ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2021 года N 399
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551, признании утратившими силу постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2015 N 290, от 21.06.2016 N 512, от 30.01.2018 N 65 и частично утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2020 N 81
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" следующие изменения:
1.1. Пункт 3-4 постановления изложить в следующей редакции:
"3-4. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.1-1.8 подраздела 18.1 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в период с 2020 по 2025 год".
1.2. Пункт 3-5 постановления исключить.
1.3. Пункт 10 постановления изложить в следующей редакции:
"10. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Батанова Э.В.".
1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу:
пункты 2, 2.1-2.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2020 N 81 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496, от 23.03.2015 N 290".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Батанова Э.В.
Губернатор
Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КЭПиСП |
2 | Соисполнитель(и) государственной программы | АГ |
КПВСМИ | ||
3 | Участник(и) государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Создание условий для сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга и обеспечения устойчивого экономического роста Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | 1. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, направленное на устранение диспропорций пространственного развития Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | 1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | - |
8 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | 1. Планирование экономического и социального развития территорий Санкт-Петербурга. |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 74372673,4 тыс.руб., в том числе по годам реализации: |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии районов Санкт-Петербурга, повышение обеспеченности населения Санкт-Петербурга объектами регионального значения. |
Санкт-Петербург - четвертый по количеству жителей субъект Российской Федерации с населением 5386,0 тыс.чел. (на 01.01.2021). Выгодное географическое положение Санкт-Петербурга на пересечении морских, речных и наземных транспортных коридоров, обеспечивающее близость к европейскому рынку, во многом определило направление его развития в качестве "европейских ворот" России.
Санкт-Петербург располагает мощным потенциалом развития. Экономический потенциал определяется масштабами хозяйственного комплекса и диверсифицированной структурой экономики. Санкт-Петербург является крупным промышленным, транспортным, научно-образовательным, культурным и туристическим центром.
Эти направления эффективно дополняют друг друга, обеспечивают высокую конкурентоспособность, сглаживают негативные последствия кризисных явлений, что является основой устойчивого экономического развития.
Территориальный потенциал определяется большой площадью Санкт-Петербурга, которая составляет 1,45 тыс.кв.км, и значительной долей свободных от застройки земель. Важным фактором пространственного развития Санкт-Петербурга является его расположение в дельте р.Невы с низменным преимущественно равнинным рельефом и прямым выходом на побережье Финского залива Балтийского моря.
В структуре функционального использования территории Санкт-Петербурга (без учета акватории) 34% площади занимают территории рекреационного назначения, значительную часть которых занимают городские леса. Около 3% территории занимают функциональные зоны с назначением для сельскохозяйственного использования. Территории, предназначенные для жилой застройки, занимают 26% территории Санкт-Петербурга. Такая структура функционального зонирования, характерная для агломераций, объясняется включением в административные границы Санкт-Петербурга территорий бывших пригородных поселений, которые сейчас составляют Пушкинский, Колпинский, Петродворцовый, Курортный и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург характеризуется неоднородными плотностью населения и размещением мест приложения труда. Плотность населения в Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском, Невском, Фрунзенском и Центральном районах Санкт-Петербурга превышает 7,5 тыс. человек на кв.км, плотность населения в Курортном и Пушкинском районах Санкт-Петербурга - менее 1 тыс. человек на кв.км. Наиболее населенными районами Санкт-Петербурга с общим количеством населения чуть более 2 млн человек или 40% от общего населения (на 2020 год) являются Приморский, Калининский, Невский и Выборгский районы Санкт-Петербурга. 40% рабочих мест сосредоточено в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Санкт-Петербурга.
Таким образом, баланс видов функционального использования земельных участков, плотность населения, размещение мест приложения труда и характер застройки сильно различаются как для застроенной территории и пригородных районов Санкт-Петербурга (Курортный, Петродворцовый, Пушкинский, Колпинский и Кронштадтский районы Санкт-Петербурга), так и для центральных (Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Василеостровский районы Санкт-Петербурга) и периферийных районов Санкт-Петербурга (Калининский, Красногвардейский, Невский, Фрунзенский, Кировский, Приморский, Выборгский, Московский, Красносельский районы Санкт-Петербурга).
Территориальное планирование в Санкт-Петербурге необходимо осуществлять с учетом документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, прилегающих к Санкт-Петербургу, расположенных в границах Всеволожского, Кировского, Тосненского, Гатчинского, Ломоносовского, Выборгского районов Ленинградской области.
На территории Санкт-Петербурга можно выделить несколько крупных исторически сложившихся групп районов Санкт-Петербурга, обладающих специфическими особенностями градостроительного и социально-экономического развития.
Исторический центр Санкт-Петербурга (территории Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Санкт-Петербурга) - территория плотной застройки европейского образца XVIII - начала XX века с концентрацией объектов культурного наследия, туристических центров притяжения, объектов сферы обслуживания и административно-делового назначения. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников включены в Список всемирного наследия.
Промышленно-селитебные территории, прилегающие к историческому центру Санкт-Петербурга, - сформировавшиеся в конце XIX - начале XX века бывшие промышленные окраины и предместья Санкт-Петербурга (далее - "Серый пояс"). В настоящее время на территориях "Серого пояса" преобладает промышленно-коммунальная застройка, в том числе зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры. Жилая застройка представлена фрагментарно. Дальнейшее развитие традиционных промышленных функций не имеет значимых перспектив из-за вытеснения экономически более эффективными видами использования территории.
В Санкт-Петербурге можно выделить также несколько территорий, на которых наблюдается сочетание определенных проблем и вариативности социально-экономического развития территорий. К таким территориям приоритетного развития относятся:
территория, прилегающая к морскому порту Большой порт Санкт-Петербург в границах Кировского и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, имеющая большой потенциал развития в связи с перспективным выводом избыточных портовых мощностей и возможностью комплексного редевелопмента данной территории. Анализ мирового опыта поэтапного комплексного преобразования крупных портовых территорий с созданием новых районов общественно-деловой и жилой застройки в таких городах, как Гамбург, Нью-Йорк, Роттердам, показывает их социально-экономическую эффективность;
"Южное ядро" - часть территории Московского, Пушкинского и Красносельского районов Санкт-Петербурга, прилегающая к таким "точкам роста", как аэропорт "Пулково" и конгрессно-выставочный центр "ЭкспоФорум". Фактором активного развития для данной территории может стать улучшение транспортной доступности аэропорта "Пулково" и прилегающих территорий за счет строительства линии железнодорожного сообщения и сети линий легкорельсового транспорта. Для территории, прилегающей к конгрессно-выставочному центру "ЭкспоФорум", приоритетным направлением развития является использование потенциала обширных незастроенных территорий для создания объектов спорта и рекреации, центров туристического притяжения общегородского и международного значения.
Кронштадтский район Санкт-Петербурга отличается уникальным местоположением в границах о.Котлин и бывших фортификационных сооружений в акватории Финского залива. Вследствие улучшения транспортной доступности после открытия движения на всем протяжении кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации в г.Кронштадте появился потенциал для реализации крупных инвестиционных проектов в области транспорта (логистическая инфраструктура, морской терминал, центр яхтенного туризма, аэропорт) и комплексного освоения территории. Уникальная городская среда, объекты культурного наследия являются основой для превращения г.Кронштадта в центр туристического притяжения национального значения наравне с г.Петергофом, г.Ломоносовом, пос.Стрельна, г.Гатчиной, г.Пушкином и г.Павловском.
Планирование размещения на территории Санкт-Петербурга производительных сил осуществляется главным образом в рамках создания и функционирования производственных и производственно-логистических зон, а также отраслевых кластеров. В Санкт-Петербурге сформирована сеть относительно компактных производственных зон, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.
Под объектами социальной инфраструктуры в целях государственной программы понимаются объекты регионального значения Санкт-Петербурга в области образования в части дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, а также в области здравоохранения в части амбулаторно-поликлинических организаций.
Под покрытием дефицита объектов социальной инфраструктуры в целях государственной программы понимается отношение суммарной мощности объектов социальной инфраструктуры (по видам объектов), приобретенных в государственную собственность Санкт-Петербурга в рамках подпрограммы 6 "Приобретение в государственную собственность Санкт-Петербурга объектов недвижимого имущества, в том числе объектов социальной инфраструктуры, строительство которых осуществляется с привлечением внебюджетных источников", к прогнозной потребности в таких объектах населения Санкт-Петербурга (по видам объектов).
В 2018 году в рамках государственной программы выполнены следующие мероприятия.
В целях обеспечения жителей Санкт-Петербурга объектами социальной инфраструктуры приобретено 12 объектов недвижимости.
Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 763-161 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее - Генеральный план Санкт-Петербурга) внесены изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга в части изменения его расчетного срока, а также увеличения территорий для развития производства и территорий рекреационного назначения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2018 N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" внесены изменения в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга). Основные изменения связаны с установлением территориальных зон с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом Санкт-Петербурга.
В целях повышения эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга проведены мероприятия по освобождению 1210 объектов государственной собственности Санкт-Петербурга, незаконно занятых третьими лицами.
Выполнены топогеодезические работы в отношении 1200 земельных участков, а также кадастровые работы в отношении 715 земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Подготовлены 2756 градостроительных планов земельных участков.
Разработана актуализированная редакция регионального методического документа по строительству в Санкт-Петербурге "Рекомендации по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий".
Обеспечено содержание объектов недвижимого имущества, переданных Министерством обороны Российской Федерации в собственность Санкт-Петербурга.
В 2019 году в рамках государственной программы выполнены следующие мероприятия.
В целях повышения эффективности использования государственного имущества Санкт-Петербурга проведены мероприятия по освобождению 1687 объектов государственной собственности Санкт-Петербурга, незаконно занятых третьими лицами.
Выполнены топогеодезические работы в отношении 435 земельных участков, а также кадастровые работы в отношении 475 земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Приобретено в государственную собственность Санкт-Петербурга 62 объекта недвижимости, в том числе 17 объектов здравоохранения, 4 общеобразовательные школы, 24 детских сада, 5 дорог, 3 плоскостных сооружения игровых площадок.
Подготовлены 1974 градостроительных плана земельных участков.
Обеспечено содержание объектов недвижимого имущества, переданных Министерством обороны Российской Федерации в собственность Санкт-Петербурга.
Несбалансированность территорий Санкт-Петербурга по соотношению количества населения (85% - в периферийных районах Санкт-Петербурга) и мест приложения труда (40% - в центральных районах Санкт-Петербурга) приводит к интенсивной маятниковой миграции, перегрузке транспортной системы, увеличению затрат на перемещение по территории Санкт-Петербурга, прямым и косвенным экономическим потерям и в конечном итоге к снижению качества жизни населения Санкт-Петербурга.
Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является низкая транспортная связность и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории Санкт-Петербурга и увеличению количества времени, затраченного горожанами на перемещение по Санкт-Петербургу. Средняя плотность улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге составляет 2,4 км на 1 кв.км. Минимальный расчетный показатель средней плотности улично-дорожной сети, примененный при подготовке Генерального плана Санкт-Петербурга, составляет 2,5 км на 1 кв.км.
Активное формирование районов массовой жилой застройки в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга без создания необходимого количества мест приложения труда усугубляет дисбаланс пространственного развития Санкт-Петербурга и усиливает его моноцентрический характер. Кроме того, экстенсивное развитие застройки Санкт-Петербурга ведет к значительному увеличению затрат на создание необходимой коммунальной и транспортной инфраструктуры. Строительство жилья темпами, опережающими ввод объектов социальной инфраструктуры, приводит к дефициту объектов образования и здравоохранения и ведет к снижению качества жизни населения.