ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2000 года N 884-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ
(в редакции Постановления Правительства области от 01.07.2002 N 513-ПП)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях обеспечения экологически благоприятных условий жизни населения Свердловской области и сохранения стабильности экологической обстановки в условиях роста объемов промышленного производства, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей среды", Программой действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000 - 2003 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 N 1443-ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000 - 2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 12-1, ст. 1392), Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 2000 - 2003 годы.
2. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.) при разработке краткосрочных экологических и природосберегающих целевых программ, подготовке предложений по формированию расходов целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области, фонда Свердловской области "Восстановление и охрана водных объектов" и фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Свердловской области учитывать мероприятия, предусмотренные в Основных направлениях охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 2000 - 2003 годы (далее - Основные направления).
3. Утвердить перечень приоритетных природоохранных мероприятий, рекомендуемых для включения в муниципальные экологические программы муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой (прилагается).
Рекомендовать администрациям муниципальных образований, вошедших в число экологически неблагополучных, предусматривать вышеуказанные мероприятия при разработке и реализации муниципальных экологических программ.
4. Утвердить перечень приоритетных природоохранных мероприятий организаций-природопользователей, рекомендуемых для включения в целевые экологические программы этих организаций (прилагается).
Рекомендовать руководителям организаций-природопользователей предусматривать вышеуказанные мероприятия при разработке и реализации целевых экологических программ.
5. Утвердить сроки достижения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для организаций, которым установлены временно согласованные выбросы (прилагаются).
Обратить внимание руководителей организаций, что в случае недостижения предельно допустимых выбросов в утвержденные сроки вся масса фактических выбросов, превышающая предельно допустимые размеры, приравнивается к сверхнормативным и плата за них рассчитывается по ставкам за сверхнормативные выбросы вредных веществ в соответствии с законодательством.
6. Опубликовать настоящее Постановление и регулярно освещать ход реализации Основных направлений в "Областной газете".
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.ВОРОБЬЕВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ
1. Основанием для разработки Основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 2000 - 2003 годы (далее - Основные направления) является Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.98 N 1289-п "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Свердловской области от 22.03.96 N 219-п "Об утверждении Программы основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996 - 1999 годы".
2. Основные направления разработаны в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающими право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 3, 42), обязанности граждан и субъектов хозяйственной деятельности по охране окружающей среды (ст. 58), основы природоохранной деятельности органов власти, местного самоуправления (ст. 72, 77, 78, 114); федеральными законами и нормативными актами по охране окружающей среды; Соглашением от 12 января 1996 года N 2 между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей природной среды; законами Свердловской области.
3. Основные направления разработаны на основе:
1) федеральных и областных целевых экологических программ, Регионального плана действий по охране окружающей среды для Свердловской области (РПДООС), планов мероприятий муниципальных образований, предприятий-природопользователей, а также материалов и предложений природоохранных и научных организаций;
2) результатов оценки экологической, санитарно-гигиенической ситуации на территории области; прогнозной оценки динамики экономического и социального развития области на среднесрочную перспективу; определения приоритетных экологических проблем области с учетом технологических, материальных и финансовых возможностей их решений;
3) принципов ранжирования экологически значимых факторов формирования качества окружающей среды (по величине эколого-экономического и социального ущерба), инвестиционных проектов (по затратности и эколого-экономическому эффекту), отдельных территорий области по степени локальной экологической напряженности.
4. Основные направления охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 2000 - 2003 годы:
1) определяют экологическую политику Губернатора и Правительства Свердловской области, ее стратегические цели;
2) формируют комплекс программно-целевых практических действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечивают координацию их действий;
3) предусматривают координацию научно-технического и производственного потенциала, финансовых ресурсов для решения приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
5. В соответствии с Основными направлениями осуществляются:
1) разработка и реализация целевых экологических программ;
2) финансирование отдельных экологических проектов.
Свердловская область представляет собой старопромышленный регион, экономическое развитие которого связано в основном с загрязняющими окружающую среду отраслями промышленности: черной и цветной металлургией, горнодобывающей промышленностью, машиностроением, химической промышленностью, энергетическим и транспортным комплексами. В результате чего около 18 процентов территории области подвержено сильному техногенному воздействию, приведшему к деградации окружающей природной среды.
Промышленные предприятия в большинстве городов являются градообразующими, что обусловило проживание абсолютного большинства населения области в особо загрязненных зонах, в непосредственной близости от промышленных предприятий. Изменение структуры промышленности области за последние пять лет на фоне общего снижения уровня производства привело к увеличению доли загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности (черной металлургии, топливно-энергетического комплекса, цветной металлургии) и уменьшению доли высокотехнологичных, экологически более чистых и безопасных отраслей.
За последние годы возросло удельное загрязнение на единицу производимой в области продукции (примерно в 1,5 раза). Сложившееся использование природных ресурсов, недостаточное использование ресурсо- и энергосберегающих, экологически чистых технологий в промышленности, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве и на транспорте, высокая степень изношенности основных фондов, неудовлетворительное состояние систем жизнеобеспечения, снижение уровня технологической дисциплины и ответственности собственников, должностных лиц и персонала предприятий еще более усугубляют тяжелую экологическую ситуацию в Свердловской области.
Остается высоким уровень загрязнения атмосферы. Около 2100 тыс. человек проживает в городах, где отмечается превышение предельно допустимой концентрации по среднегодовым концентрациям не менее трех токсичных веществ из группы: оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, фенол, акролеин, фторид водорода, этилбензол. Число жителей, испытывающих воздействие различных загрязнителей, превышающих допустимую норму в 10 и более раз, составляет 1416 тыс. человек. Основную массу выбросов загрязняющих веществ по Свердловской области (из общего количества 1328,484 тыс. тонн в год) составляют оксид углерода (27,1 процента), диоксид серы (28,1 процента), твердые вещества (26,4 процента), оксиды азота (10,7 процента).
Растет доля автотранспорта как источника негативного воздействия на окружающую среду: его удельный вес в общем объеме техногенных выбросов по Свердловской области составляет в городах от 32 процентов до 78 процентов. Особую опасность создает автотранспорт как источник загрязнения воздушного бассейна свинцом, бензином. Остается значительным потребление этилированного бензина (63 процента по области), несмотря на увеличение парка автомобилей, использующих сжатый природный газ. Мощности газозаправочных станций используются менее чем на 50 процентов.
Неблагоприятные экологические факторы в сочетании с социальным и экономическим неблагополучием общества в течение последних лет обусловили негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Особое беспокойство вызывает ухудшение репродуктивного здоровья женщин, что проявляется в росте заболеваемости беременных женщин, снижении числа нормальных родов и увеличении числа новорожденных с гипоксией и асфикцией плода, задержкой роста и недостаточностью питания. Среди детей продолжает расти распространенность анемий, рахита, болезней мочеполовой системы, органов пищеварения, бронхиальной астмы, болезней системы кровообращения, врожденных пороков развития. Дети и подростки составляют группу наибольшего риска по заболеваемости, и величина экономического ущерба, причиненного здоровью детского населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, составляет ежегодно более 200 миллионов рублей. Одним из основных факторов экологического риска для здоровья населения является качество питьевой воды, определяемое неудовлетворительным состоянием источников водоснабжения, низким качеством очистки воды, вторичным ее загрязнением в водопроводных сетях.
На территории области размещено 8003,2 млн. тонн промышленных и бытовых отходов, количество которых ежегодно увеличивается в среднем на 147 млн. тонн (1,8 процента). Существенно сократилась часть отходов, размещаемых несанкционированным образом, - около 60 процентов от уровня 1997 года, продолжает оставаться значительным несанкционированное размещение твердых бытовых отходов (около 70 процентов). При некотором снижении образования промышленных отходов (до 143,4 тыс. тонн) не более 39,1 тыс. тонн в год (27,3 процента против 30,0 процентов в 1997 году) утилизируется.
Наиболее существенным фактором загрязнения водных объектов области являются хозбытовые сбросы.
Площадь лесного фонда составляет 13574,5 тыс. га, или 69,86 процента территории области. За 6 лет с 1 января 1993 года по 1 января 1999 года она увеличилась на 55,5 тыс. га. Расчетная лесосека по области осваивается по хвойному хозяйству на треть, а по лиственному - на 20 - 25 процентов. Сплошнолесосечные рубки остаются доминирующими, что негативно сказывается на биоценозах лесных сообществ. Недоиспользование расчетной лесосеки ухудшает санитарное состояние лесов, снижает их защитные свойства.
Свердловская область относится к районам с очень высокой природной пожарной опасностью. Общая площадь лесов, пострадавших от лесных пожаров за последние 5 лет, составила 39,3 тыс. га; Пожары остаются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов.
В области продолжается создание системы особо охраняемых природных территорий, главная задача которых - сохранение биоразнообразия, генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также среды обитания городов и населенных пунктов. В настоящее время "индекс заповедности" на территории области составил 7,13 процента, "индекс заповедности" со строгим режимом охраны (заповедники) составляет 0,73 процента. Рекомендациями научных организаций и практикой ряда зарубежных стран определено, что для устойчивого функционирования экосистем "индекс заповедности" должен быть не менее 11 - 12 процентов.
Несмотря на принимаемые меры, снижается численность основных видов промысловых животных. Центральные районы области практически перестали быть пригодными для обитания лосей (основного промыслового вида) при заметном росте численности волка.
Общая площадь земель в административных границах Свердловской области составляет 19430,7 тыс. га, в том числе площадь сельскохозяйственных земель - 2635,6 тыс. га, или 13,6 процента территории области.
На фоне высокой техногенной нагрузки на почвенный покров происходит ухудшение качества земель в связи с сокращением в последние годы объема работ по улучшению агрохимических и физических свойств почв, направленных на повышение содержания гумуса в почвах, работ по осушению и орошению сельскохозяйственных угодий, отставанием в темпах рекультивации нарушенных земель, сегодня таких земель насчитывается 66,8 тыс. га (0,3 процента). В течение 1998 - 1999 годов минеральных удобрений было внесено только 8,5 процента от потребности. Низок уровень внесения органических удобрений (1,1 - 1,6 тонн на гектар при потребности 12 - 15 тонн на гектар). Площади известкования кислых почв в последние три года не превышают 7,1 процента и сократились к среднегодовому уровню 1986 - 1990 годов в 21,6 раза. Запасы гумуса в пахотном слое почвы снижаются в среднем за год на 0,05 процента, или по 1,0 - 1,5 тонны с 1 га.
Экологическая политика в Свердловской области осуществляется в рамках целевых экологических программ, программы Основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996 - 1999 годы, реализация которых положительно сказалась на современной экологической ситуации в области. По сравнению с 1995 годом увеличилось в 1,5 раза количество предприятий, полностью прекративших сброс загрязненных сточных вод, более чем в 2 раза - предприятий, достигших предельно допустимых выбросов в атмосферу, в 1,6 раза - количество используемых отходов. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 1999 году, несмотря на рост объемов производства, снизились по сравнению с 1995 годом на 14 процентов, объем сброса загрязненных сточных вод - на 6,7 процента, размещение отходов - на 2,7 процента. Из запланированных на выполнение программы 4,26 млрд. руб. (в ценах 1999 года) освоено 4,87 млрд. руб.
В области создана и непрерывно совершенствуется нормативно-правовая база и экономический механизм регулирования в сфере экологии и природопользования. Принято 16 областных законов, регулирующих деятельность природопользователей.
Действующий экономический механизм использования финансовых средств экологических фондов в области, а также предоставление льгот природопользователям в виде отсрочки платежей за загрязнение окружающей среды позволяют выполнять экологические программы и проекты.
Вместе с тем анализ осуществляемой в области экологической политики выявил ее недостаточную эффективность, обусловленную следующими причинами:
1) недостаток финансовых средств и низкая эффективность использования имеющихся ресурсов, направляемых на охрану окружающей среды и рациональное природопользование;
2) кризисное состояние большинства предприятий основных отраслей и, как следствие, непринятие необходимых мер по снижению воздействия на окружающую среду;
3) существующая нормативно-методическая база не в полной мере соответствует экономической ситуации и уровню имеющихся в настоящее время проблем природопользования;
4) потеря отдельных административных рычагов (механизмов "принуждения") в управлении охраной окружающей среды и природопользованием при переходе от административно-командной системы к рыночной.
Последовательное устранение вышеперечисленных причин намечается в рамках Основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 2000 - 2003 годы.
Главные цели Основных направлений состоят в улучшении состояния окружающей среды, предотвращении деградации и восстановлении природных комплексов, создании условий, обеспечивающих охрану здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.
Основными задачами по достижению целей Основных направлений являются:
1. Сохранение стабильности экологической обстановки и биологического разнообразия в условиях роста промышленного производства и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Это осуществляется по четырем основным направлениям:
1) решение общих для области приоритетных экологических задач: снижение уровня загрязнения окружающей среды наиболее опасными веществами на экологически неблагополучных территориях за счет уменьшения выбросов (сбросов) основных отраслей промышленности и автотранспорта, удовлетворение потребностей населения в питьевой воде стандартного качества, прежде всего на территориях риска по питьевому водоснабжению;
2) комплексное решение локальных экологических проблем в отдельных городах, крупных промышленных узлах с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией и принятие неотложных мер по реабилитации здоровья населения, проживающего в них;
3) экологическое совершенствование промышленных производств и экологически ориентированное развитие экономики области, включая рационализацию структуры и уровня потребления топливно-энергетических ресурсов, внедрение новых технологий - энергосберегающих, безотходных, экологически чистых, а также оптимизации дислокации промышленного производства;
4) оптимизация природопользования, охрана природных ресурсов по каждому из компонентов природной среды.
2. Нормализация экологической ситуации в городах и районах, отнесенных к территориям с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией, и принятие неотложных мер по реабилитации здоровья населения, проживающего в них.