РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2023 года № 347-р
О внесении изменений в распоряжение Правительства
Нижегородской области от 25 декабря 2013 г. № 2701-р
Внести в распоряжение Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 г. № 2701-р "Об утверждении инвестиционной декларации Нижегородской области" следующие изменения:
1. Наименование распоряжения изложить в следующей редакции:
"Об утверждении инвестиционной декларации
Нижегородской области до 2028 года".
2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Нижегородской области до 2028 года."
3. Инвестиционную декларацию Нижегородской области, утвержденную распоряжением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Губернатор Г.С.Никитин
Инвестиционная декларация
Нижегородской области до 2028 года
Настоящая Инвестиционная декларация Нижегородской области до 2028 года (далее - инвестиционная декларация):
1. Разработана в целях:
- создания условий для опережающего инвестиционного развития Нижегородской области (далее также - область, регион);
- достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- установления правовых основ реализации инвестиционной политики Нижегородской области, а также взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Нижегородской области.
2. Сформирована в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. № 844 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" и постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)".
3. Основывается на принципах:
а) ответственности - является обязательством Нижегородской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
б) системности - является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в Нижегородской области ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в регионе;
в) достоверности - обеспечение соответствия информации, нормативным правовым актам Нижегородской области, а также государственным информационным ресурсам, являющимися первоисточниками такой информации;
г) проактивности - обеспечение максимального вовлечения в процесс формирования инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса и деловых объединений;
д) неухудшения положения инвестора при утверждении инвестиционной декларации в Нижегородской области на очередной период;
е) доступности - обеспечение свободного доступа к инвестиционной декларации, а также упоминаемым в ней нормативным правовым актам и информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Нижегородской области и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
ж) эффективности - обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Нижегородской области.
4. Утверждается распоряжением Правительства Нижегородской области сроком на 5 лет.
5. Реализуется путем принятия органами государственной власти Нижегородской области нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на ее регулирование и исполнение.
1. Общее описание целей инвестиционного развития
Нижегородской области
Главными целями инвестиционного развития Нижегородской области являются увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области.
Основные направления инвестиционной деятельности Нижегородской области:
1) создание условий для опережающего инвестиционного развития Нижегородской области, указанного в пункте 3.2 настоящей инвестиционной декларации;
2) создание условий по достижению национальных целей развития в Нижегородской области, включающих в себя расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимых для такого сотрудничества инфраструктур, а также опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур;
3) реализацию регионального инвестиционного стандарта (далее - Стандарт), указанного в пункте 2 настоящей инвестиционной декларации.
Настоящая инвестиционная декларация призвана увеличить объем долгосрочных сбережений и притока инвестиций, а также объем инвестиций в основной капитал, в том числе в рамках реализации инфраструктурных и производственных проектов, в быстрорастущие высокотехнологичные компании на финансовом рынке региона.
2. Общее описание Стандарта,
реализуемого в Нижегородской области
В Нижегородской области реализуется Стандарт, состоящий из 5 инструментов поддержки инвестиционной активности:
- инвестиционная декларация Нижегородской области;
Настоящий документ, включает в себя общее описание целей инвестиционного развития региона, общее описание Стандарта, реализуемого в Нижегородской области, ключевые характеристики, инвестиционные обязательства, которые способствуют реализации инвестиционных проектов в Нижегородской области, состав инвестиционной команды. Размещается на инвестиционном портале Нижегородской области;
- агентство развития Нижегородской области;
В регионе функциями агентства развития Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 9 января 2019 г. № 1 наделено акционерное общество "Корпорация развития Нижегородской области" (далее - Корпорация), основными целями которого является привлечение частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, содействие инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов, формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области;
- инвестиционный комитет;
Функции инвестиционного комитета возложены на Совет по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области (далее - Совет), деятельность которого регулируется постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2018 г. № 490 "О создании совета по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области".
Совет создан в целях разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия), формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности в Нижегородской области, разрешения разногласий и споров инвестора с органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, акционерным обществом "Корпорация развития Нижегородской области", которое исполняет функции агентства развития Нижегородской области, в досудебном порядке;
- инвестиционная карта Нижегородской области, Порядок формирования и ведения (актуализации) которой утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2021 г. № 1403-р.
Карта содержит единую онлайн-базу около 600 инвестиционных площадок региона. В их число также входят преференциальные территории, такие как особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) и территории опережающего развития (далее - ТОР).
Инвестиционная карта размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте: https://newmap.nn-invest.ru;
- свод инвестиционных правил, представляющий собой алгоритмы действий инвестора, которые утверждены приказами органов государственной власти, ответственных по направлению деятельности.
Свод инвестиционных правил позволяет сократить сроки и количество запрашиваемых документов, а также количество действий (шагов), предпринимаемых инвестором для получения услуг.
Все элементы инвестиционного стандарта разработаны с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")".
3. Ключевые характеристики Нижегородской области
3.1. Инвестиционная инфраструктура
Нижегородская область - один из передовых и наиболее активно развивающихся регионов Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.
К ключевым инфраструктурным преимуществам Нижегородской области относятся:
1) выгодное географическое положение, развитая транспортная и логистическая инфраструктура;
Через город Нижний Новгород проходят крупные международные транспортные коридоры: "Север - Юг", "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург", "Запад - Восток", Транссибирская магистраль, транзитные потоки из Индии, Ирана и других стран Персидского залива, а также европейских стран;
2) возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимыми инженерными коммуникациями;
Энергосистема Нижегородской области входит в состав объединенной энергетической системы Средней Волги, располагающейся на территории Приволжского федерального округа и включающей, помимо Нижегородской области, энергосистемы 8 субъектов Российской Федерации: Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей; республик Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Татарстана.
Развитая региональная транспортно-логистическая инфраструктура обеспечивает преимущества в логистике и близость к крупнейшим рынкам сбыта;
3) наличие инвестиционных площадок "greenfield" и "brownfield" для реализации инвестиционных проектов (на инвестиционной карте Нижегородской области размещено около 600 инвестиционных площадок).
3.2. Преференциальные режимы
На территории Нижегородской области действуют четыре территории с преференциальными режимами ведения инвестиционной деятельности:
1. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Кулибин" (далее - ОЭЗ "Кулибин"). Одними из приоритетных направлений деятельности являются химия и нефтехимия, фарминдустрия, которые имеют высокое социальное значение для страны.
Общая площадь ОЭЗ "Кулибин" составляет 724,7 га, из которых полезная площадь для размещения резидентов - 518 га. В ее состав входят три частные территории и одна государственная.
Частные площадки полностью обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой (автомобильная дорога, железнодорожная ветка), государственная территория до конца 2024 года будет обеспечена Управляющей компанией - АО "Корпорация развития Нижегородской области" инфраструктурными мощностями и автодорожными сетями.
Вместе с тем, в 2024 году на государственной площадке планируется разместить готовые производственно-офисные здания от 1 500 до 7 500 кв. м, которые резиденты смогут арендовать для организации производства. На текущий момент завершаются работы по разработке проектно-сметной документации.
Резидентам предоставляются налоговые льготы:
Меры поддержки | Льготы для резидентов |
Налог на прибыль | Федеральный бюджет: - 2% - в течение первых 5 лет; - 2% - от 6 до 10 лет; - 2% - от 11 до 49 лет Областной бюджет: - 0% - в течение первых 5 лет; - 3% - от 6 до 10 лет; - 12,5% - от 11 до 49 лет |
Налог на землю | 0% в течение 5 лет |
Налог на имущество организации | 0% в течение 10 лет |
Транспортный налог | 0% в течение 10 лет |
Отличительной особенностью ОЭЗ "Кулибин" от других российских ОЭЗ является возможность размещения производств с 1 и 2 классами опасности, что для химической отрасли имеет большое значение, в совокупности с достаточной обеспеченностью электроэнергией и газом.
Учитывая все эти факторы, можно с уверенностью сказать, что ОЭЗ "Кулибин" может стать ядром для дальнейшего роста и совершенствования химической промышленности, а также позволит восстановить разорванные кооперационные цепочки, а также даст новый стимул для комплексного развития всей Нижегородской агломерации. Реализация данных проектов увеличит темп роста социально-экономического развития Нижегородской области за счет создания рабочих мест, увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, увеличения объема инвестиций в экономику региона.
2. Территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) в г. Сарове (далее - ТОР Саров).
Создана постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. № 481 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Саров" в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 № г. 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации".
Одними из приоритетных направлений деятельности являются добыча сырой нефти и природного газа, лесозаготовки, ремонт автотранспортных средств, профессиональная, научная и техническая деятельность и деятельность различных видов транспорта.
Управляющей компанией ТОР "Саров" является АО "Атом-ТОР". Создание ТОР "Саров" призвано способствовать устойчивому социально-экономическому развитию ЗАТО Саров, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала города, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.
Для резидентов, реализующих инвестиционный проект, действуют следующие требования:
1) инвестиционный проект должен регулироваться по виду экономической деятельности из перечня разрешенных видов экономической деятельности;
2) минимальный объем капитальных вложений - 5 000 000 рублей.
Для резидентов ТОР предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
Меры поддержки | Льготы для резидентов |
Налог на прибыль | Федеральный бюджет: - 0% 1-5 лет с периода получения первой прибыли; - 2% 6-10 лет. Областной бюджет: - 5 % 1-5 лет; - 10% 6-10 лет |
Налог на землю (муниципальный бюджет) | 0% |
Налог на имущество организации (бюджет субъекта) | 0% |
Страховые взносы (бюджет Российской Федерации) | - обязательное пенсионное страхование - 6%; - обязательное социальное страхование - 1,5%; - обязательное медицинское страхование - 0,1% |