Недействующий

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 26 декабря 2018 года N 433

Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Казначейства России от 1 июня 2021 года N 173
____________________________________________________________________

В целях реализации пункта 24 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст.6435; 2016, N 17, ст.2399, N 36, ст.5408),

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2019 года Методику отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере (далее - Методика) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу с 1 января 2019 года приказ Федерального казначейства от 30 декабря 2016 г. N 532 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере".

3. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, руководителям территориальных органов Федерального казначейства применять Методику при формировании Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, начиная с формирования указанных планов на 2020 год.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А.Исаева.

Руководитель

Р.Е.Артюхин

УТВЕРЖДЕНА

приказом Федерального казначейства

от 26 декабря 2018 года N 433

Методика отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере (далее - Методика) разработана в соответствии с пунктом 24 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст.6435; 2016, N 17, ст.2399, N 36, ст.5408) (далее - Правила N 1092).

1.2. Методика предназначена для использования сотрудниками структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее соответственно - структурные подразделения, УФК) при отборе контрольных мероприятий для включения в план контрольных мероприятий Федерального казначейства и планы территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере (далее - контрольные мероприятия).

Процедура планирования контрольных мероприятий осуществляется сотрудниками структурных подразделений и УФК в соответствии с Порядком планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального казначейства от 13 июля 2018 г. N 199.

1.3. Целью разработки Методики является установление единого риск-ориентированного подхода к отбору контрольных мероприятий при формировании Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на соответствующий год, планов контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на соответствующий год (далее - План ФК, планы УФК соответственно).

В рамках настоящей Методики под отбором контрольных мероприятий при подготовке предложений в План ФК (планы УФК) и их формировании следует понимать отбор следующих элементов позиций Плана ФК (планов УФК):

объект контроля в финансово-бюджетной сфере, указанный в Бюджетном кодексе Российской Федерации и Правилах N 1092 (далее - объект контроля);

тема контрольного мероприятия.

1.4. Задачами Методики являются обеспечение применения риск-ориентированного подхода к планированию контрольных мероприятий:

в части отбора объектов контроля,

в части отбора тем контрольных мероприятий.

1.5. Условия планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере определены пунктом 23 Правил N 1092.

1.6. Принципами планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере являются:

направленность деятельности Федерального казначейства на обеспечение выполнения задач, определенных Правительством Российской Федерации в стратегиях и программах развития, планах действий;

концентрация деятельности Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере на направлениях расходования бюджетных средств и объектах контроля, которые характеризуются повышенными рисками;

обоснованность включения контрольных мероприятий в План ФК (планы УФК);

необходимость обеспечения реализации всех полномочий Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере;

своевременность реагирования на сведения о наличии признаков нарушений в финансово-бюджетной сфере;

периодичность проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере;

координация контрольной деятельности Федерального казначейства с деятельностью государственных органов, подразделений внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (при необходимости);

рациональность распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов, в том числе в части привлечения специалистов УФК или специалистов территориальных органов Федерального казначейства, являющихся центрами сбора, систематизации, распространения знаний и практик, связанных с выполнением функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, в случае их создания (далее - центры компетенции), а также специалистов Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".

1.7. Критерии отбора контрольных мероприятий установлены пунктом 25 Правил N 1092.

1.8. Отбор контрольных мероприятий осуществляется с соблюдением условий и ограничений, установленных разделом II Правил N 1092, а также с учетом следующих требований:

соответствие организационно-правовой формы и предлагаемых к проверке направлений (вопросов) деятельности объектов контроля полномочиям Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере;

необходимость учета поступающей от Счетной палаты Российской Федерации информации о планируемых идентичных контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования контрольных мероприятий;

_________________

Идентичность контрольного мероприятия определяется в соответствии с пунктом 27 Правил N 1092.

осуществление предварительного анализа данных об объектах контроля, в том числе для выявления рисков совершения объектом контроля нарушений в финансово-бюджетной сфере;

необходимость учета информации о результатах ранее проведенных Федеральным казначейством (его территориальным органом), иными контрольно-надзорными органами в отношении объектов контроля контрольных мероприятий по соответствующим направлениям деятельности.

1.9. При отборе контрольных мероприятий необходимо учитывать, что периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более одного раза в год.В целях исключения дублирования деятельности по контролю при формировании Плана ФК (планов УФК) учитываются также положения пункта 27 Правил N 1092.

II. Глоссарий

2.1. Термины и понятия, используемые в настоящей Методике, имеют то же значение, что и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Правилах N 1092, иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.

2.2. В настоящей Методике также применяются следующие термины и сокращения:

2.2.1. Органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства (далее - ЦА ФК), УФК.

2.2.2. Контрольно-ревизионные подразделения ЦА ФК - структурные подразделения, за которыми закреплены функции по контролю в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих управлениях ЦА ФК, утвержденными приказами Федерального казначейства.

2.2.3. Контрольно-ревизионные подразделения УФК - отделы УФК, за которыми закреплены функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях УФК, утвержденных приказами УФК.

2.2.4. Порядок планирования - Порядок планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утверждаемый приказом Федерального казначейства.

III. Основы применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере

3.1. Риск-ориентированный подход при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере заключается в формировании Плана ФК (планов УФК) на основании результатов анализа и оценки рисков совершения объектом контроля нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе анализа рейтингов деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, сформированных с применением информационных систем, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство (далее - рейтинги надежности), на основании запросов правоохранительных и надзорных органов, информации, полученной от Счетной палаты Российской Федерации, органов внутреннего государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с учетом карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере.

3.2. Под риском в целях настоящей Методики понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результатах, а также на законности, эффективности и целевом характере использования бюджетных средств.

3.3. Применение риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере направлено:

на повышение интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) контроля в финансово-бюджетной сфере в отношении объектов контроля, деятельность которых является рискоемкой, а также в отношении направлений деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, которые являются рискоемкими в соответствии с определенными Правительством Российской Федерации стратегиями и программами развития, а также картой рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере;

снижение контрольной нагрузки на объекты контроля.

IV. Формирование карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на очередной год

4.1. В целях применения в Федеральном казначействе (УФК) риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере Контрольно-аналитическим управлением в финансово-бюджетной сфере (далее - Управление) обеспечивается ежегодное формирование карты рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на очередной год (далее - Карта рисков).

4.2. Карта рисков составляется по форме, установленной руководителем Федерального казначейства, в установленные руководителем Федерального казначейства сроки и содержит следующую информацию:

перечень наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере, сгруппированных по соответствующим направлениям деятельности, идентифицированных в финансово-бюджетной сфере по результатам анализа отчетности Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства, иных контрольно-надзорных органов, а также иных документов, характеризующих состояние финансово-бюджетной сферы;

оценку степени влияния и вероятности, а также уровня указанных рисков;

меры реагирования на каждый идентифицированный риск;

указание на наименования либо обобщенные группировки юридических лиц, ответственных за управление соответствующими идентифицированными рисками.

4.3. Под вероятностью в целях формирования Карты рисков понимается степень возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств.

Под степенью влияния в целях формирования Карты рисков понимается уровень негативного воздействия события на деятельность объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результаты, а также на законность, эффективность и целевой характер использования бюджетных средств, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей такой деятельности, устанавливаемой законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также правилами и условиями предоставления бюджетных средств.

Значение каждого из указанных в настоящем пункте критериев оценивается экспертным путем по шкале от "0" до "1".

Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска.

4.4. Формирование Карты рисков обеспечивается Управлением с привлечением иных структурных подразделений и территориальных органов Федерального казначейства, в том числе путем систематизации и анализа информации о состоянии финансово-бюджетной сферы, получаемой из следующих источников информации:

- документы стратегического планирования Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации, иные документы, определяющие приоритетные направления деятельности системы государственного управления;

- поручения Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, касающиеся вопросов финансово-бюджетной сферы;

- информация о результатах осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации;

- информация о результатах проверок, проводимых органами прокуратуры Российской Федерации, в том числе Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»