Основными производителями сырого молока в Ростовской области являются ЛПХ - 76,8 процента от общего объема надоя в 2010 году, второе место занимают сельскохозяйственные организации - 12,7 процента, на третьем месте КФХ - 10,5 процента.
Продавцами на данном рынке выступают сельскохозяйственные производители, покупателями - молокоперерабатывающие предприятия всех форм собственности. В Ростовской области отсутствуют предприятия АПК, занимающие доминирующее положение на рынке производства сырого молока.
В целом рынок молочного сырья Ростовской области является умеренно концентрированным и полностью открытым для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижении между регионами (Волгоградская и Воронежская области, Краснодарский и Ставропольский края). В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья влияет на его конечную стоимость. Это обстоятельство в ряде случаев приводит к сужению географических границ рынка молока.
Хозяйствующие субъекты, приобретающие молочное сырье для переработки, являются разномасштабными и осуществляют неравномерную деятельность на данном рынке.
Значительным фактором определения цены на сырье является сезонность его производства.
Рынок готовой молочной продукции напрямую связан с оптовым рынком молока сырого.
В настоящее время в области действует 26 молокоперерабатывающих предприятий, мощности которых позволяют произвести:
цельномолочной продукции - 212,0 тыс. тонн,
масла сливочного - 5,4 тыс. тонн,
сыров натуральных и плавленых - 5,4 тыс. тонн.
Кроме того, в области действуют 3 молочных цеха и 8 малых предприятий по переработке молока мощностью 12,5 и 19,0 тыс. тонн в год соответственно.
По всем предприятиям мощности по переработке молока составляют 615,1 тыс. тонн в год. Загруженность мощностей - не более 40 процентов.
Перерабатывающие предприятия области расположены во всех природно-климатических зонах области. Наиболее крупные: ОАО сыродельный завод "Семикаракорский", ОАО "Кагальницкий молокозавод", ЗАО "Волгодонский молочный комбинат", ОАО "Тацинский молочный завод", ОАО "Сальское молоко". Предприятия ЗАО молзавод "Мясниковский", ОАО "Таганрог-молоко" вносят весомый вклад в производство цельномолочной продукции - их доля в 2010 году составила 17,4 и 3 процента соответственно.
Развитие молочной переработки в Северо-Восточной и Северо-Западной зонах области целесообразно путем строительства модулей по приемке и первичной обработке молока, в задачу которых входили бы сбор и приемка молока от населения и отгрузка его товарными партиями на действующие молзаводы.
В 2010 году потребление молочных продуктов на душу населения в Ростовской области составило 265,3 кг, или 92,8 процента от рекомендуемого объема молочной продукции (286 кг).
Несмотря на имеющуюся, в целом, положительную динамику развития отрасли, в молочной отрасли накопился ряд проблем, требующих дальнейшего решения. Основными барьерами входа на рынок молока и молочной продукции являются:
нерешенность вопроса о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при закупке молока у физических лиц и предприятий, не являющихся плательщиками НДС;
рост тарифов и невыгодные условия договоров, заключаемых субъектами естественных монополий (энерго- и газоснабжающими организациями) с предприятиями АПК;
проблемы логистики (отсутствие специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли, включая отдаленные сельские территории области);
недостаточная развитость рыночной инфраструктуры действующих молочных предприятий области (нехватка специализированных транспортных средств для закупки молока и транспортировки готовой продукции);
недостаток оборотных средств (собственных и заемных) на системное проведение модернизации и реконструкции (приобретение технологий, современного технологического оборудования), приобретение современных упаковочных материалов;
недостаток оборотных средств для рекламного продвижения выпускаемой продукции;
невыгодные условия договоров, установленные предприятиями крупноформатной и сетевой торговли (по предоставлению различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т.д.).
Мерами по снижению барьеров входа могут стать:
создание регионального оптового продуктового рынка по молоку и молочной продукции, включающего сельские, городские и районные рынки и биржи;
развитие сбытовой кооперации;
субсидирование выставочной деятельности;
предоставление преференций при реализации инвестиционных проектов по строительству объектов молочного животноводства;