Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы

3.1. Агропромышленный комплекс


Развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) относится к приоритетам областной социально-экономической политики.

В настоящее время около 90 процентов потребляемого населением мяса и молока может обеспечиваться сельским хозяйством Ростовской области. При этом природный и климатический потенциал области использован не в полном объеме.

На территории области деятельность по закупке и экспорту зерновых и масличных культур в 2009 году осуществляли 75 предприятий, которые экспортировали около 6,0 млн. тонн зерновых и масличных культур, в 2010 году экспорт осуществляли 87 фирм, которые экспортировали 3,0 млн. тонн зерна.

Область располагает развитой инфраструктурой хранилищ зерна. На территории размещено более 60 элеватора и хлебоприемного предприятия с общим объемом единовременного хранения 4,4 млн. тонн зерна и подсолнечника. Экспортные отгрузки осуществляются с 14 портовых терминалов. Это позволяет удовлетворить потребность области в хранении зерна и материально-технической базе для хранения зерна, торгуемого посредством биржевого механизма.

На региональном уровне развитию торговли с использованием биржевого механизма способствует информирование субъектов рынка о порядке участия в государственных и муниципальных закупках и порядке торговли на бирже, проведение обучающих семинаров.

Для повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения Ростовской области продовольствием и расширения ее деятельности по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ), личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ), переработке этой продукции необходимо:

активизировать закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и сырья;

стимулировать развитие торгового обслуживания проживающего в сельской местности населения.

В то же время увеличивается разрыв между возможностями сельского хозяйства и потребностями населения. С развитием новых форматов торговых предприятий растет спрос на полуфабрикаты, продукты глубокой переработки, а имеющиеся предприятия в состоянии переработать только четверть мяса.

В этих условиях возрастает необходимость строительства на территории области современных перерабатывающих производств, модернизации действующих предприятий, внедрения новых технологий, расширения ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции. Это нашло отражение в Областной долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 N 633.

Предусмотрена государственная поддержка сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, активно привлекающих инвестиции в сферу производства и переработки агропродовольственной продукции.

На уровень развития конкуренции в агропромышленном комплексе влияет ряд факторов:

слаборазвитая закупочная инфраструктура, в том числе в сельских территориях;

существующий дефицит у хозяйствующих субъектов хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции, что ведет к сокращению возможностей реализации сельхозпродукции, в том числе за пределами области;

низкий уровень кооперации и интеграции хозяйств-производителей продукции и предприятий по ее переработке;

недостаток материальных и финансовых ресурсов, в том числе кредитных;

высокая ассортиментная насыщенность агропродовольственного сектора экономики;

трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники и т.п. для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования.

Наиболее важными секторами АПК, с точки зрения развития конкуренции, в нынешних условиях являются рынки переработки зерновых и масличных культур, плодоовощной и консервной продукции, молока и молочной продукции, мясной продукции, производства товарной рыбы.