Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 апреля 2018 года N 831-р

[Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года]

(с изменениями на 22 февраля 2019 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2022 года N 4261-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 года N 263-р.

____________________________________________________________________

          

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных и плановых документов, при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в автомобильной промышленности.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 28 апреля 2018 года N 831-р

Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года

(с изменениями на 22 февраля 2019 года)

I. Общие положения

1. Ключевые направления Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

В Стратегии проведена оценка фактического состояния отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов, определены целевое видение автомобилестроения, глобальные тренды в мировой автомобильной отрасли, инфраструктура для инновационного транспорта, сформулированы цели и приоритеты развития отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов, ключевые показатели эффективности реализации Стратегии, разработаны ключевые инициативы в рамках Стратегии, приведена оценка рисков реализации Стратегии и способы их минимизации, определены организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии.

Основным инструментом реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" и других программ.

Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования будет осуществлена в рамках государственных программ Российской Федерации и при подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии.

Реализация предусмотренных Стратегией мер позволит обеспечить обновление российского парка автотранспортных средств всех типов и появление новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (40-50 процентов в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств). Для российских производителей автокомпонентов, в свою очередь, может быть создан значительный по своим объемам рынок.

В качестве одного из ключевых механизмов наращивания производственного и научного потенциала предлагается создание технологических консорциумов, которые консолидируют усилия государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций в целях освоения новых технологий и выведения на рынок продукции с новыми свойствами.

2. Основания и предпосылки для разработки Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Стратегия является документом отраслевого планирования, синхронизированным с иными программными документами Российской Федерации, прежде всего со Стратегией развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1877-р (далее - стратегия экспорта), и условиями присутствия и присоединения Российской Федерации к международным торговым партнерствам, направленным на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке автомобильной промышленности и производства компонентов в Российской Федерации.

Стратегия является основой для разработки государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности.

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющей экономический и социальный уровень развития государства в целом и отдельных его регионов. Спрос на автомобили генерирует потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности, обеспечивает занятость более чем 3,5 млн. человек. Доля отрасли в текущем кредитном портфеле российских финансовых организаций (без учета автокредитов) составляет 1,1 процента.

Анализ фактических результатов реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, свидетельствует о том, что выполнена одна из ключевых задач, обеспечены потребности рынка за счет внутреннего производства автомобилей, совершен качественный переход от страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом. Тем не менее остался неразрешенным ряд системных проблем отрасли, в том числе низкая доля экспорта автомобильной продукции, слабая динамика развития производителей автокомпонентов и неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли.

II. Фактическое состояние отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов

1. Рынок и производство

Автомобильная промышленность Российской Федерации имеет высокий уровень концентрации производства и представлена во всех сегментах. На территории Российской Федерации осуществляется производство легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов.

В результате локализации сборочных локализованных производств иностранных производителей доля отечественных автомобильных платформ (автомобильная платформа - компоновочная схема автотранспортного средства, объединяющая конструкторско-технологические решения и агрегатную часть, используемая как основа для создания моделей или модельных рядов) существенно сократилась. Доминирующие позиции в производстве автомобилей занимают иностранные модели, в то время как производство отечественных моделей сокращено.

В настоящее время более 60 процентов произведенных в Российской Федерации моделей легковых автомобилей относится к моделям с высоким уровнем локализации (50 процентов и выше), спроектированным на базе платформ ведущих мировых автопроизводителей. Основные объемы производства около 40 процентов приходятся на платформы В0 Renault-Nissan, KР2 Hyundai, PQ25 Volkswagen.

Около 29 процентов российского производства легковых и легких коммерческих автомобилей приходится на модели, спроектированные на базе российских автомобильных платформ, в том числе 1118, LadaB, Lada 110, 2121, GAZelle Next, ГАЗ 2310, U452, U469, 3160 UAZ.

Около 11 процентов производимой автомобильной техники приходится на модели с низким уровнем локализации, спроектированные на базе автомобильных платформ ведущих мировых автопроизводителей.

Сборочные локализованные производства формируют добавленную стоимость на территории России лишь на этапе конечных операций. Часть добавленной стоимости, созданной при разработке продукта и производстве компонентов, формируется за рубежом. При этом организации, входящие в международные группы, имеют возможность оптимизировать прибыль, например, посредством изменения стоимости узлов и агрегатов, поставляемых с "материнских" производств.

Продукция сборочного производства ориентирована в основном на удовлетворение потребности внутреннего рынка и не имеет существенных экспортных перспектив. Сборочные локализованные производства обеспечивают ограниченную передачу компетенций в области инжиниринга, развития технологий и производственных систем и, следовательно, не могут способствовать ускорению развития национальной экономики.

В результате развития сборочных производств и роста использования импортных комплектующих с одновременным сокращением производства российских марок существенно выросла зависимость отрасли от импорта. Импортозависимость в производстве легковых автомобилей в настоящее время оценивается на уровне свыше 60 процентов (в 2008 году соответствующий показатель не превышает 40 процентов), в сегменте грузовых автомобилей - на уровне свыше 25 процентов (в 2008 году - около 10 процентов). Одновременно усиливалась зависимость от импорта в производстве автокомпонентов, например, для двигателей внутреннего сгорания в 2016 году составляет 26 процентов (в 2008 году - менее 2 процентов).

В настоящее время российский автомобильный рынок преодолевает кризис 2014-2016 годов и восстанавливается устойчивыми темпами. По итогам 2017 года рост рынка по отношению к 2016 году составляет около 13,2 процента.

Положительная динамика продаж на автомобильном рынке оказывает влияние на рост объема производства автомобилей. За 2017 год произведено более 1,5 млн. автомобилей, что на 19,4 процента больше, чем за 2016 год.

Текущий масштаб производства автомобилей на одной платформе в Российской Федерации значительно ниже, чем у иностранных автопроизводителей, в 1,5-3 раза ниже, чем в развивающихся странах (Республика Индия, Королевство Таиланд, Мексиканские Соединенные Штаты) и в 4-7 раз ниже, чем в странах-лидерах.

Ослабление рубля увеличило конкурентное преимущество российских автопроизводителей по себестоимости перед производителями развитых стран. Однако без системных усилий по снижению затрат конкурентное преимущество может быть нивелировано уже в ближайшие годы.

Ввиду высокой доли труда и энергии в структуре переменных затрат в автомобилестроении конкурентоспособность отрасли в основном определяется такими факторами, как уровень инфляции и колебание курса валют. В случае сохранения низкой степени локализации отрасли Российская Федерация не сможет полностью реализовать преимущества девальвации рубля.

По данным 2017 года, уровень локализации автопроизводителей в Российской Федерации (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в Российской Федерации, в их общей стоимости) в сегментах легковых автомобилей составляет 30-60 процентов, легких коммерческих автомобилей - 60-70 процентов, грузовых автомобилей -70 - 85 процентов, автобусов - 60-80 процентов.

2. Текущие характеристики продукта и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности являются свойства и характеристики продукта. Российский рынок характеризуется пониженными сертификационными требованиями, а также пониженной платежеспособностью потребителей автомобильной техники по сравнению с развитыми рынками (Соединенные Штаты Америки, Япония, Европейский союз и др.). Ориентация традиционных российских производителей (публичное акционерное общество "АВТОВАЗ", публичное акционерное общество "КАМАЗ", Группа ГАЗ, публичное акционерное общество "Соллерс") преимущественно на внутренний рынок приводит к отсутствию мотивации развития продукта и, соответственно, невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей.

В среднем международные автопроизводители тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее 4 процентов выручки в год, что существенно выше расходов российских автопроизводителей, которые, как правило, не превышают 1-1,5 процента. Обладая доступом к передовым технологиям, большинство глобальных производителей продолжают ориентироваться на требования к продукту в Российской Федерации и странах со схожими требованиями. В таких условиях многие глобальные тренды не находят применения в Российской Федерации или отложены на будущие периоды.

В качестве обеспечения целевого развития исследований и разработок для автомобильной промышленности до 2025 года необходимы максимальное повышение уровня локализации, развитие конструкторско-технологических компетенций по разработке продуктов и компонентов, достижение конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности на международных рынках.

Приоритетными направлениями инновационного развития автомобилестроения в Российской Федерации являются:

улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспортных средств, гармонизация требований технических регламентов, стандартов и правил с международной практикой;

технологии электрификации транспортных средств (электромобили, гибриды);

технологии автономизации и роботизации транспортных средств;

интеллектуальные системы безопасности и управления;

телематические транспортные системы;

технологии информатизации и компьютеризации;

автомобильная техника для Арктики и районов Крайнего Севера;

технологии экологической (включая альтернативные виды топлива и оптимизацию традиционных решений), пассивной, активной безопасности и обеспечения утилизации;

новые технологии проектирования, моделирования, создания и производства транспортных средств;

гибкие и адаптивные производственные технологии;

расширение применения новых конструкционных и эксплуатационных материалов (снижение массы транспортных средств).

3. Экспорт

Несмотря на конкурентоспособность российского производства на отдельных зарубежных рынках, объем экспорта во всех сегментах остается очень низким. Начиная с 2005 года рост объема экспортных поставок был обусловлен стремительным ростом внутреннего спроса в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Однако реализация собственных проектов промышленной сборки в государствах - участниках Содружества Независимых Государств в сочетании с последующим ухудшением экономической конъюнктуры повлекла сокращение экспортных поставок автомобильной техники в последние годы.

В связи с тем, что в среднесрочной перспективе на пространстве Евразийского экономического союза не ожидается значительного роста спроса, перспективы развития экспорта могут быть связаны преимущественно с увеличением поставок техники на рынки стран дальнего зарубежья.

Максимальная отдача от экспорта с точки зрения увеличения добавленной стоимости, вклада в развитие собственных компетенций в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и собственного компонентного производства обеспечивается на глубоко локализованных локальных платформах.

В соответствии со стратегией экспорта приоритетными направлениями развития экспорта продукции автомобильной промышленности Российской Федерации являются:

создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и автокомпонентов;

поддержка экспансии российских производителей на новые зарубежные рынки;

размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков;

интеграция российских производителей автокомпонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей.

4. Финансовое состояние отрасли

Автомобильная отрасль в наибольшей степени подвержена влиянию неблагоприятных макроэкономических факторов. Негативная внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура, сложившаяся в последнее время, существенное снижение темпов роста внутренней экономики, волатильность национальной валюты привели к резкому снижению покупательной способности населения и снижению инвестиционной активности, что симметричным образом отразилось в снижении внутреннего спроса на автомобильную продукцию.

Основными антикризисными мероприятиями в 2014-2016 годах были программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного автокредитования, автолизинга, а также закупки различных видов техники за счет средств федерального бюджета. Общий объем антикризисной поддержки отрасли в этот период составил 113 млрд. рублей. Несмотря на беспрецедентные меры поддержки, объемы производства и продаж автомобильной техники в последние годы сокращаются. Недозагруженность производственных мощностей существенно сказывается на финансовых результатах деятельности предприятий. Накопленный убыток отрасли за 3 года составляет более 130 млрд. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»