(с изменениями на 3 июня 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 14.04.2022 N 141-ПП, от 12.08.2022 N 336-ПП, от 15.09.2022 N 418-ПП, от 26.12.2022 N 700-ПП, от 23.03.2023 N 133-ПП, от 08.06.2023 N 272-ПП, от 24.08.2023 N 400-ПП, от 23.10.2023 N 486-ПП, от 22.12.2023 N 656-ПП, от 29.12.2023 N 678-ПП, от 21.03.2024 N 88-ПП, от 03.06.2024 N 245-ПП)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", законами города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя", от 20.09.2021 N 453-ПП "Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя, реализация которых планируется с 2022 года" Правительство Севастополя постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Севастополя от 23.03.2023 N 133-ПП)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу города Севастополя "Экология и охрана окружающей среды города Севастополя".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 23.03.2023 N 133-ПП)
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 678-ПП, от 21.03.2024 N 88-ПП, от 03.06.2024 N 245-ПП)
Охрана окружающей среды, использование и охрана природных ресурсов представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности для настоящих и будущих поколений. Поэтому данная сфера находится под особым вниманием, что законодательно закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Одними из основных принципов охраны окружающей природной среды являются приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и другой деятельности.
В настоящее время прослеживается тенденция увеличения объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории города Севастополя вносит автомобильный транспорт, особенно в курортный сезон.
Для оценки и прогноза основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов планируется создать территориальную систему мониторинга атмосферного воздуха.
Другой не менее значимой проблемой является деградация биологических ресурсов города Севастополя в условиях постоянно развивающейся хозяйственной деятельности города и рекреационной нагрузки в весенне-летне-осенний период.
К биологическим ресурсам города Севастополя можно отнести особо ценные лесные массивы и леса первой категории, эндемичную и реликтовую флору и фауну, а также особо охраняемые природные территории регионального значения.
Для сохранения среды обитания видов животных и растений, требующих охраны, в Севастополе созданы особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ).
На данный момент на территории Севастополя расположены 19 ООПТ регионального значения.
Их общая площадь - более 25,028 тысячи гектаров, в том числе акватория - 0,72 тысячи гектаров.
Формирование новых ООПТ регионального значения позволит сохранить биологическое разнообразие на неурбанизированной территории города.
Законом города Севастополя от 09.09.2019 N 544-ЗС "Об утверждении перечня перспективных особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя N 544-ЗС) утвержден Перечень перспективных ООПТ регионального значения города Севастополя (далее - Перечень), в который вошли 13 территорий, перспективных для придания им правового статуса государственных природных заказников и памятников природы.
На сегодняшний день указанный Закон города Севастополя N 544-ЗС реализован путем создания пяти ООПТ из Перечня: памятники природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая", "Платан Палласа", "Фисташки у села Камышлы", "Озерные дубы", "Дубы "Стражи Бельбека".
Реализация природоохранной деятельности на ООПТ способствует снижению негативного антропогенного воздействия на охраняемые природные комплексы. В сегодняшних условиях ускоряющихся темпов технического прогресса и пространственного развития городов на первый план выходит общая для всех задача: сберечь уникальные ресурсы флоры и фауны региона. Обобщенные сведения о современном состоянии видов животного и растительного мира и мерах по их сохранению и воспроизводству содержатся в Красной книге города Севастополя, учрежденной постановлением Правительства Севастополя от 18.05.2015 N 407-ПП.
Красная книга города Севастополя является основой для разработки и реализации Программы, мероприятия которой направлены на охрану и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в нее.
Ежегодно проводится мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу города Севастополя.
Важнейшим условием экологической и социальной безопасности города Севастополя является благополучие городского водохозяйственного комплекса, который находится в состоянии материально-технического упадка и перегруженности в результате урбанизации и сельскохозяйственного использования.
Активное хозяйственное освоение не только водоохранных зон, но и прибрежных защитных полос вплоть до береговой линии влечет обвально-оползневую деформацию берегов, активизацию эрозионных и абразионных процессов и изменения водно-физических свойств почв.
Все это приводит к загрязнению русел рек, нарушению водного режима, изменению состояния водных экосистем и ухудшению качества поверхностных вод, в том числе используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для предотвращения этих процессов ежегодно проводятся природоохранные мероприятия по очистке водных объектов и укреплению береговой линии в черте города Севастополя.
За прошедшие периоды выполнены мероприятия по расчистке участков русел рек Качи, Бельбек, Черной, Ай-Тодорка, Балаклавки общей протяженностью 18,85 км.
Реализация указанных мероприятий позволила увеличить дренирующую способность русла рек, улучшить экологическое состояние рек.
Кроме того, на благополучие водохозяйственного комплекса влияет эксплуатационное состояние гидротехнических сооружений.
На сегодняшний день на праве оперативного управления за подведомственными Департаменту природных ресурсов и экологии учреждениями закреплены 57 гидротехнических сооружений.
Сегодня большая часть гидротехнических сооружений на территории города Севастополя находится в неудовлетворительном техническом состоянии по причине длительной эксплуатации без проведения необходимых текущих и капитальных ремонтов, низкого уровня эксплуатации, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, дефектов при строительстве, а также отсутствия квалифицированного персонала.
Многие гидротехнические сооружения могут быть потенциально опасными, поскольку в нижнем бьефе водных объектов расположены населенные пункты, объекты экономики и социальной инфраструктуры, в случае пропуска весенних паводков возможны чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением территории.
Для улучшения ситуации ежегодно реализуются мероприятия по капитальному ремонту гидротехнических сооружений и обеспечивается надежная и безопасная работа гидротехнических сооружений в эксплуатационный период.
В сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне наиболее актуальными вопросами являются воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых, информационно-аналитическое обеспечение системы лицензирования.
Минерально-сырьевая база города Севастополя состоит в основном из сырья (флюсовые и пильные известняки, глинистые породы) для производства строительных материалов, сырья (флюсовые известняки) для использования в доменном и сталелитейном производствах, сахарной и содовой промышленности, а также из металлических (черные и цветные металлы) и неметаллических (оптический кальцит, минеральные удобрения фосфатные) полезных ископаемых, которые не имеют практического значения, и питьевых, технических подземных вод.
В связи с этим наиболее актуальными вопросами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне являются воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых.
Для контроля за ситуацией в данной сфере производится оценка современного состояния и прогноз активности экзогенных геологических процессов в береговой зоне города Севастополя, сбор, учет, хранение и систематизация геологических информационных ресурсов, выполняется геоинформационное обеспечение для решения задач геологического изучения и использования недр.
В перечень пунктов наблюдений экзогенных геологических процессов включены 10 пунктов, на которых выявлена наибольшая интенсивность развития экзогенных геологических процессов, таких как:
- свежие обнажения, трещины, скопления обломочного материала на склонах гор;
- свежие провалы, увеличение размеров воронок и другие экзогенные геологические процессы на обнаженных поверхностях горных пород.
Количество геологических информационных ресурсов, подлежащих учету и хранению, насчитывает 2605 единиц фондовых материалов.
С целью предотвращения загрязнения основных эксплуатационных водоносных горизонтов и устранения опасных экологических последствий: подтопление, ухудшение гидрохимических характеристик подземных вод, связанных с самоизливом гидрогеологических скважин, будет осуществляться ликвидационный тампонаж, а также консервация скважин.
В настоящее время выявлена одна скважина, подлежащая ликвидации для предотвращения опасных экологических последствий.
Приоритетными природоохранными задачами являются воспитание, образование населения города Севастополя всех возрастов, привлечение общественности к решению экологических проблем.
Благоприятная окружающая среда на территории города Севастополя во многом обеспечивается за счет зеленого фонда города Севастополя. Проведение мероприятий по компенсационному озеленению города Севастополя является одним из приоритетных направлений Программы.