ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2021 года N 1014

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. В пункте 2-2 слова "таблицы 8 подраздела 9.3" заменить словами "таблицы 9 подраздела 10.3".

1.2. В пункте 4.3 слова "таблице 8 подраздела 9.3" заменить словами "таблице 9 подраздела 10.3".

1.3. В пунктах 3-1 и 3-2 слова "в подразделе 8.3" заменить словами "в подразделе 9.3".

1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Соколова М.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 20.12.2021 N 1014

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КППИТ

2

Соисполнители государственной программы

АР
КИО
КПВСМИ
КГА
КСП
КТЗН
УСП

3

Участники государственной программы

ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг"
Управление Роспотребнадзора
ФИ

4

Цели государственной программы

1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге.

2. Формирование условии для максимально полного удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в товарах и услугах.

3. Создание условий для обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге

5

Задачи государственной программы

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане), повышение общественной значимости МСП в Санкт-Петербурге.
2. Содействие созданию благоприятной конкурентной среды в Санкт-Петербурге.
3. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг в Санкт-Петербурге.
4. Предупреждение нарушений в сфере качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге, и обеспечение эффективной защиты прав потребителей

6

Основания разработки государственной программы

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы"
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204)
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 474)
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 68)
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 1364-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 1188-р
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035)
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";
региональный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса";
региональный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами"

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 85745408,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 23330463,0 тыс.руб.;
2022.г. - 21800864,0 тыс.руб.;
2023 г. - 20017775,0 тыс.руб.;
2024 г. - 20596306,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы)

Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма "Развитие системы обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге" (далее - подпрограмма 3)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Государственная программа финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и за счет средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования государственной программы составляет 12011374,1 тыс.руб., в том числе:
2021 г. - 1513567,3 тыс.руб.;
2022 г. - 1785073,4 тыс.руб.;
2023 г. - 3827974,5 тыс.руб.;
2024 г. - 1933482,8. тыс.руб.;
2025 г. - 1394363,2 тыс.руб.;
2026 г. - 1556912,9 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 543597,7 тыс.руб., в том числе:
2021 г. - 151862,2 тыс.руб.;
2022 г. - 181599,7 тыс.руб.;
2023 г. - 210135,8 тыс.руб.;
2024 г. - 0,0 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 11467776,4 тыс.руб., в том числе:
2021 г. - 1361705,1 тыс.руб.;
2022 г. - 1603473,7 тыс.руб.;
2023 г. - 3617838,7 тыс.руб.;
2024 г. - 1933482,8 тыс.руб.;
2025 г. - 1394363,2 тыс.руб.;
2026 г. - 1556912,9 тыс.руб.
Общий объем финансирования, предусмотренный на реализацию региональных проектов, составляет 1147103,8 тыс.руб., в том числе:
2021 г. - 438677,7 тыс.руб.;
2022 г. - 323056,8 тыс.руб.;
2023 г. - 385369,3 тыс.руб.;
2024 г. - 0,0 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.;
2026 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В количественном выражении:
рост доли предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, до 62,0% в 2026 году;
увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 1688,9 тыс. человек в 2026 году;
увеличение количества субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Санкт-Петербурга до 72,2 единиц в 2026 году;
увеличение ежегодного темпа роста оборота субъектов МСП до 112,0% в 2026 году;
увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов на 1 тыс. жителей до 1206,0 кв.м в 2026 году;
увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга посадочными местами на предприятиях общественного питания на 1 тыс. жителей до 114,0 в 2026 году;
увеличение объема бытовых услуг на одного жителя Санкт-Петербурга до 9,3 тыс.руб. в 2026 году;
увеличение доли потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей, до 62,0% в 2026 году.
В качественном выражении:
создание благоприятных условий для развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге;
создание условий максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости;
создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей

     

2. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы


Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга является основой для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения качества городской среды, развития человеческого капитала, обеспечения эффективности управления и развития гражданского общества. В рамках развития экономики обеспечивается занятость населения, формируются поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга, удовлетворяются потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Устойчиво развивающаяся экономика является базой для создания благоприятной среды и условий комфортного проживания населения. Фундаментом такой экономики в том числе является динамичное развитие таких ее сфер, как МСП, добросовестная конкуренция и потребительский рынок.

Малый и средний бизнес в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.

По данным Единого реестра субъектов МСП (далее - реестр субъектов МСП), на 01.01.2021 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 342,9 тыс. субъектов МСП, из них 54,6% являются юридическими лицами и 45,4% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 95,0% субъектов МСП, на долю малых предприятий - 4,6% субъектов МСП и на долю средних предприятий - 0,4%.

За 2020 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в реестре субъектов МСП, уменьшилось на 4,7%.

По результатам 2020 года наблюдается отрицательная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 342,9 тыс. единиц субъектов МСП 14,2% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 48,8 тыс. единиц, что на 18,2 тыс. единиц (27,2%) меньше аналогичного показателя по результатам 2019 года.

По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 01.01.2021 субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1076,7 тыс. человек, что на 18,3 тыс. человек (1,7%) больше аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2020.

Увеличение количества рабочих мест произошло за счет увеличения количества средних предприятий на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В отраслевой структуре субъектов МСП преобладают предприятия оптовой и розничной торговли (более 28% от общего количества субъектов МСП).

Создание добросовестной конкурентной среды благоприятно повлияет на одну из важнейших сфер деятельности хозяйства Санкт-Петербурга - потребительский рынок, который выполняет важную роль в создании рабочих мест, формирует существенную часть валового регионального продукта и весомые поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга.

Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Санкт-Петербурга, которая формирует шестую часть валового регионального продукта и занимает второе место по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней, характеризуется высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, развитой инфраструктурой.

В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2021 осуществляют деятельность 25,0 тыс. предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей порядка 7,1 млн кв.м, 8,8 тыс. предприятий общественного питания и 9,6 тыс. предприятий бытового обслуживания.

По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации.

В целях повышения качества сервисного обслуживания потребителей, престижности профессий сферы торговли и услуг, содействия обеспечению квалифицированными кадрами предприятий сферы потребительского рынка в Санкт-Петербурге проводятся профессиональные конкурсы и фестивали.

Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию в сфере торговли и услуг, можно выделить следующие существующие проблемы:

неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, а также сокращение доли несетевой розницы в обороте товаров повседневного спроса за счет увеличения доли торговых сетей;

дороговизна отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и услуг.

Важным сегментом потребительского рынка является оказание таких социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, как банные и ритуальные услуги.

В Санкт-Петербурге функционируют 33 общественные бани, оказывающие услуги населению Санкт-Петербурга по социальным тарифам: 45 руб. и 60 руб. за 1,5 часа помывки.

В черте Санкт-Петербурга расположено 88 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) уделяется особое внимание благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также сохранению историко-мемориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями.

Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни населения Санкт-Петербурга, является эффективная система защиты прав потребителей.

Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона горячей линии по защите прав потребителей. Получить консультационные услуги по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг жители Санкт-Петербурга могут на безвозмездной основе.

В целях обеспечения доступности населению Санкт-Петербурга консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей совместно с Управлением Роспотребнадзора и общественными объединениями потребителей осуществляется работа по реализации пилотного проекта по организации консультирования потребителей по вопросам защиты их прав в помещениях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи реализуется и в целях выработки согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Санкт-Петербурга, а также содействия органам местного самоуправления в осуществлении ими защиты прав потребителей.

Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, контактирующих с пищевым продуктом композитных упаковочных материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.

С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к появлению на рынке фальсифицированной продукции, поступающей в том числе в учреждения социальной сферы в рамках государственных закупок (особенно детские дошкольные и образовательные учреждения).

Можно выделить следующие проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге:

низкий уровень взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей;

низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей;

низкий уровень удовлетворенности петербуржцев качеством продовольственных товаров (менее половины).

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей является организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиления профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение эффективного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей.

3. Приоритеты и цели государственной политики, прогноз развития в сфере реализации государственной программы, планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Основными приоритетами государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу являются:

вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки МСП;

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

совместная с ведущими предпринимательскими объединениями работа по популяризации и значимости предпринимательства;

реализация мер по увеличению интереса молодежи к началу и ведению собственного дела, а также по поддержке и развитию молодежного предпринимательства;

формирование предпринимательских компетенций граждан;

обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Санкт-Петербурга;

снижение административных барьеров в экономике;

развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости;

создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге;

создание условий для повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг на рынке Санкт-Петербурга;

формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений в сфере развития предпринимательства и защиты прав потребителей.

При реализации мероприятий в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на период до 2026 года можно прогнозировать:

рост доли предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, до 62,0% в 2026 году;

увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 1688,9 тыс. человек в 2026 году;

увеличение количества субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Санкт-Петербурга до 72,2 единиц в 2026 году;

увеличение ежегодного темпа роста оборота субъектов МСП до 112,0% в 2026 году;

увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов на 1 тыс. жителей до 1206 кв.м в 2026 году;

увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга посадочными местами на предприятиях общественного питания на 1 тыс. жителей до 114,0 в 2026 году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»