Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2011-2013 годы

3.1.2. Рынок плодоовощной и консервной продукции


В среднем за последние 3 года (2008-2010 гг.) в Ростовской области валовой сбор плодоовощной продукции и картофеля составил:

овощи - 505,8 тыс. тонн;

картофель - 323,4 тыс. тонн;

плоды и ягоды - 104,2 тыс. тонн.

В Ростовской области производством овощей открытого и закрытого грунта занимаются 100 сельхозорганизаций. Наиболее крупные объемы производства овощей в ООО "Исток", ОАО "Висловское" Семикаракорского района, ООО "Возрождение" и ООО "Феникс" Азовского района, ЗАО "Нива", ФГУСХП "Ростовское ФСИН России", ЗАО "Шахаевское", ОАО "Югагрохолдинг" Веселовского района.

Наиболее крупные предприятия, занимающиеся производством картофеля: ОАО "Югагрохолдинг" и ЗАО "Шахаевское" Веселовского района, ООО "Исток" Семикаракорского района.

Производством плодов и ягод в области занимаются около 50 хозяйств. Крупные плодовые хозяйства: ОАО "Золотая Коса" Неклиновского района - валовой сбор 3,3 тыс. тонн, ЗАО "Агрофирма "Крона" Каменского района - валовой сбор 1,2 тыс. тонн, ООО "Заречное" Тацинского района - валовой сбор 0,8 тыс. тонн, ООО "Красный сад" Азовского района - валовой сбор 0,6 тыс. тонн.

В среднем уровень потребления населением Ростовской области овощей и бахчевых составляет 125 кг, картофеля - 92 кг, плодов - 59 кг. Это соответствует уровню потребительской корзины Ростовской области (овощи и бахчевые - 110 кг, картофель - 80 кг, фрукты - 23 кг на душу населения), однако значительно ниже рациональных норм потребления, рекомендованных Российской академией наук (овощи и бахчевые - 153 кг, картофель - 110 кг, фрукты - 106 кг на душу населения).

Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать недостаток в регионе производства овощей и плодов.

По рациональным нормам потребления потребность в консервах плодоовощных составляет 104 условных банки на человека в год. Производство на душу населения в 2010 году составило 4,7 условной банки, или 4,5 процента к норме потребления. Для обеспечения населения плодоовощными консервами в соответствии с нормами потребления мощности по производству консервов должны быть 450 миллионов условных банок (далее - муб.). В области действуют 7 консервных предприятий, которыми в 2010 году произведено 20,0 муб. плодоовощных консервов.

На данном рынке наблюдается достаточно низкий уровень развития конкуренции. Около 75 процентов общего объема производства приходится на 3 хозяйствующих субъекта: ОАО "Багаевский консервный завод" - произведено 6,2 муб., ООО "Донской консервный завод" (Семикаракорский район) - 3,4 муб., ООО "Консервный завод" (Сальский район) - 5,4 муб. плодоовощных консервов.

Основными барьерами входа на рынок плодоовощной и консервной продукции являются:

проблемы логистики и, как следствие, увеличение себестоимости продукции за счет поставки готовой продукции в отдаленные населенные пункты области в небольших объемах;

рост тарифов и невыгодные условия договоров, заключаемых с субъектами естественных монополий (энерго- и газоснабжающими организациями);

сложности со сбытом готовой продукции, невыгодные условия договоров, установленные предприятиями крупноформатной и сетевой торговли (по предоставлению различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т.д.);

существующий дефицит у хозяйствующих субъектов хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции;

трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники и т.п. для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования.

Мерами по снижению барьеров входа могут стать:

организация системы закупки продукции, являющейся сырьем для производства плодоовощной консервной продукции, у населения;

развитие инфраструктуры сбыта, современных овощеводческих складов, создание условий для развития торгово-закупочной деятельности;

стимулирование торговых сетей в приобретении продукции местных производителей;

предоставление малым и средним предпринимателям субсидий на участие в выставочной деятельности, вложения в которую являются разновидностью инвестиций в репутацию;

дифференциация тарифов на электрическую энергию в зависимости от режима использования потребителями электрической мощности.