В хлебопекарной промышленности Ростовской области деятельность по производству хлеба и хлебобулочных изделий осуществляют 14 крупных и средних хлебозаводов, которые выпускают 42,6 процента от общего объема хлеба и хлебобулочных изделий, 28 предприятий потребительской кооперации (6,1 процента) и более 300 мини-пекарен (43,9 процента). Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий значительно расширился и насчитывает более 500 наименований. За 2010 год выработано 205,9 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что на 1,8 процента больше в сравнении с предыдущим годом. Имеющиеся производственные мощности на предприятиях хлебопекарной промышленности позволяют в полном объеме обеспечить потребность населения области в хлебобулочной продукции. Предприятия работают по заявкам торговой сети.
Основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий сегодня являются ООО "Хлебозавод "Юг Руси", который производит 20,4 процента от общего объема выпускаемой продукции, ОАО "Азовский хлеб" (4,5 процента), ООО "Шахтинский хлеб" (2,8 процента), ЗАО "Хлеб", г.Новочеркасск (2,5 процента), ОАО "Батайский хлебокомбинат" (2,3 процента). Данный рынок является низкоконцентрированным.
Перед хлебопекарной промышленностью стоит задача по обеспечению населения области хлебом и хлебобулочными изделиями достойного качества и широкого ассортимента по доступным ценам. При этом розничные цены на хлеб из пшеничной муки первого сорта, а также на хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки являются одними из самых низких среди субъектов Южного федерального округа.
Мукомольная промышленность представлена 7 крупными и средними предприятиями и более 300 мини-мельницами, общей мощностью 417,9 тыс. тонн в год. Предприятия области в достаточной мере имеют производственные мощности для обеспечения населения выпускаемой продукцией. В 2010 году выработано 203,4 тыс. тонн муки, что составляет 93,5 процента к уровню предыдущего года. Основными производителями муки являются: ООО "Элеватор Юг Руси" (г.Сальск), выпускающее 13,1 процента муки от общего объема производства, ООО "Новочеркасский КХП" - 5,8 процента, ООО "Хлебзернопродукт" - 4,3 процента.
В крупяной отрасли действуют 7 крупных и средних предприятий и более 90 малых предприятий и цехов, ассортимент насчитывает более 10 видов круп. Общая мощность производителей крупы составляет 91,1 тыс. тонн в год. За 2010 год произведено 58,2 тыс. тонн крупы, что составляет 112,1 процента к уровню прошлого года. Производство на душу населения в 2010 году составило 13,5 кг, при норме потребления 9-13 кг на человека. Основными производителями крупы являются: СПК АФ Новобатайская - 15,1 процента, ООО "Агропродукт" - 14,2 процента, ООО "Император и К" (г.Волгодонск) - 8,6 процента, ООО "Крупы Дона" (Орловский район) - 3,0 процента, ООО производственно-коммерческая фирма "Маяк" (г.Зерноград) - 1,0 процента продукции от общего объема производства за 2010 год.
В масложировой отрасли Ростовской области работают 22 крупных и средних предприятия, проектные производственные мощности которых составляют 2,5 млн. тонн переработки семян подсолнечника в год.
Ростовская область обеспечивает растительным маслом не только свой регион, но и около 20 процентов российского рынка. По рациональным нормам потребления, потребность в масле растительном на душу населения составляет 13,6 кг в год, производство на душу населения в 2010 году составило 124,0 кг, что в 9 раз больше нормы потребления.
Самые крупные предприятия, занимающие лидирующие позиции в масложировой отрасли, - ООО "МЭЗ Юг Руси" и ОАО "Астон" - производят 46,5 и 42,6 процента, соответственно, от общего объема выпускаемой продукции. Таким образом, можно говорить об отсутствии развитой конкурентной среды в данном сегменте АПК.
В области производится 1,0 млн. тонн масличных культур. Предприятия испытывают дефицит сырья - семян подсолнечника - и в текущем году планируют увеличить переработку семян других масличных культур, таких как рапс, соя, горчица, лен масличный. В 2011 году планируется расширение посевных площадей данных культур. Строительство новых мощностей по переработке семян подсолнечника экономически нецелесообразно, так как происходит постепенное сокращение посевных площадей данной культуры.
Основными барьерами входа на рынок переработки зерновых и масличных культур являются:
сложности со сбытом готовой продукции, невыгодные условия договоров, установленные предприятиями крупноформатной и сетевой торговли (по предоставлению различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т.д.);
стандарты и требования, предъявляемые к качеству продукции;
преимущества вертикально-интегрированных холдингов, в состав которых входят производители зерна, элеваторы и оптовые перепродавцы, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Методами снижения барьеров входа на товарный рынок могут стать:
субсидирование части процентной ставки по привлекаемым кредитам крестьянских (фермерских) хозяйств;
оказание услуг малым и средним предприятиям по продвижению произведенной продукции в торговую сеть области;
развитие инфраструктуры сбыта.