Недействующий


ЗАКОН

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ

О здравоохранении в Свердловской области

(в редакции Областного Закона N 36-ОЗ от 19.11.98)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 декабря 2012 года на основании
Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят
Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
24 июля 1997 года

Одобрен
Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
6 августа 1997 года


Настоящий Областной закон устанавливает организационно правовые, экономические и социальные основы организации здравоохранения в Свердловской области, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, системой медицинского страхования. Настоящий Областной закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи, санитарно эпидемиологического благополучия.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия


Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, оценки и прогнозирования изменений в состоянии здоровья населения, происходящих под влиянием неблагоприятных факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Система здравоохранения - совокупность органов управления и организаций здравоохранения, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья граждан, оказание медицинской и лекарственной помощи, а также проведение государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Органы управления здравоохранением - уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по здравоохранению и исполнительные органы местного самоуправления по здравоохранению.

Организации здравоохранения - юридические лица, выполняющие функции по оказанию медицинской и лекарственной помощи гражданам, по обеспечению товарами медицинского назначения и медицинской техники, а также осуществляющие научно-исследовательскую, образовательную, информационную, просветительскую, санитарно эпидемиологическую деятельность в области охраны здоровья граждан.

Медицинская деятельность - деятельность организаций независимо от формы собственности и граждан по оказанию медицинской помощи населению.

Медико-экономический стандарт - стандарт, определяющий объем, качество, стоимость и технологию лечебно-диагностического процесса.

Фармацевтическая деятельность - деятельность организаций независимо от формы собственности и граждан по обеспечению населения лекарственными средствами, разрешенными к применению на территории Российской Федерации, изделиями медицинского назначения, фармацевтической продукцией.

Лекарственные стандарты - нормативы использования лекарственных средств для лечения заболеваний.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор деятельность государственных санитарно-эпидемиологических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства.

Частная медицинская практика - медицинская деятельность по оказанию медицинских услуг медицинскими работниками на коммерческой и некоммерческой основе вне учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Лицензирование - выдача государственного разрешения на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, на проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ, работ с возбудителями инфекционных заболеваний и на осуществление деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения.

Сертификация медицинских услуг - подтверждение соответствия условий осуществления медицинской деятельности нормативным документам и профессиональным стандартам.

Аккредитация - процедура признания возможности (компетентности) медицинских и фармацевтических организаций на выполнение конкретных работ в заявленной ими области.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование - осуществление на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечение граждан дополнительными медицинскими и иными услугами сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, предназначенное для аккумулирования финансовых средств, которые формируются из отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование в соответствии с федеральным законодательством и областной программой медицинского страхования.

Страховые медицинские организации - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование населения и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации общественные объединения, формируемые на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие - состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние различных факторов на организм человека и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Медико-санитарное пространство - административная территория, на которой осуществляется комплекс организационных, медицинских, лекарственных и санитарно - противоэпидемических мероприятий по единым принципам и правилам.

Областная лицензионно-аккредитационная комиссия государственная организация, осуществляющая лицензирование и аккредитацию медицинских и фармацевтических организаций в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Временные стандарты медицинской помощи - комплекс норм, требований и правил к организациям здравоохранения и медицинским услугам.

Областная межведомственная экспертная комиссия - комиссия для разбора спорных случаев, возникших на предыдущих этапах экспертизы.

Специализированный центр - монопрофильное учреждение или структурное подразделение лечебно-профилактической организации, оказывающее специализированные и высокоспециализированные виды медицинской помощи и обеспечивающее организационно-методическое и научно-практическое руководство работой лечебно профилактических учреждений по соответствующему профилю на уровне города, области, региона.

Медицинское объединение - комплекс лечебно-профилактических и других организаций и подразделений, связанных между собой функционально и организационно по территориально - отраслевому признаку в целях координации деятельности, этапности медицинской помощи, обеспечения методического руководства.

Платная (медицинская) услуга - вид медицинской помощи, оказываемый на возмездной основе по договору сверх гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи.

     
Статья 2. Принципы областной государственной политики в сфере здравоохранения


Областная государственная политика в сфере здравоохранения основывается на принципах:

1) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение бесплатной гарантированной медицинской и лекарственной помощи;

2) единства государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения;

3) профилактической направленности деятельности органов и организаций здравоохранения;

4) непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;

5) единства системы сертификации и лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и государственного санитарно эпидемиологического надзора;

6) единства системы подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;

7) единства стандартов медицинской и фармацевтической деятельности для всех организаций независимо от форм собственности;

8) единства системы учета и отчетности;

9) единства системы сертификации медицинских и фармацевтических кадров, лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности.

Статья 3. Правовое регулирование здравоохранения Свердловской области

1. Правовое регулирование здравоохранения Свердловской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Устава Свердловской области, других нормативных правовых актов Российской Федерации и Свердловской области, уставов муниципальных образований и настоящего Областного закона.

2. Нормативные акты Российской Федерации и Свердловской области по организации здравоохранения и охране здоровья граждан являются обязательными для всех организаций здравоохранения независимо от формы собственности.

3. Нормативные акты органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения, принимаемые в пределах их компетенции, не могут противоречить нормативным актам Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 4. Информационная политика в области здравоохранения

1. Информационную политику в области здравоохранения определяет Правительство Свердловской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

2. Обязательной публикации подлежат:

1) областная программа оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Свердловской области;

2) информация о санитарно-эпидемиологическом благополучии и состоянии здоровья населения, в том числе о гражданах, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) информация о финансовых средствах, выделенных для охраны здоровья населения, и их расходовании, в том числе на территориальную программу обязательного медицинского страхования.

3. Объем и периодичность поступлений сведений, предоставляемых всеми субъектами здравоохранения, определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по здравоохранению и областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Перечень данных, содержащих сведения о деятельности организаций здравоохранения области, а также правила работы с ними утверждаются Правительством Свердловской области.

5. Сведения, составляющие государственную, врачебную и коммерческую тайну, определяются действующими нормативными и правовыми актами.

Глава II. Система здравоохранения в Свердловской области

     
Статья 5. Система здравоохранения в Свердловской области


К системе здравоохранения Свердловской области относятся:

1) государственное здравоохранение;

2) муниципальное здравоохранение;

3) частное здравоохранение.

Статья 6. Государственное здравоохранение

1. Государственное здравоохранение обеспечивает выполнение государственных задач по охране здоровья населения в Свердловской области.

2. К государственному здравоохранению в Свердловской области относятся:

1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по здравоохранению;

2) областные государственные организации здравоохранения, основанные на государственной собственности Свердловской области и подчиненные уполномоченному органу исполнительной власти Свердловской области по здравоохранению: лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные организации, организации судебно-медицинской экспертизы, фармацевтические предприятия, службы материально-технического обеспечения, санитарно-профилактические и иные организации;

3) федеральные государственные организации здравоохранения, основанные на государственной федеральной собственности и подчиненные уполномоченному органу Российской Федерации по здравоохранению, научно-исследовательские институты и центры, областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и подчиненные ему центры государственного санитарно эпидемиологического надзора и дезинфекционные станции;

4) ведомственные государственные организации здравоохранения, создаваемые иными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

3. Использование областными государственными организациями здравоохранения имущества, находящегося в федеральной государственной, муниципальной и частной собственности, осуществляется по договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральные и ведомственные организации здравоохранения взаимодействуют с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по здравоохранению по вопросам охраны здоровья населения.

Статья 7. Муниципальное здравоохранение

1. Муниципальная система здравоохранения обеспечивает оказание медицинской и лекарственной помощи гражданам муниципального образования.

2. К муниципальному здравоохранению относятся:

1) исполнительные органы местного самоуправления по здравоохранению;

2) лечебно-профилактические, образовательные, фармацевтические и иные муниципальные организации здравоохранения, основанные на муниципальной собственности.

3. Использование муниципальными организациями здравоохранения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности Свердловской области, собственности других муниципальных образований и в частной собственности, осуществляется по договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Исполнительные органы местного самоуправления по здравоохранению и муниципальные организации здравоохранения координируют свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан с деятельностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области по здравоохранению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»