Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2022 года N 146


Об утверждении стратегии развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2030 года



В целях реализации приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2030 года.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 21 февраля 2022 г. N 146



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАМСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



Концептуальные положения разработки Стратегии


Формирование и развитие кластеров ведет к росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, обусловленного их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением транзакционных издержек и реализацией кооперационных проектов <1>. Как показывает мировой опыт, именно кластеры становятся точками роста региональных экономик. Сегодня в развитых странах в рамках кластеров формируется более 50 процентов экономики, в которой занято более 40 процентов рабочей силы. Именно в кластере создается коллективная модель производства инноваций, в результате чего ускоряется процесс разработки и внедрения нововведений.


________________


<1> Определено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".


В Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", одним из главных инструментов повышения конкурентоспособности Татарстана выступает кластерная активация.


Точкой роста экономики Татарстана определена Камская агломерация, в которой уже сформировался и активно развивается Камский инновационный территориально-производственный кластер (далее - Кластер) - крупнейший из 27 инновационных кластеров федерального значения.


На сегодняшний день Кластер объединяет современные нефтехимические, нефтеперерабатывающие предприятия, автомобилестроительные и автокомпонентные производства, которые известны на российском и мировом рынках, а также научно-образовательный комплекс, представленный двумя национальными исследовательскими и одним федеральным университетом, отраслевыми и научными центрами, которые обеспечивают предприятия квалифицированными кадрами и передовыми инновационными разработками в области химии и нефтехимии, машиностроения.


Настоящая Стратегия развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", национальными проектами Российской Федерации, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года <2>, Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года <3>, а также Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года <4>.


________________


<2> Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".


<3> Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 651/172 "Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года".


<4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р "Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года".


На республиканском уровне настоящая Стратегия согласована со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, а также с Программой развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года <5> и подпрограммой "Развитие Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2015 - 2021 годы", входящей в государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2024 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 N 823 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2024 годы".


________________


<5> Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2020 N 188 "Об утверждении Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2020 - 2024 годы и перспективу до 2034 года".



I. Описание, текущее состояние и стратегические приоритеты развития Кластера


Кластер расположен на территории шести муниципальных образований Республики Татарстан: Нижнекамского, Елабужского, Менделеевского, Заинского, Тукаевского муниципальных районов и городского округа Набережные Челны. Кластер объединяет около 300 предприятий-участников, совокупный объем промышленного производства которых составляет около 900 млрд рублей, общее количество сотрудников составляет более 104 тыс. человек.


Специализация Кластера - нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение. Уже сегодня продукция предприятий Кластера широко представлена на российском и мировом рынках. Здесь производится более 45 процентов российских синтетических каучуков, 57 процентов полимеров стирола России, каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая вторая российская грузовая шина. Доля Кластера в валовом региональном продукте республики составляет свыше 25 процентов, на Кластер приходится более 36 процентов всех инвестиций в республике.


Выгодное экономико-географическое положение, выстроенные кооперационные связи и высокая степень локализации участников (все крупнейшие предприятия расположены в радиусе 30 км) определяют конкурентные преимущества Кластера. Инвестиционную привлекательность Кластера подтверждает тот факт, что здесь разместили бизнес известные мировые компании "Даймлер", "Форд", "Роквул", "Камминз", "Цанрад Фабрик", "Кейс Нью Холланд", "Эр Ликид", "Митсубиши Фузо Трак энд Бус", "Хайер" и другие.


В рамках Кластера сконцентрированы крупные компании, в том числе высокотехнологичные, которые составляют основу экономического потенциала Камской агломерации, а объемы их производственной деятельности заметны на национальном и международном уровнях и ставят Кластер в один ряд с зарубежными регионами-лидерами.


Одно из ключевых преимуществ Кластера - выстроенные кооперационные связи как внутриотраслевые, так и между автопромом и нефтехимией.


Цепочка сырьевых поставок и создания добавленной стоимости в рамках Кластера представлена следующим образом. ОАО "ТАИФ-НК" является основным поставщиком сырья в ПАО "Нижнекамскнефтехим" (прямогонный бензин, сжиженные углеводородные газы). В свою очередь ПАО "Нижнекамскнефтехим", производящее широкий ассортимент нефтехимической продукции, направляет ее на дальнейшую переработку предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предприятиям нефтехимического комплекса ПАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина. Производители пластмасс и автокомпонентов, резинотехнических изделий, в том числе шин, поставляют продукцию предприятиям автомобилестроения.


В Кластере сосредоточен мощный инновационный потенциал, определяющий данную территорию в качестве точки роста Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты Кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем добавленной стоимости.


Якорными предприятия Кластера являются ПАО "КАМАЗ", ООО "Соллерс Форд", ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина (АО "ТАНЕКО", шинный комплекс), ОАО "ТАИФ-НК", ПАО "Нижнекамскнефтехим", АО "Аммоний", резиденты Особой экономической зоны промышленного типа "Алабуга" (далее - ОЭЗ "Алабуга").


ПАО "КАМАЗ" входит в топ-20 крупнейших производителей грузовиков в мире. Доля ПАО "КАМАЗ" на российском рынке тяжелых грузовых автомобилей составляет 47 процентов.


В рамках проекта "Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства", который реализуется с 2013 года, ПАО "КАМАЗ" выводит на рынок новые модели автомобилей поколения К5.


Создано современное высокоэффективное производство нового поколения грузовых автомобилей КАМАЗ с высоким уровнем локализации ключевых компонентов, включая завод каркасов кабин с 80-процентной автоматизацией производственных процессов.


Весной 2021 года на заводе двигателей ПАО "КАМАЗ" была собрана первая тысяча рядных 6-цилиндровых двигателей КАМАЗ модели 910 (EURO-5) мощностью 450 и 550 л.с. для автомобилей КАМАЗ поколения К5. Параллельно с комплексом испытаний для уже существующих модификаций ведутся научные разработки по созданию семейства двигателей КАМАЗ Р6 экологического класса EURO-6.


В июне 2021 года после модернизации ПАО "КАМАЗ" запустило производство Прессово-рамного завода, которое включает три основные линии: автоматическая линия изготовления лонжеронов, линия окраски лонжеронов и деталей рам, конвейер сборки рам.


В апреле 2021 года на международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia был презентован самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 тонн, грузоподъемностью 65 тонн. Это второй представитель абсолютно нового семейства в камазовской линейке карьерных самосвалов, которая будет состоять из автомобилей с колесной формулой 8 x 4 и 10 x 6 грузоподъемностью от 45 до 70 тонн.


Существенно расширена продуктовая линейка выпускаемой газомоторной техники, в т.ч. работающей на сжиженном природном газе, и пассажирского транспорта, включая автобусы нового поколения А4.


В соответствии с актуальными мировыми трендами развития автомобильной промышленности сегодня усилия инженеров ПАО "КАМАЗ" направлены на разработку водородного транспорта, предусмотрено создание водородного 18-тонного автомобиля и водородного автобуса. Первый водоробус начнут тестировать в г. Москве уже в 2022 году.


Ускоренными темпами развивается направление электрического транспорта:


наращиваются объемы производства электробусов;


разработаны сочлененный электробус 18 м и троллейбус с автономным ходом;


представлены опытные образцы электрогрузовика для коммунального использования, легкового автомобиля "Кама-1".


Планы дальнейшего развития ПАО "КАМАЗ" включают:


разработку энергоэффективного высокоэкологичного поколения грузовых транспортных средств К6 с высоким уровнем автоматизации управления;


модернизацию и создание новых производств (литейное производство, производство ведущих мостов, развитие мощностей по производству двигателей Р6, 2-я фаза локализации деталей каркаса кабин);


создание нового поколения автобусов, электробусов, водоробусов А5 на базе универсальной пассажирской платформы.


ООО "Соллерс Форд" производит в г. Елабуге семейство автомобилей Ford Transit и широкую линейку модификаций социального и специального назначения. Линейка модификаций специального и социального значения насчитывает сейчас более 170 модификаций полностью кастомизированных под потребности клиентов и продолжает расширяться. Компания готовится перезапустить расположенный в ОЭЗ "Алабуга" завод двигателей по выпуску дизельных двигателей для линейки коммерческих автомобилей Ford Transit. Серийное производство двигателей запланировано на 2023 год.


Одним из важнейших стратегических приоритетов развития компании является укрепление присутствия на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Также компания активно разрабатывает продукты для новых сегментов рынка, что вместе с развитием каналов реализации продуктов позволит увеличить объемы продаж.


ООО "АУРУС" в мае 2021 года запустило производство автомобилей представительского класса АУРУС, мощности позволяют производить до 5000 автомобилей в год.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»