Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПРИКАЗ
от 1 июня 2021 года N 173
В целях организации работы по реализации пунктов 1, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.), в части обеспечения применения в Федеральном казначействе и его территориальных органах единого подхода к анализу рисков в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере
приказываю:
1. Утвердить Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Структурным подразделениям Федерального казначейства, территориальным органам Федерального казначейства при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2022 год обеспечить идентификацию принадлежности объектов внутреннего государственного финансового контроля, а также иных организаций, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в отношении которых осуществляются Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) направлений их финансово-хозяйственной деятельности к категориям риска, в соответствии с компетенцией соответствующего структурного подразделения Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства.
4. Контроль за исполнением Руководства возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А.Исаева.
Руководитель
Р.Е.Артюхин
Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере
1.1. Настоящее Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) разработано с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);
статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст.3799; 2021, N 1, ст.33);
Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1206; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.) (далее - Федеральный стандарт N 208);
Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст.5462; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.);
Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст.6435; Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 19 августа 2020 г.);
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.).
1.2. Целью настоящего Руководства является установление единого подхода, применяемого Федеральным казначейством (далее - ФК), Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - ТОФК), к организации работы по анализу рисков при составлении проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на соответствующий год, проектов планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства на соответствующий год (далее - План ФК, планы ТОФК соответственно) с применением риск-ориентированного подхода, а также при осуществлении анализа информации о деятельности объектов внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого ФК, ТОФК, и иных организаций, анализ рисков в деятельности которых осуществляется в соответствии с настоящим Руководством (далее - объекты контроля), в ходе подготовки и проведения проверок, ревизий и обследований в соответствии с БК РФ, Правилами N 1092 (далее - предпроверочный анализ).
1.3. Настоящее Руководство определяет:
перечень объектов контроля;
подходы к определению направлений финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля (далее - предмет контроля);
организацию работы по идентификации принадлежности объектов контроля и (или) предметов контроля к категориям риска;
перечень основных источников информации, в том числе информационных систем, операторами или владельцами которых являются ФК, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, для сбора информации об объектах и предметах контроля;
перечень информации об объектах контроля и предметах контроля, которую необходимо получить в процессе сбора информации (с учетом особенностей объектов контроля и предметов контроля, а также применяемого механизма сбора и анализа такой информации);
подходы к присвоению объектам контроля и предметам контроля категорий рисков, предусмотренных Федеральным стандартом N 208;
подходы к определению объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК, проектов планов ТОФК с применением риск-ориентированного подхода (далее - отбор объектов контроля и предметов контроля);
подходы к определению вопросов проверки для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа (далее - отбор вопросов проверки);
принципы формирования карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.
1.4. Настоящее Руководство предназначено для использования сотрудниками структурных подразделений ФК, ТОФК при планировании проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), осуществляемых в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ, а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.5. Положения настоящего Руководства также подлежат применению в целях риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии со статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.
1.6. Положения настоящего Руководства не применяются при планировании контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению в проект Плана ФК, проекты планов ТОФК, за исключением идентификации принадлежности к категориям рисков в целях определения тем контрольных мероприятий (при проведении предпроверочного анализа при подготовке к проведению контрольного мероприятия - вопросов контрольного мероприятия).
2.1. Термины, используемые в настоящем Руководстве, имеют то же значение, что и в БК РФ, федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, иных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в статье 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. В настоящем Руководстве применяются следующие сокращения:
2.2.1. Контрольно-ревизионные подразделения ФК - структурные подразделения ФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих управлениях ФК, утвержденными приказами ФК.
2.2.2. Контрольно-ревизионные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях ТОФК, утвержденными приказами ТОФК.
2.2.3. Идентифицированный риск - выявленный и сформулированный риск в финансово-бюджетной сфере, подлежащий оценке.
2.2.4. Оценка риска - установление характеристик идентифицированного риска в целях определения уровня риска.
2.2.5. Вероятность реализации риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка степени возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).
2.2.6. Степень влияния риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка негативного воздействия вероятного события на предмет контроля, определяемая по величине отклонения от целевых значений показателей, устанавливаемых законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и условиями предоставления бюджетных средств.
2.2.7. Уровень риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере мера риска, рассчитываемая как произведение значения вероятности реализации соответствующего риска и степени влияния последствий его реализации.
2.2.8. Карта рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере - систематизированный перечень наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде.
3.1. Задачами Руководства являются обеспечение применения ФК, ТОФК риск-ориентированного подхода:
в части отбора объектов контроля;
в части отбора предметов контроля в целях определения темы контрольного мероприятия;
в части отбора вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа.
3.2. В рамках настоящего Руководства при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и их формировании определяются следующие элементы позиций проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК):
объект (группа объектов) контроля;
предмет контроля в целях определения темы контрольного мероприятия и проверяемого периода.
3.3. В рамках настоящего Руководства под применением риск-ориентированного подхода при проведении предпроверочного анализа следует понимать отбор вопросов контрольного мероприятия в целях формирования программы контрольного мероприятия.
4.1.1. Объектами контроля, в отношении которых в целях настоящего Руководства осуществляется идентификация принадлежности к категориям рисков, предусмотренных разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, являются объекты, подлежащие контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляемому ФК, определенные статьей 266.1 БК РФ, а также следующие объекты:
финансовые органы субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставлены средства финансовой поддержки из бюджета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), финансовые органы муниципальных образований - получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником образования которых являются средства Фонда;
специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
4.1.2. Идентификация принадлежности объектов контроля к категориям рисков проводится в отношении объектов контроля, осуществляющих направления финансово-хозяйственной деятельности, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Руководства.
4.1.3. Распределение объектов контроля в целях применения положений настоящего Руководства между контрольно-ревизионными подразделениями ФК утверждается курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ФК, не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
Распределение объектов контроля между контрольно-ревизионными подразделениями ТОФК в целях применения положений настоящего Руководства утверждается руководителем ТОФК (курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ТОФК) не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).
4.2.1. Перечень предметов контроля определяется в соответствии с полномочиями Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере с учетом классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного руководителем Федерального казначейства (далее - Классификатор).
4.2.2. Предметом контроля в целях настоящего Руководства является направление финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, при осуществлении которой могут быть выявлены нарушения (риски), отраженные в Классификаторе в графе "Описание нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" по уровню детализации "группа" кода нарушения (риска).
5.1. Сбор информации об объектах контроля осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федерального стандарта N 208.
В случае если для сбора и анализа информации об объектах контроля используются средства информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков, указанная информация собирается и анализируется в отношении объектов контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с компетенцией соответствующего контрольно-ревизионного подразделения Федерального казначейства, ТОФК с применением соответствующей информационной системы.