификация и оценка опасности промышленного загрязнения и других факторов окружающей среды, неблагоприятных для здоровья и развития детского населения Свердловской области;
2) ранжирование факторов по степени связанного с ними риска на региональном и местном уровнях;
3) выделение категорий детского населения, подвергающихся наибольшему риску;
4) обеспечение квалифицированного обследования состояния здоровья детей, диагностики и лечения выявляемых экологически обусловленных заболеваний, учета и диспансерного обслуживания больных детей;
5) обоснование и внедрение комплексных мер профилактики экологически обусловленной детской патологии;
6) подготовка нормативно - методической и правовой базы для решения поставленных задач, включая разработку методических рекомендаций по организации и проведению медико - профилактических и реабилитационных мероприятий;
7) совершенствование системы экологического и гигиенического воспитания и образования. Информирование органов власти и населения об экологическом риске и путях его снижения в целях охраны здоровья детей;
8) повышение квалификации специалистов, в том числе медицинских работников, педагогов.
Реализация основных направлений создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, на 2001-2003 годы будет осуществляться поэтапно.
1. Первый этап (2001-2002 годы).
В ходе реализации данного этапа:
1) будет разработана и проведена апробация на примере городов Екатеринбурга, Первоуральска, Ревды, Нижнего Тагила, Кировграда, Красноуральска методологии диагностики экологически обусловленной детской патологии, включая биомониторинг;
2) будут разработаны на основе информационного поиска и специальных исследований технологии этиологического и патогенетического лечения, а также биологической профилактики наиболее существенных для региона форм детской экологически обусловленной патологии;
3) будут подготовлены информационные материалы, памятки и пособия для повышения уровня эколого - гигиенических знаний у населения, дополнительного образования руководящих работников и специалистов;
4) будет проведена организационно - подготовительная работа по созданию специализированного центра детской экологически обусловленной патологии, разработана нормативно - правовая база и наиболее эффективные формы взаимодействия между основными исполнителями, участвующими в реализации основных направлений создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях;
5) будет разработана и проведена апробация методологии выбора участков территорий (зон) и групп детей особого экологического риска на базе решения ряда конкретных задач такого выбора на примере городов Екатеринбурга, Первоуральска, Ревды, Нижнего Тагила, Кировграда, Красноуральска.
На первом этапе реализация предусмотренных мероприятий по оценке воздействия приоритетных загрязнителей на организм детей, определению участков территорий повышенного экологического риска и идентификации (гигиенической диагностики) экологически обусловленной заболеваемости у детей начнет осуществляться в экологически неблагополучных городах (Екатеринбург, Нижний Тагил, Кировград, Первоуральск, Ревда, Красноуральск).
В результате реализации первого этапа будут разработаны регламентирующие нормативно - правовые документы, основы научно методического обеспечения создания системы профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленных заболеваний у детей, основные технологии гигиенической диагностики, медико биологической профилактики и лечения экологически обусловленной патологии, мероприятия по охране окружающей среды и здоровья детского населения для включения в муниципальные программы, организационные и образовательные меры, направленные на существенное снижение вредного воздействия на детское население приоритетных факторов экологического риска.
2. Второй этап (2002-2003 годы).
В ходе реализации данного этапа необходимо развитие и продолжение работ первого этапа, а также:
1) подготовка медико - экономических стандартов и протоколов лечения больных с экологически обусловленной патологией, информационно - методических и нормативно - правовых документов, необходимых для реализации основных направлений создания системы профилактики, диагностики и лечения на стабильной основе;
2) создание специализированного центра детской экологически обусловленной патологии в качестве научно - методического, консультационного и координирующего звена областной системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях;
3) организация и создание на экологически неблагополучных территориях на базе городских центров госсанэпиднадзора и педиатрических лечебно - профилактических учреждений городских или межмуниципальных центров детской экологически обусловленной патологии и лаборатории биомониторинга;
4) создание областного и муниципального регистра детей с повышенным накоплением токсических веществ в организме по данным биомониторинга и диагностированных случаев экологически обусловленной патологии, связанной с этим накоплением;
5) реализация мер по экологическому образованию, гигиеническому обучению и воспитанию населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях (дети, воспитатели детских образовательных учреждений, родители), а также руководящих работников промышленных предприятий и администраций муниципальных образований по вопросам профилактики и снижения экологически обусловленной патологии у детей;
6) оказание консультативной помощи детским медицинским учреждениям и центрам госсанэпиднадзора, повышение уровня знаний и профессиональной подготовки специалистов, включая их специализацию и стажировку;
7) растиражирование полученных результатов в других экологически неблагополучных городах (Каменск - Уральский, Краснотурьинск, Серов, Асбест, Полевской, Реж, Верхняя Пышма, Верхняя Салда).
Реализация мероприятий второго этапа позволит достичь внедрения нормативно - методических документов, стандартов и технологий, основных элементов системы профилактики, диагностики и лечения экологически обусловленной патологии у детей в практику здравоохранения с созданием специализированного центра детской экологически обусловленной патологии, организацией работы в межмуниципальных и городских базовых педиатрических лечебно профилактических учреждениях и лабораториях биомониторинга, с дальнейшим развитием постоянно действующей областной системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях.
С целью реализации основных направлений создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, ежегодно Правительством Свердловской области утверждаются программы, в которых определяются конкретные работы, исполнители, объемы и источники финансирования работ.
Основные результаты, которые будут достигнуты при реализации основных направлений создания системы профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях:
1) снижение экологически обусловленной заболеваемости среди детей Свердловской области на 60 процентов, их оздоровление;
2) ограничение вредного воздействия на детей и повышение их устойчивости к экологическим факторам;
3) экономическая эффективность от снижения заболеваемости детей ежегодно составит около 200 млн. рублей за счет соответствующего снижения затрат бюджета и фондов социального страхования на медицинское обслуживание, оплату больничных листов нетрудоспособности, потери доли налоговых поступлений в бюджет вследствие временной нетрудоспособности работающих лиц;
4) определение приоритетных направлений экологической политики в области управления охраной окружающей среды и здоровьем детского населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.
К постановлению
Правительства Свердловской области
от 11 марта 2001 г. N 150-ПП
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Создание системы профилактики, диагностики ¦
¦программы ¦и лечения заболеваний у детей, проживающих ¦
¦ ¦на экологически неблагополучных территориях, ¦
¦ ¦в 2001 году ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Основание ¦Основные направления создания системы ¦
¦для разработки ¦профилактики, диагностики и лечения заболеваний ¦
¦программы ¦у детей, проживающих на экологически ¦
¦ ¦неблагополучных территориях, на 2001-2003 годы ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Государственный¦Министерство природных ресурсов Свердловской ¦
¦заказчик ¦области ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Основные ¦Федеральное государственное учреждение "Центр ¦
¦разработчики ¦государственного санитарно - эпидемиологического¦
¦программы ¦надзора в Свердловской области", Уральский ¦
¦ ¦региональный центр экологической эпидемиологии, ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Свердловской ¦
¦ ¦области ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Основные ¦Уральский региональный центр экологической ¦
¦исполнители ¦эпидемиологии, Екатеринбургский медицинский ¦
¦программы ¦научный центр профилактики и охраны здоровья ¦
¦ ¦рабочих промышленных предприятий ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Цель и задачи ¦Целью программы является разработка нормативно -¦
¦программы ¦правовой и научно - методической базы для ¦
¦ ¦создания системы профилактики, диагностики и ¦
¦ ¦лечения заболеваний у детей, разработка основных¦
¦ ¦технологий гигиенической диагностики, медико - ¦
¦ ¦биологической профилактики и лечения ¦
¦ ¦экологически обусловленной патологии у детей, ¦
¦ ¦проживающих на экологически неблагополучных ¦
¦ ¦территориях Свердловской области. ¦
¦ ¦Задачи: разработать требования к организации и ¦
¦ ¦ведению биомониторинга, общие принципы и методы ¦
¦ ¦биологической профилактики и патогенетического ¦
¦ ¦лечения детской патологии, структурно - ¦
¦ ¦функциональные основы организации и деятельности¦
¦ ¦специализированного центра детской экологически ¦
¦ ¦обусловленной патологии ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Планируемые ¦Средства целевого бюджетного экологического ¦
¦объемы ¦фонда Свердловской области в объеме 584 тыс. ¦
¦и источники ¦рублей в соответствии с расходами, утвержденными¦
¦финансирования ¦Законом Свердловской области от 22 декабря ¦
¦мероприятий ¦2000 года N 50-ОЗ "О доходах и расходах целевого¦
¦программы ¦бюджетного экологического фонда Свердловской ¦
¦ ¦области на 2001 год" ("Областная газета" ¦
¦ ¦от 27.12.2000 г. N 260-261) ¦
+---------------+------------------------------------------------¦
¦Оценка ¦Достижение социального эффекта в виде улучшения ¦
¦эффективности ¦состояния здоровья детей, снижения хронических ¦
¦реализации ¦форм заболеваний, экономического эффекта за счет¦
¦мероприятий ¦сокращения затрат бюджета и фондов социального ¦
¦программы ¦страхования на лечение и оздоровление детей ¦
+----------------------------------------------------------------+