(с изменениями на 10 сентября 2019 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 сентября 2022 года на основании
приказа Госкорпорации "Роскосмос" от 20 декабря 2021 года N 388
(с изменениями, внесенными постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2022 года N 241);
утратил силу с 1 сентября 2022 года на основании
приказа Минтранса России от 10 декабря 2021 года N 437
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 28 апреля 2003 года N 125 (Российская газета, N 151, 30.07.2003).
приказом Минтранса Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 27 (Российская газета, N 261, 25.11.2004);
приказом Минтранса России от 19 сентября 2012 года N 350 (Российская газета, N 39, 22.02.2013) (изменения вступили в силу с 26 апреля 2011 года (со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N ГКПИ10-1682));
приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325 (Российская газета, N 293, 24.12.2014);
приказом Минтранса России от 26 июня 2017 года N 241 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.08.2017, N 0001201708010063).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2017 года N АКПИ17-31 (вступило в законную силу 25 апреля 2017 года);
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N АКПИ19-548 (вступило в законную силу 15 октября 2019 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2022 года.
С 13 июня 2024 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 года N 792.
Дополнительно см. ярлык "Примечания".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 19.03.97 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.1), ст.29, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, 2023, 2024, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4318, N 53 (ч.1), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836), N 30 (ч.1), ст.4254, N 42, ст.5615), а также в целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации".
2. Признать утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 17 февраля 1998 года N 42 "О введении в действие Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 3263-ПК).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.В.Нерадько.
Министр
С.Франк
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 мая 2002 года,
регистрационный N 3417
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации"
(ФАП МО ГА-2002)
(с изменениями на 26 июня 2017 года)
1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
1) кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
2) студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения (далее - курсанты);
3) члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
4) специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе (далее - диспетчер УВД);
5) члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;
6) пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегкого воздушного судна (далее - пилоты АОН), полетные диспетчеры.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
2. По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение (образец - приложение N 1), являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала (пункт в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2004 года приказом Минтранса Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 27, - см. предыдущую редакцию).
3. Сроки действия медицинского заключения:
1) медицинское заключение первого класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.
Когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах, управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев.
Когда обладателям свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок, исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев;
2) медицинское заключение второго класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.
Для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста, пилота сверхлегких летательных аппаратов, летчика-наблюдателя, парашютиста, бортпроводника, бортоператора и полетного диспетчера старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев;
3) медицинское заключение третьего класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев.
Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 12 месяцев;
4) сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на момент прохождения медицинского освидетельствования.
(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
4. Сроки действия медицинских заключений могут быть сокращены врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации (далее - ВЛЭК ГА) при наличии медицинских показаний. Обоснование изменения срока действия медицинского заключения должно быть отражено в медицинском экспертном заключении.
5. Авиационному персоналу, работающему по контракту за рубежом, медицинское заключение выдается на общих основаниях.
6. Медицинское заключение авиационного персонала заполняется, подписывается, заверяется печатью и выдается председателем ВЛЭК ГА, председателем Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (далее - ЦВЛЭК ГА), председателем Центральной врачебно-летной комиссии Министерства обороны Российской Федерации и Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (врачебно-летных экспертных комиссий) Российского авиационно-космического агентства (пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2003 года приказом Минтранса России от 28 апреля 2003 года N 125, - см. предыдущую редакцию).
7. Авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается*.
________________
* В особых случаях (стихийное бедствие, авария и т.п.) срок действия медицинского заключения по представлению руководства эксплуатанта, согласованному с председателем ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), руководителем Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта может быть продлен не более чем на 1 месяц.
(Примечание в редакции, введенной в действие с 10 августа 2003 года приказом Минтранса России от 28 апреля 2003 года N 125; в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
8. При изменениях в состоянии здоровья, возникших до истечения срока действия медицинского заключения и препятствующих выполнению профессиональных обязанностей, обладатели медицинского заключения должны обратиться за медицинской помощью в лечебно-профилактическое учреждение гражданской авиации или органов здравоохранения. Вопрос о возможности возобновления профессиональных обязанностей по выздоровлении решает врач авиационного предприятия после медицинского осмотра (в случае необходимости) соответствующим врачом-специалистом ВЛЭК ГА. Допуск к полетам осуществляет врач авиационного предприятия.
9. Проверку соответствия состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации и их обладателей требованиям настоящих Правил (медицинское освидетельствование) осуществляют ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или медицинские эксперты, образованные (назначенные) приказом органа по выдаче свидетельств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года приказом Минтранса России от 26 июня 2017 года N 241. - См. предыдущую редакцию)
10. Задачи медицинского освидетельствования:
1) определение годности по состоянию здоровья к летной работе, управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников и диспетчеров УВД;
2) выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.
11. Порядок медицинского освидетельствования:
1) направление на очередное, при восстановлении и поступлении на летную работу, медицинское освидетельствование во ВЛЭК ГА летного состава, бортоператоров, бортпроводников и диспетчеров УВД осуществляется работодателем или по личному заявлению;
2) члены экипажа воздушного судна, диспетчеры УВД предъявляют во ВЛЭК ГА военный билет (для лиц, наличие военного билета у которых предусмотрено в соответствии с законодательством в области воинской обязанности и военной службы) и документы о состоянии здоровья (медицинская книжка, амбулаторная карта или выписка из нее;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
3) летный состав и диспетчеры УВД, поступающие на работу в авиационные предприятия из организаций не гражданской авиации, проходят медицинское освидетельствование во ВЛЭК ГА для получения медицинского заключения независимо от наличия у них заключения о годности по состоянию здоровья, полученного в других медицинских учреждениях;
4) решение о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования принимает председатель ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) по представлению врача авиационного предприятия (врача-специалиста ВЛЭК ГА);
5) лица, подлежащие медицинскому освидетельствованию, в дни обследования во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) освобождаются от любой работы, а накануне им предоставляется день отдыха. Медицинское освидетельствование проводится, как правило, за один день;
6) при тяжелом заболевании (травме) летного состава, бортоператоров, бортпроводников, диспетчеров УВД и курсантов медицинское заключение ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) может быть вынесено заочно по представленным документам лечебного учреждения;
7) при медицинском освидетельствовании летного состава и диспетчеров УВД, направляемых на работу в полярные экспедиции и страны с жарким климатом (со сроком командировки более трех месяцев), летного состава, выполняющего авиационно-химические работы, ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) руководствуется Требованиями к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации (далее - Требования) (приложение N 3) и Медицинскими противопоказаниями к работе в полярных экспедициях, странах с жарким климатом сроком свыше трех месяцев и авиационно-химическим работам (приложение N 4);
8) медицинское обследование при медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) проводится в объеме обследования в целях врачебно-летной экспертизы (приложение N 5);
9) при медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА медицинское заключение о годности (негодности) выносят врачи-специалисты эксперты: терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог, руководствуясь Требованиями и Пояснениями к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации (приложение N 6);
10) стационарное медицинское обследование летного состава, бортоператоров, бортпроводников, диспетчеров УВД и курсантов проводится по медицинским показаниям при отрицательной динамике в состоянии здоровья по решению председателя ВЛЭК ГА.
Кроме того, коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет проходят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (согласно приложению N 5), с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325. - См. предыдущую редакцию)
После достижения пилотами 60-ти лет медицинское обследование в стационарных условиях ФБУ "ЦКБ ГА" проводится ежегодно.
(Абзац дополнительно включен с 4 января 2015 года приказом Минтранса России от 28 ноября 2014 года N 325)
11) стационарное медицинское обследование проводится, как правило, в срок до 14 дней, временная нетрудоспособность оформляется в установленном порядке;
12) медицинское заключение по результатам стационарного обследования выносит ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА);
13) в работе ВЛЭК ГА принимают участие: врач авиационного предприятия, представитель руководства предприятия (учебного заведения), службы движения, бортпроводников, состав которых проходит медицинское освидетельствование;