ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2021 года N 2352

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики"

(с изменениями на 10 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2023 года N 636 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2023, N 0001202304240025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2023 года N 1671 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2023, N 0001202310110031).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2167; 2015, N 42, ст.5790; N 50, ст.7187; 2016, N 24, ст.3525; N 33, ст.5182; N 49, ст.6926; 2017, N 7, ст.1060; N 15, ст.2210; 2018, N 3, ст.533, 544, 545; N 15, ст.2138; N 53, ст.8702; 2019, N 11, ст.1120; N 15, ст.1738; N 51, ст.7612; N 52, ст.8014; 2020, N 10, ст.1346; N 18, ст.2887; N 23, ст.3675; N 26, ст.4114; N 35, ст.5578; N 47, ст.7525; N 49, ст.7937; N 50, ст.8245; 2021, N 5, ст.817; N 15, ст.2570; N 32, ст.6026).

2. Министерству энергетики Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 6, 8, 10 и 11 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2021 года N 2352

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики"

(с изменениями на 10 октября 2023 года)



1. Паспорт Программы исключить.

2. Паспорта подпрограмм Программы исключить.

3. В разделе I Программы:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе с указанием связи с национальными целями, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";

б) после наименования дополнить текстом следующего содержания:

"Оценка текущего состояния сферы топливно-энергетического комплекса


Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации, включающий в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет роль ключевого источника доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Российская Федерация входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов.

Энергетическая инфраструктура Российской Федерации, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях - от арктической до субтропической зоны.

Российская Федерация исходя из своих национальных интересов, ресурсного и интеллектуального потенциала с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вносит существенный вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности.

Энергетические проекты выступают в качестве "точек роста" и опорных зон при реализации стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, Арктической зоны Российской Федерации, Крымского полуострова и Калининградской области. В свою очередь развитие указанных приоритетных территорий придает дополнительный импульс развитию топливно-энергетического комплекса, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортно ориентированную продукцию.

Вызовы, стоящие перед энергетикой Российской Федерации, определены в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), в том числе:

перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион;

замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа;

наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике";

переход Российской Федерации к новой модели социально-экономического развития, предполагающей структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности;

развитие и распространение прорывных технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии, накопителей энергии, добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых и интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности.

Помимо указанных вызовов, в целом актуальных для всей мировой экономики, следует отметить указанные в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р (далее - Энергетическая стратегия), общие для топливно-энергетического комплекса специфические проблемы:

недостаточный для инновационного развития текущий и перспективный объем спроса на внутреннем рынке на основные виды продукции топливно-энергетического комплекса, обостряющий зависимость от объема спроса и конъюнктуры мировых рынков традиционных энергетических ресурсов;

критическая зависимость организаций топливно-энергетического комплекса от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития энергетики;

дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе вследствие сдерживания роста тарифов в сфере энергетики, ограничения возможности привлечения организациями топливно-энергетического комплекса долгосрочного финансирования со стороны иностранных инвесторов и слабого развития венчурного кредитования.

В настоящее время топливно-энергетический комплекс устойчиво обеспечивает внутренние потребности в продукции и услугах нефтяной, газовой, угольной и электроэнергетической отраслей, а также в реализации экспортного потенциала нашей страны.

Однако вследствие действия указанных факторов и тенденций повышается нестабильность, неопределенность и непредсказуемость ситуации в мировой и российской экономике и энергетике, ужесточается конкурентная борьба на мировых энергетических рынках, изменяются или отменяются ее правила и расширяется спектр средств этой борьбы.

В этой связи стратегической целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, - укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.

При этом топливно-энергетический комплекс должен внести свой вклад и способствовать другим секторам экономики в достижении национальных целей и решении стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее соответственно - Указ N 474, национальные цели).

Для достижения поставленной цели в условиях прогнозируемых изменений мировой экономики и экономики Российской Федерации потребуется ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. Характеристики такого перехода включают:

структурную диверсификацию, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение - децентрализованным, экспорт энергетических ресурсов - экспортом российских технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применений электрической энергии, сжиженного природного газа и газомоторного топлива;

цифровую трансформацию и интеллектуализацию отраслей топливно-энергетического комплекса, в результате которых новое качество приобретут все процессы в сфере энергетики, новые права и возможности получат потребители продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;

оптимизацию пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона;

уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата, в результате чего Российская Федерация внесет существенный вклад в переход к низкоуглеродному развитию мировой экономики, в международные усилия по сохранению окружающей среды и противодействию изменениям климата.

Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"


Приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса отражены в документах стратегического планирования топливно-энергетического комплекса, основными из которых являются Доктрина и Энергетическая стратегия.

Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются:

гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, в особенности расположенных на геостратегических территориях;

первоочередное удовлетворение внутреннего спроса на продукцию и услуги в сфере энергетики;

переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;

развитие конкуренции в конкурентных видах деятельности топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке;

рациональное природопользование и энергетическая эффективность;

максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства на территории Российской Федерации;

повышение результативности и эффективности всех уровней управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;

максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.

Цели государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" (далее - Программа) находятся в непосредственной компетенции Министерства энергетики Российской Федерации, увязаны с достижением результатов 1-го этапа реализации Энергетической стратегии и плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 1447-р (далее - план мероприятий Энергетической стратегии), соответствуют направлениям государственной политики в сфере энергетики, определенным в Энергетической стратегии, положениям Указа N 204, Указа N 474, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план), Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13, а именно:

цель 1 - продуктовая и географическая диверсификация экспорта энергетических ресурсов;

цель 2 - повышение эффективности обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации соответствующими объемами производства продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;

цель 3 - уменьшение негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и адаптацию их к изменениям климата;

цель 4 - повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Ключевыми результатами Программы по итогам реализации ее второго этапа будут:

увеличение доли сырья (сжиженные углеводородные газы, этан, нафта), направляемого на нефтегазохимию;

увеличение объема производства сжиженного природного газа;

увеличение доли стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта российских энергоресурсов;

повышение уровня газификации субъектов Российской Федерации;

обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами, произведенными на территории Российской Федерации;

повышение доли выработки электрической энергии тепловыми электрическими станциями в теплофикационном цикле;

снижение удельного расхода условного топлива на отпуск электрической энергии;

увеличение объемов потребления метана на транспорте;

рост объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" и "Обеспечение электрической энергией, газом и паром";

увеличение объемов производства электротранспортных средств и количества быстрых зарядных станций.

Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации


Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере энергетики определены в Доктрине, в том числе:

совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»