ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года N 360


Об утверждении региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Ростовской области"

(с изменениями на 19 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 26.07.2021 N 588, от 13.08.2021 N 642, от 24.12.2021 N 1099, от 14.04.2022 N 299, от 25.07.2022 N 621, от 28.09.2022 N 809, от 09.11.2022 N 966, от 13.03.2023 N 154, от 17.05.2023 N 347, от 22.06.2023 N 457, от 19.09.2023 N 673, от 19.10.2023 N 736, от 22.12.2023 N 949, от 19.08.2024 N 552)




В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения", в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2020 N 8 "О создании межведомственной рабочей группы по организации межведомственного взаимодействия по разработке и реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Ростовской области" Правительство Ростовской области постановляет:


1. Утвердить региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения Ростовской области" согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Пучкова А.В.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Ростовской области от 22.06.2023 N 457)



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
министерство здравоохранения
Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15.12.2020 N 360



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 26.07.2021 N 588, от 13.08.2021 N 642, от 24.12.2021 N 1099, от 14.04.2022 N 299, от 25.07.2022 N 621, от 28.09.2022 N 809, от 09.11.2022 N 966, от 13.03.2023 N 154, от 17.05.2023 N 347, от 22.06.2023 N 457, от 19.09.2023 N 673, от 19.10.2023 N 736, от 22.12.2023 N 949, от 19.08.2024 N 552)




1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 09.11.2022 N 966)


Сроки реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Ростовской области" (далее - региональная программа)

-

с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г.

Разработчик региональной программы

-

министерство здравоохранения Ростовской области

Участник региональной программы

-

министерство здравоохранения Ростовской области

Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации

-

государственная программа Ростовской области "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 654 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения"

Цели региональной программы

-

цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;

цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи;

цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи

Задачи региональной программы

-

задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача;

задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи;

задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах;

задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи;

задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы;

задача 9 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях

Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы

-

консолидированный бюджет с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. - 16310251,92 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 15781801,39 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 528450,53 тыс. рублей;

2021 год - 2804210,22 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 2713354,69 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 90855,53 тыс. рублей;

2022 год - 3370683,40 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 3261474,00 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 109209,40 тыс. рублей;

2023 год - 3033073,60 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 2934802,80 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 98270,80 тыс. рублей;

2024 год - 2978737,60 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 2882225,80 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 96511,80 тыс. рублей;

2025 год - 4123547,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 3989944,10 тыс. рублей;

средства бюджета Ростовской области - 133603,0 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 19.08.2024 N 552)



2. Характеристика в сфере реализации региональной программы


Основными приоритетами Ростовской области в сфере здравоохранения являются:


обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) с дальнейшим развитием системы оказания помощи сельскому населению;


модернизация существующих учреждений и их подразделений;


совершенствование единых принципов маршрутизации, выездных методов работы;


развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;


совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи, повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи детям;


повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;


повышение эффективности службы родовспоможения и детства;


развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;


обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;


обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами;


повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;


обеспечение системности организации охраны здоровья.


Реализация указанных основных приоритетов и целей осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", "Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года".


Основные цели государственной политики в сфере здравоохранения закреплены государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640.


Основные принципы модернизации первичного звена здравоохранения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения".


Региональная программа с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 представляет собой комплекс мероприятий, направленных на модернизацию ПМСП в Ростовской области с целью улучшения качества и обеспечения доступности ПМСП населению области. План реализации мероприятий данной региональной программы по годам представлен в приложении N 1 "План мероприятий по реализации региональной программы". Цели, задачи и целевые показатели установлены в приложении N 2 "Сведения о целях и задачах региональной программы", объемы финансового обеспечения по годам реализации - в приложении N 3 "Ресурсное обеспечение региональной программы".


Ростовская область относится к региону с хорошо развитой системой транспортных коммуникаций. Все пути сообщения, проходящие по территории области, являются подходами к городу Ростову-на-Дону. Транспортный комплекс области представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (морским и речным), воздушным, выполняя функцию международного, федерального, регионального и областного уровней. Удаленность некоторых районных центров от города Ростова-на-Дону составляет до 400 километров.


С 2009 года в области начата разработка и создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи. В области создана эффективная система оказания медицинской помощи.


Высокий уровень выявляемости социально значимых заболеваний и постановки на диспансерный учет, как следствие снижения больничной летальности и показателей смертности от основных причин, позволяет утверждать о правильно созданной системе организации оказания первичной медико-санитарной помощи.


В настоящее время значительные изменения коснулись принципов оказания помощи в части обеспечения медицинских организаций изделиями медицинского назначения и оснащения медицинским оборудованием. Степень износа автотранспорта и материально-технического состояния зданий и сооружений центральных районных больниц (далее - ЦРБ) и их подразделений диктуют необходимость переоснащения медицинских организаций (далее - МО) и приведение зданий и сооружений в соответствие с действующими санитарными нормами и требованиями.


На территории Ростовской области, согласно данным паспортов МО, количество населенных пунктов составляет 2294.


Оптимальные схемы размещения медицинских организаций, участвующих в региональной программе, представлены в приложении N 5.


По данным Ростовстата, численность населения Ростовской области на 1 января 2020 г. - 4197821 человек, из них 46,4 процента - мужчины (1947789 человек) и 53,5 процента - женщины (2250032 человека).


В структуре взрослого населения по данным на 1 января 2020 г. 68,0 процента - городские жители (2863661 человек), из них 45,8 процента - мужчины и 54,2 процента - женщины, и 32,0 процента - сельские жители (1338659 человек), из них 47,9 процента - мужчины и 52,1 процента - женщины.


Трудоспособная часть населения на 1 января 2020 г. - 2327604 человека. Численность населения в 2025 году, по среднему прогнозу Росстата, составит 4197821 человек. В сельских территориях проживает 32 процента населения Ростовской области.


Мероприятия дооснащения (переоснащения) медицинским оборудованием представлены в приложении N 6 "Оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья".


В Ростовской области доля оборудования, находящегося в первичном звене, увеличилась с 70,30 процента в 2016 году до 77,12 процента в 2019 году. При этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась в этом временном периоде с 16,50 процента до 17,40 процента, по данным федерального статистического наблюдения, при этом в первичном звене доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет снизилась с 18,84 до 18,11 процента.


По отдельным видам оборудования в медицинских организациях ПМСП за период с 2016 по 2019 год доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет выросла:


по рентгенодиагностическим комплексам (на 1 - 2 рабочих места) с 40,60 процента до 56,60 процента;


по маммографическим аппаратам - с 17,00 процента до 50,77 процента.


В то же время по другим видам оборудования доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях ПМСП снизилась:


по аппаратам УЗИ с 22,40 процента до 21,77 процента;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»