Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 23.12.2021 N 1052

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1

Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

КТЗН

2

Соисполнители государственной программы

ИОГВ

3

Участники государственной программы

ГИТ,
ГУ РО ФСС РФ,
ЛФП,
РОР СПП

4

Цели государственной программы

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Снижение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
Формирование эффективной государственной политики в сфере труда и занятости населения на основе внедрения системы прогнозирования рынка труда.
Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда.
Оптимизация объемов и структуры трудовой миграции.
Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге.
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204);
Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 68);
государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363;
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035);
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты)

Региональные проекты:
"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" (далее - региональный проект "Адресная поддержка");
"Содействие занятости" (далее - региональный проект "Содействие занятости")

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

-

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограммы:
подпрограмма 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Профессиональное самоопределение" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Трудовая миграция" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" (далее - подпрограмма 6).
Отдельное мероприятие государственной программы:
отдельное мероприятие "Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - отдельное мероприятие)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы в 2021-2026 гг. составляет 22660272,4 тыс.руб., в том числе
из бюджета Санкт-Петербурга - 6963526,2 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2021 г. - 1098093,5 тыс.руб.;
2022 г. - 1087079,9 тыс.руб.;
2023 г. - 1126720,6 тыс.руб.;
2024 г. - 1173697,9 тыс.руб.;
2025 г. - 1214078,5 тыс.руб.,
2026 г. - 1263855,8 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 13005,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 5100,0 тыс.руб.;
2022 г. - 5100,0 тыс.руб.;
2023 г. - 2805,0 тыс.руб.;
2024 г. - 0,0 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.,
в том числе из федерального бюджета - 15696746,2 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2021 г. - 1947260,0 тыс.руб.;
2022 г. - 2850983,2 тыс.руб.;
2023 г. - 2882763,4 тыс.руб.;
2024 г. - 2671913,2 тыс.руб.;
2025 г. - 2671913,2 тыс.руб.;
2026 г. - 2671913,2 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 602931,7 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 178877,8 тыс.руб.;
2022 г. - 213203,7 тыс.руб.;
2023 г. - 210850,2 тыс.руб.;
2024 г. - 0,0 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы.
Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации, но не менее 66,4 процента от численности населения в возрасте 15 лет и старше.
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы, % к 2020 году - 111,2 процента.
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения, % к 2020 году - 114,8 процента.
Реальная заработная плата (ежегодно в среднем за период) по отношению к предыдущему году - 103,5 процента.
Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников (39,4 процента).
Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом (до 1,03 человека на 1000 работающих).
Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге до 41 процента

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в период 2018-2019 годов было стабильным, с низким уровнем безработицы и высоким уровнем занятости населения.

В 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мер, принимаемых против ее распространения, устойчивое функционирование рынка труда было временно нарушено.

Во II квартале 2020 года в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда. В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс.чел., уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.

С середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс.чел. На конец декабря 2020 года уровень регистрируемой безработицы снизился до 3,2 процента (на конец декабря 2019 года значение данного показателя составляло 0,45 процента).

Значение коэффициента напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости в расчете на одну вакансию) начало ускоренно расти в Санкт-Петербурге с апреля 2020 года и достигло максимального значения к середине августа 2020 года - 3,73 человека на вакансию, на начало апреля 2020 года значение показателя составляло 0,79 человека на вакансию. В конце декабря 2020 года коэффициент напряженности составил 2,71 человека на вакансию (в конце декабря 2019 года - 0,68 человека на вакансию).

Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2018-2020 годах представлены в таблице 1.

По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в 2018 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3016,4 тыс. человек, что составило 66,6 процента от численности населения в возрасте от 15 и старше (в 2019 году - 3030,8 тыс. человек, 66,4 процента; в 2020 году - 3007,3 тыс. человек, 65,7 процента).

В период 2018-2019 годов в Санкт-Петербурге отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в 2018 году составил 104,4 процента, в 2019 году - 104,5 процента относительно предыдущего года; оборот розничной торговли в 2018 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2019 году - 102,1 процента; оборот оптовой торговли составил в 2018 году 104 процента к предыдущему году, в 2019 году - 101,8 процента. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,2 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,8 процента, оборот оптовой торговли - 96,9 процента по отношению к 2019 году.

Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2018 году составлял 103,9 процента, в 2019 году - 103 процента, в 2020 году - 104,7 процента относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2018 году составила 109,1 процента к предыдущему году; в 2019 году - 104,7 процента; в 2020 году - 101 процент. Реальные денежные доходы в 2018 году составили 104,2 процента, в 2019 году - 101,1 процента относительно предыдущего года. По предварительным данным Росстата, реальные денежные доходы в 2020 году составили 99,4 процента по сравнению с 2019 годом.

Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге был одним из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2018-2020 годах находился в пределах 1,4-2,9 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,6-5,0 процента, Российская Федерация - 4,6-5,8 процента).

В 2018-2020 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивается за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2018-2020 годах было принято более 109 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.

В 2018-2020 годах в Санкт-Петербурге отмечается снижение миграционного прироста: в 2018 году сальдо миграции составило 27,8 тыс. человек, в 2019 году - 14,5 тыс. человек, в 2020 году - 5,3 тыс. человек.

Существенных изменений в структуре занятости в 2019-2020 годах не произошло.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось увеличение занятых в транспортировке и хранении, в области информации и связи, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, административной деятельности и сопутствующих услугах, в области здравоохранения и социальных услуг, образовании (таблица 2).

Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.

Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга

     

Таблица 1