БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

 
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 26 июля 2017 года N 861-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, в целях повышения эффективности государственной политики Республики Татарстан в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Заместителям министра, начальникам управлений, руководителям структурных подразделений обеспечить исполнение положений Стратегии.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
Ф.С.АБДУЛГАНИЕВ



Приложение
к приказу
Министерства экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан
от 26 июля 2017 года N 861-п

ОТРАСЛЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА


 Паспорт Отраслевой стратегии экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года

Разработчик, координатор, ответственный исполнитель

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Соисполнители и подрядчики

Академия наук Республики Татарстан;

Комитет по экологии, природным ресурсам и землепользованию Государственного Совета Республики Татарстан;

Министерство экономики Республики Татарстан;

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;

Министерство образования и науки Республики Татарстан;

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан;

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Управление по охране животного мира Кабинета Министров Республики Татарстан;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан;

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан;

Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления;

Отдел геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу;

Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;

исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан;

отраслевые институты, вузы Республики Татарстан;

предприятия и организации Республики Татарстан;

политические партии, общественные объединения и конфессии;

средства массовой информации

Цель Стратегии

Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан, обеспечение устойчивого развития

Задачи Стратегии

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан и эффективности мер государственного регулирования;

2. Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

3. Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем;

4. Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении;

5. Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления;

6. Рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан;

7. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

8. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан;

9. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Республики Татарстан;

10. Повышение геологической изученности территории Республики Татарстан и воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Татарстан;

11. Популяризация экологического воспитания и просвещения

Целевые показатели (индикаторы) Стратегии

- доля муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан, охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды, %;

- доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников, %;

- доля загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения, %;

- доля рекультивируемых земель в общем объеме загрязненных земель, %;

- количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, ед.;

- количество разработанных и введенных в действие региональных нормативов качества почв, ед.;

- доля автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах к общему количеству проверенных автомобилей, %;

- доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, %;

- доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %;

- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, %;

- доля новых реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления, %;

- доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, %;

- доля площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических и геоэкологических исследований, к общей площади территории Республики Татарстан, %;

- ежегодный утвержденный баланс запасов нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, шт.

Сроки реализации Стратегии

Реализация Стратегии осуществляется в период 2017 - 2030 годы

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии

Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

средства муниципальных бюджетов;

средства предприятий.

Объемы ресурсного обеспечения определяются за счет бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, привлекаемых средств федерального бюджета. Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета

Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2030 году

Достижение снижения негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и здоровье населения, создание условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан.

Устойчивое и эффективное функционирование и развитие системы управления экологической безопасностью позволят достигнуть интегрированных показателей экологической безопасности в Республике Татарстан и противостоять экологическим угрозам для окружающей среды, угрозам здоровью проживающего в республике населения, а также здоровью будущих поколений.

Достижение результатов в области развития природно-ресурсного комплекса позволит сформировать основу для обеспечения геополитических интересов республики, нужд хозяйственной деятельности. Минерально-сырьевая база республики должна обеспечить потребности устойчивого развития добывающих мощностей и базовых отраслей промышленности Республики Татарстан на долгосрочный период.

Реализация мероприятий Отраслевой стратегии позволит достичь к 2030 году:

увеличения доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников, до 61%;

снижения доли загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 12,25%;

увеличения доли рекультивируемых земель до 50%;

увеличения доли площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических и геоэкологических исследований, к общей площади территории Республики Татарстан до 26%


 1. Общие положения


Стратегия экологической безопасности Республики Татарстан и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года (далее - Отраслевая стратегия) является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности республики и определяет цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности.

Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.

Экологическая безопасность достигается проведением единой государственной политики, представляющей собой совокупность скоординированных мер политического, правового, социально-экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.

Приближается новая эра в системе государственного регулирования воздействия на окружающую среду, переход на принципы наилучших доступных технологий.

Согласно нововведениям, принятым Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", условием функционирования крупного предприятия является внедрение наилучших доступных технологий, получение комплексного экологического разрешения, наличие которого возможно только при минимизации воздействия на окружающую среду. В случае невыполнения упомянутых требований направления, обозначенные Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия 2030), могут оказаться нереализованными.

Кроме того, Стратегией 2030 подчеркивается, что человеческий капитал - основной ресурс современной экономики, именно конкуренция за человеческий капитал в настоящее время выходит на первый план в развитии стран и отдельных регионов. Для создания комфортных условий для человеческого капитала стратегическим приоритетом является обеспечение экологической безопасности как основы устойчивого развития территорий.

В Республике Татарстан работа по обеспечению экологической безопасности, формированию комфортной среды планомерно ведется: 2013 год был проведен под знаком Года экологической культуры и охраны окружающей среды, 2015 год прошел под знаком Года парков и скверов; 2016 год обозначен Годом водоохранных зон Волги и Камы; предстоящий 2017 год пройдет по знаком Года экологии и общественных пространств.

Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Стратегия 2030, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан", с учетом Плана мероприятий по реализации Стратегии 2030, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 707, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в природоохранной сфере, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.

Отраслевая стратегия подлежит корректировке в соответствии с корректировкой Стратегии 2030, ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, поручениями Президента Республики Татарстан и Премьер-министра Республики Татарстан, а также с учетом реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований и изменений общей социально-экономической ситуации в республике и стране.


2. Основные приоритеты, цели и задачи


Цель государственной политики Республики Татарстан в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями. В условиях интенсивного социально-экономического развития, высокой роли человеческого капитала обеспечение экологической безопасности должно являться приоритетным направлением.


Цель отраслевой стратегии


Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан, обеспечение устойчивого развития.


Задачи


В соответствии с целью должны быть решены следующие основные задачи:

Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан и эффективности мер государственного регулирования;

Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем;

Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении;

Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления;

Рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан;

Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

Сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан;

Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Республики Татарстан;

Повышение геологической изученности территории Республики Татарстан и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан;

Популяризация экологического воспитания и просвещения.

Основными инструментами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

стратегическая экологическая оценка стратегии социально-экономического и пространственного развития Республики Татарстан, муниципальных образований, включающих инвестиционные проекты хозяйственной и иной деятельности в различных секторах экономики;

оценка воздействия на окружающую среду, позволяющая выявлять виды негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах подготовки к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

эффективное государственное регулирование хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения либо минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

экологический надзор (контроль), обеспечивающий предупреждение, выявление и прекращение видов деятельности, наносящих вред окружающей среде;

экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды), осуществляемый для получения информации, необходимой для принятия управленческих решений при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности.


Основные мероприятия


Реализация государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2021 - 2020 годы", в том числе подпрограмм:

"Регулирование качества окружающей среды Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

"Государственное управление в сфере обращения отходов производства и потребления в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы";

"Государственное управление в сфере недропользования Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

"Сохранение биологического разнообразия Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

"Воспроизводство и использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

"Координирование деятельности служб в сфере охраны окружающей среды и природопользования Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы";

реализация Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы";

реализация Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах";

реализация проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба;

реализация национальных проектов "Дикая Россия: сохранить и увидеть", "Вода России", "Чистая страна";

реализация Программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан";

реализация мероприятий по очистке акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств;

реализация Плана мероприятий года экологии и общественных пространств Республики Татарстан;

реализация проектов в сфере экологии территориально обособленного инновационно-производственного центра "ИнноКам".


3. Характеристика сферы реализации, основные проблемы, ключевые направления


 Общая характеристика и основные проблемы


Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Динамичное развитие реального сектора экономики республики, интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов, рост валового регионального продукта создают напряженную ситуацию в сфере экологии. Уровень техногенного воздействия на окружающую среду на территории республики достаточно высок и, в первую очередь, определяется влиянием промышленного производства.

Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением вредными химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.

Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств на территории Нижнекамского промышленного узла, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство электрометаллургического завода "ТатСталь" в Лениногорском муниципальном районе, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида ОАО "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации на указанные объекты, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном межведомственном подходе.

Принятый Стратегией 2030 курс на увеличение промышленного производства с учетом обеспечения устойчивого развития территории республики требует усиления консолидированных действий и принятия решительных мер в области экологической безопасности.

Республика Татарстан относится к числу важнейших минерально-сырьевых регионов Российской Федерации. На ее территории разведаны промышленные запасы различных видов горючих и нерудных полезных ископаемых. Многие из них разрабатываются, освоение других может осуществиться в ближайшей и более отдаленной перспективе по мере востребованности российской и региональной экономикой.