(с изменениями на 5 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 27.01.2022 N 22-ПП, от 31.05.2022 N 239-ПП, от 15.06.2022 N 255-ПП, от 26.08.2022 N 386-ПП, от 10.11.2022 N 560-ПП, от 20.12.2022 N 687-ПП, от 27.02.2023 N 94-ПП, от 27.04.2023 N 200-ПП, от 29.06.2023 N 300-ПП, от 28.07.2023 N 343-ПП, от 23.10.2023 N 489-ПП, от 22.12.2023 N 653-ПП, от 29.12.2023 N 668-ПП, от 21.03.2024 N 91-ПП, от 08.04.2024 N 129-ПП, от 28.06.2024 N 313-ПП, от 25.07.2024 N 333-ПП, от 08.08.2024 N 375-ПП, от 05.09.2024 N 419-ПП)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 20.09.2021 N 453-ПП "Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя, реализация которых планируется с 2022 года", от 11.09.2023 N 435-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Севастополя от 21.03.2024 N 91-ПП)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам обеспечения предоставления мер государственной социальной поддержки населению в соответствии с действующим законодательством.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 27.02.2023 N 94-ПП)
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ОХРАНА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 668-ПП, от 21.03.2024 N 91-ПП, от 08.04.2024 N 129-ПП, от 28.06.2024 N 313-ПП, от 25.07.2024 N 333-ПП, от 08.08.2024 N 375-ПП, от 05.09.2024 N 419-ПП)
Развитие человеческого потенциала является одним из приоритетных направлений социальных и экономических реформ Российской Федерации и реализуется посредством совершенствования системы социальной защиты населения, оптимизации социальной инфраструктуры, создания комфортных условий для жизни и трудовой деятельности, повышения эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и безопасности труда.
Государственная социальная политика формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основным инструментом осуществления социальной политики в городе Севастополе является участие в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ города Севастополя.
Система социальной защиты населения как часть социальной сферы является инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций. Помимо этого, она выполняет функцию оперативного механизма, призванного защищать граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды.
Социальная поддержка граждан в городе Севастополе представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных отдельным категориям населения. Категории получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки граждан и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Органы социальной защиты населения города Севастополя предоставляют гражданам более 60 видов мер социальной поддержки в денежной форме. Ежегодно различными мерами социальной поддержки пользуются свыше 100 тыс. жителей города Севастополя, получая как федеральные, так и региональные социальные выплаты.
С 2021 года на территории региона предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. В 2021 и 2022 годах заключено 786 социальных контрактов, которыми охвачено 2878 человек, на общую сумму 109,6 млн руб.
Согласно итогам проведенной оценки эффективности за обозначенный период у 1598 граждан среднедушевой доход семьи по окончании срока действия социального контракта увеличился в сравнении со среднедушевым доходом этих семей до заключения социального контракта, у 407 граждан среднедушевой доход семьи по окончании срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, и 112 семей вышли из-за черты бедности.
Значимым направлением деятельности является оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе в виде предоставления субсидии гражданам с низкими доходами, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан согласно законодательству Российской Федерации и законодательству города Севастополя.
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
Организацию предоставления социальных услуг населению осуществляют семь учреждений (комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты, социально-реабилитационные центры). Социальные услуги во всех формах обслуживания получают ежегодно более 10 тыс. человек.
Стационарное социальное обслуживание (в случаях, когда семейные формы ухода недостаточны и/или невозможны в силу различных причин) ориентировано на создание максимально комфортных и безопасных условий оказания помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Система социального обслуживания семьи и детей развивается в соответствии с направлениями, определенными планом реализации Десятилетия детства. Среди ключевых направлений можно выделить совершенствование системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение в ней ребенка; комплексную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на продление периода самостоятельной здоровой жизни в привычном социальном окружении. Социально-демографическая ситуация обусловливает необходимость совершенствования системы социального обслуживания при возрастающих потребностях граждан.
Увеличение продолжительности здоровой жизни граждан обеспечивается за счет совершенствования системы охраны здоровья, вовлечения граждан старшего поколения в культурную жизнь общества, создания для граждан старшего поколения условий для занятий физической культурой и спортом, обучения граждан старшего поколения компьютерной грамотности, реализации стационарозамещающих технологий (служба сиделок, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов).
Важными направлениями деятельности отрасли являются развитие инфраструктуры и модернизация учреждений социального обслуживания. С целью повышения доступности и качества предоставляемых услуг проводится работа по благоустройству, ремонту, оснащению современным оборудованием государственных учреждений социального обслуживания.
В целом, обеспечивается эффективное функционирование системы социальной защиты населения города, которая направлена на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий, выплат и услуг в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода.
По прогнозным оценкам в среднесрочной перспективе государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для отдельных категорий населения города Севастополя.
Рост потребности граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании обусловлен следующими обстоятельствами:
- старение населения, сопровождающееся увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста. Это потребует прежде всего увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и расходов на их финансирование из бюджетов различных уровней;
- необходимость стимулирования деторождения в сложившейся демографической ситуации, что потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме, форме льгот и натуральной форме, так и в форме предоставления социальных услуг, соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
- сохранение отдельных негативных социальных явлений: материальное неблагополучие, проявляющееся в бедности части населения города; социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами; физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, состоянием психического здоровья граждан.
В этих условиях совершенствование государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения будет направлено:
- на обеспечение адресности мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и государственных социальных гарантий, предоставляемых с учетом доходов граждан;
- принятие оперативных мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, связанных с изменением социально-экономических условий, в первую очередь граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов;
- развитие системы профилактики материального и социального неблагополучия, преодоление негативных явлений в области семейно-детских отношений, социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей;
- внедрение новых технологий социального обслуживания, инновационных подходов, переход на предоставление государственных услуг в электронной форме.
Приоритетом остается доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Адаптировано (в том числе повышена доступность) 56 приоритетных объектов по всей территории региона. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в регионе составляет 84,8% (общероссийский показатель - 76,6%).
С 2020 года в городе Севастополе реализуется программа по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. За три года на реализацию мероприятий направлено 9,7 млн руб., из них средств федерального бюджета - 8,3 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 1,4 млн руб.
Функционирование кабинета комплексной психолого-педагогической реабилитации для детей раннего возраста, реализация программ "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста", "Жизнь ребенка в семье как базовый принцип раннего вмешательства", "Студия развития речи и коммуникативных навыков "Развитие коммуникации у детей раннего возраста" дают возможность создать дополнительную реабилитационную среду и обеспечить ребенку эффективную и непрерывную помощь.
Модернизация и развитие учреждений, оказывающих реабилитационные услуги, внедрение новых технологий, повышение квалификации специалистов позволили увеличить с 78,7% в 2020 году до 90,7% в 2022 году долю детей-инвалидов, получивших комплекс реабилитационных услуг.
По итогам 2022 года в городе Севастополе услугами по социальной реабилитации охвачены 87,3% взрослых инвалидов и 90,7% детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации.
В сфере стационарного социального обслуживания приоритетом становятся принципы долговременного ухода, условия проживания максимально приближаются к домашним. Реабилитация и досуг обеспечиваются по индивидуальным планам; реализуются регламенты сопровождения отдельных категорий инвалидов (колясочников, опорников, слабовидящих и т.д.). При этом ключевой особенностью новой модели является проактивная помощь - содействие гражданину в реализации любых остаточных навыков, функций, действий.
Продолжается строительство стационарного учреждения психоневрологического профиля с привлечением средств федерального бюджета, которое будет полностью отвечать современным требованиям, а также концепции организации предоставления стационарных услуг, в том числе в части проектирования, дизайна и применяемых материалов.
Для расширения рынка, развития потенциала поддержки неформального (семейного) ухода большое внимание уделяется стимулированию негосударственных поставщиков услуг. Обеспечивается своевременное включение негосударственных (в т.ч. социально ориентированных некоммерческих) организаций в Реестр поставщиков социальных услуг (далее - Реестр).