Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 1 июня 2021 года N 173

Об утверждении Временного руководства по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере



В целях организации работы по реализации пунктов 1, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.), в части обеспечения применения в Федеральном казначействе и его территориальных органах единого подхода к анализу рисков в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

приказываю:

1. Утвердить Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям Федерального казначейства, территориальным органам Федерального казначейства при планировании контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2022 год обеспечить идентификацию принадлежности объектов внутреннего государственного финансового контроля, а также иных организаций, полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в отношении которых осуществляются Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) направлений их финансово-хозяйственной деятельности к категориям риска, в соответствии с компетенцией соответствующего структурного подразделения Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства.

3. Признать утратившим силу приказ Федерального казначейства от 26 декабря 2018 г. N 433 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере".

4. Контроль за исполнением Руководства возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А.Исаева.

Руководитель
Р.Е.Артюхин



УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального казначейства
от 1 июня 2021 года N 173



Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере



I. Общие положения

     

1.1. Настоящее Временное руководство по применению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере (далее - Руководство) разработано с учетом положений:

Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);

статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);

Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст.3799; 2021, N 1, ст.33);

Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 30 апреля 2021 г.);

Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1206; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.) (далее - Федеральный стандарт N 208);

Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст.5462; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 9 января 2021 г.);

Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст.6435; Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 19 августа 2020 г.);

Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 г.).

1.2. Целью настоящего Руководства является установление единого подхода, применяемого Федеральным казначейством (далее - ФК), Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - ТОФК), к организации работы по анализу рисков при составлении проекта плана контрольных мероприятий Федерального казначейства на соответствующий год, проектов планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства на соответствующий год (далее - План ФК, планы ТОФК соответственно) с применением риск-ориентированного подхода, а также при осуществлении анализа информации о деятельности объектов внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого ФК, ТОФК, и иных организаций, анализ рисков в деятельности которых осуществляется в соответствии с настоящим Руководством (далее - объекты контроля), в ходе подготовки и проведения проверок, ревизий и обследований в соответствии с БК РФ, Правилами N 1092 (далее - предпроверочный анализ).

1.3. Настоящее Руководство определяет:

перечень объектов контроля;

подходы к определению направлений финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля (далее - предмет контроля);

организацию работы по идентификации принадлежности объектов контроля и (или) предметов контроля к категориям риска;

перечень основных источников информации, в том числе информационных систем, операторами или владельцами которых являются ФК, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, для сбора информации об объектах и предметах контроля;

перечень информации об объектах контроля и предметах контроля, которую необходимо получить в процессе сбора информации (с учетом особенностей объектов контроля и предметов контроля, а также применяемого механизма сбора и анализа такой информации);

подходы к присвоению объектам контроля и предметам контроля категорий рисков, предусмотренных Федеральным стандартом N 208;

подходы к определению объектов контроля и предметов контроля для формирования проекта Плана ФК, проектов планов ТОФК с применением риск-ориентированного подхода (далее - отбор объектов контроля и предметов контроля);

подходы к определению вопросов проверки для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа (далее - отбор вопросов проверки);

принципы формирования карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.

1.4. Настоящее Руководство предназначено для использования сотрудниками структурных подразделений ФК, ТОФК при планировании проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), осуществляемых в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ, а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.

1.5. Положения настоящего Руководства также подлежат применению в целях риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии со статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках проведения предпроверочного анализа при подготовке к проведению соответствующих контрольных мероприятий.

1.6. Положения настоящего Руководства не применяются при планировании контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в пункте 16 Федерального стандарта N 208 и подлежащих безусловному и первоочередному включению в проект Плана ФК, проекты планов ТОФК, за исключением идентификации принадлежности к категориям рисков в целях определения тем контрольных мероприятий (при проведении предпроверочного анализа при подготовке к проведению контрольного мероприятия - вопросов контрольного мероприятия).

II. Термины и сокращения, применяемые в Руководстве

     

2.1. Термины, используемые в настоящем Руководстве, имеют то же значение, что и в БК РФ, федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, иных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, а также в статье 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.2. В настоящем Руководстве применяются следующие сокращения:

2.2.1. Контрольно-ревизионные подразделения ФК - структурные подразделения ФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих управлениях ФК, утвержденными приказами ФК.

2.2.2. Контрольно-ревизионные подразделения ТОФК - отделы ТОФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях ТОФК, утвержденными приказами ТОФК.

2.2.3. Идентифицированный риск - выявленный и сформулированный риск в финансово-бюджетной сфере, подлежащий оценке.

2.2.4. Оценка риска - установление характеристик идентифицированного риска в целях определения уровня риска.

2.2.5. Вероятность реализации риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка степени возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).

2.2.6. Степень влияния риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере оценка негативного воздействия вероятного события на предмет контроля, определяемая по величине отклонения от целевых значений показателей, устанавливаемых законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и условиями предоставления бюджетных средств.

2.2.7. Уровень риска - применяемая в целях составления карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере мера риска, рассчитываемая как произведение значения вероятности реализации соответствующего риска и степени влияния последствий его реализации.

2.2.8. Карта рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере - систематизированный перечень наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, на управление которыми направлена деятельность ФК в соответствующем периоде.

III. Задачи Руководства

     

3.1. Задачами Руководства являются обеспечение применения ФК, ТОФК риск-ориентированного подхода:

в части отбора объектов контроля;

в части отбора предметов контроля в целях определения темы контрольного мероприятия;

в части отбора вопросов контрольного мероприятия для включения в программу контрольного мероприятия при проведении предпроверочного анализа.

3.2. В рамках настоящего Руководства при подготовке предложений в проект Плана ФК (проекты планов ТОФК) и их формировании определяются следующие элементы позиций проекта Плана ФК (проектов планов ТОФК):

объект (группа объектов) контроля;

предмет контроля в целях определения темы контрольного мероприятия и проверяемого периода.

3.3. В рамках настоящего Руководства под применением риск-ориентированного подхода при проведении предпроверочного анализа следует понимать отбор вопросов контрольного мероприятия в целях формирования программы контрольного мероприятия.

IV. Объекты контроля и предметы контроля, подлежащие идентификации принадлежности к категориям рисков

     4.1. Перечень объектов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков

4.1.1. Объектами контроля, в отношении которых в целях настоящего Руководства осуществляется идентификация принадлежности к категориям рисков, предусмотренных разделом VIII. "Подходы к присвоению категорий рисков" настоящего Руководства, являются объекты, подлежащие контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляемому ФК, определенные статьей 266.1 БК РФ, а также следующие объекты:

финансовые органы субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставлены средства финансовой поддержки из бюджета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), финансовые органы муниципальных образований - получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником образования которых являются средства Фонда;

специализированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

4.1.2. Идентификация принадлежности объектов контроля к категориям рисков проводится в отношении объектов контроля, осуществляющих направления финансово-хозяйственной деятельности, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Руководства.

4.1.3. Распределение объектов контроля в целях применения положений настоящего Руководства между контрольно-ревизионными подразделениями ФК утверждается курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ФК, не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).

Распределение объектов контроля между контрольно-ревизионными подразделениями ТОФК в целях применения положений настоящего Руководства утверждается руководителем ТОФК (курирующим и контролирующим их деятельность заместителем руководителя ТОФК) не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому (при необходимости).

     4.2. Перечень предметов контроля, подлежащих идентификации принадлежности к категориям рисков, в разрезе объектов контроля (группировок объектов контроля)

4.2.1. Перечень предметов контроля определяется в соответствии с полномочиями Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере с учетом классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного руководителем Федерального казначейства (далее - Классификатор).

4.2.2. Предметом контроля в целях настоящего Руководства является направление финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, при осуществлении которой могут быть выявлены нарушения (риски), отраженные в Классификаторе в графе "Описание нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" по уровню детализации "группа" кода нарушения (риска).

V. Сбор и анализ информации об объектах контроля и предметах контроля

     

5.1. Сбор информации об объектах контроля осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федерального стандарта N 208.

В случае если для сбора и анализа информации об объектах контроля используются средства информационных систем, автоматизирующих функции по анализу рисков, указанная информация собирается и анализируется в отношении объектов контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с компетенцией соответствующего контрольно-ревизионного подразделения Федерального казначейства, ТОФК с применением соответствующей информационной системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»