Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 9 сентября 2020 года N 820/20

Об утверждении Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов



В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст.1815; 2020, N 29, ст.4516), подпунктом 5.2.9(22).8 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3259; 2020, N 21, ст.3272), и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст.5851; 2020, N 15 (часть IV), ст.2295)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

2. Признать утратившими силу:

- приказ ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а "Об утверждении Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2009, регистрационный N 15728);

- приказ ФСТ России от 26.06.2014 N 1063-а "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 11 декабря 2009 г. N 442-а" от 26.04.14 N 1063* (зарегистрирован Минюстом России 10 июля 2014, регистрационный N 33053).

________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     



3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2021 года.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Временно исполняющий обязанности руководителя
А.Ю.Цариковский



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

15 сентября 2020 года,

регистрационный N 59883

     

     

          Приложение
к приказу ФАС России
от 9 сентября 2020 года N 820/20

     

Методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

     

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Методика) определяет порядок расчета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость), установленным производителями лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее соответственно - ЖНВЛП, фактические отпускные цены производителей).

1.2. Методика предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными устанавливать предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП, в отношении организаций оптовой торговли, осуществляющих реализацию ЖНВЛП (далее - организации оптовой торговли), и аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляющих реализацию ЖНВЛП (далее - организации розничной торговли).

1.3. Термины и определения, используемые в настоящей Методике, соответствуют принятым в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации в финансовой сфере и в сфере обращения лекарственных средств.

II. Основные принципы установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП

2.1. Предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП (далее - предельные размеры оптовых надбавок) устанавливаются для организаций оптовой торговли, предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП (далее - предельные размеры розничных надбавок) - для организаций розничной торговли. Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок устанавливаются в процентах, дифференцированных в зависимости от фактических отпускных цен производителей на ЖНВЛП, и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей субъекта Российской Федерации.

Под фактической отпускной ценой производителя на ЖНВЛП государства - члена Евразийского экономического союза понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая производителем в сопроводительной документации на товар и не превышающая зарегистрированную или перерегистрированную предельную отпускную цену производителя на этот ЖНВЛП на дату передачи российскому покупателю (уполномоченному им лицу) по передаточному акту или иному аналогичному документу.

Под фактической отпускной ценой иностранного производителя, не являющегося производителем государства - члена Евразийского экономического союза, на ЖНВЛП понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая иностранным производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающая зарегистрированную или перерегистрированную предельную отпускную цену производителя на этот ЖНВЛП на дату выпуска товара, указанную в таможенной декларации.

2.2. Расчет предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании расчетных материалов, представленных организациями оптовой торговли и организациями розничной торговли, осуществляющими реализацию ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации. При этом количество как организаций оптовой торговли, так и организаций розничной торговли, представивших расчетные материалы, должно составлять не менее 15 процентов от их числа, расположенных в субъекте Российской Федерации или осуществляющих реализацию ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации и включать организации разной формы собственности (государственная, муниципальная, частная и иных форм собственности, при их наличии в субъекте Российской Федерации).

2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят экономический анализ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок, действующих в субъекте Российской Федерации, и их влияния на результаты финансово-экономического состояния организаций оптовой торговли и организаций розничной торговли, осуществлявших реализацию ЖНВЛП в отчетном периоде регулирования, и учитывают результаты этого анализа при установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок на плановый период регулирования.

2.4. Предельные размеры оптовых надбавок устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании плановых показателей, указанных в пункте 3.1 настоящей Методики, представляемых организациями оптовой торговли, ведущими свою деятельность в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (региональная составляющая), и данных о величине оптовой надбавки, необходимой для получения валовой прибыли организациями оптовой торговли, осуществляющими поставку ЖНВЛП от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъекта Российской Федерации и ведущими свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации (федеральная составляющая). Величина федеральной составляющей приведена в приложении N 1 к настоящей Методике.

Региональная составляющая учитывает затраты организаций оптовой торговли, которые осуществляют поставку ЖНВЛП организациям розничной торговли на территории субъекта Российской Федерации. Величины оптовых надбавок, указанные в Приложении N 1 по субъектам Российской Федерации, являются предельными и применяются при расчете размера средневзвешенной оптовой надбавки в соответствии с пунктом 4.8.1 настоящей Методики (формула 4).

Величина оптовой надбавки, указанная в процентах в приложении N 1, не должна превышать расчетную величину в проценте, определяемую путем деления суммы, указанной в рублях в приложении N 1, на средневзвешенную стоимость одной потребительской упаковки ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования в ценах производителей (приложение N 2, графа 16, строка "итого").

Если полученная расчетная величина меньше или равна предельной величине оптовой надбавки, указанной в процентах в приложении N 1, то при расчете размера средневзвешенной оптовой надбавки по формуле 4 применяется расчетная величина в процентах.

Если полученная расчетная величина больше предельной величины оптовой надбавки, указанной в процентах в приложении N 1, то при расчете размера средневзвешенной оптовой надбавки по формуле 4 применяется предельная величина оптовой надбавки, указанная в процентах в приложении N 1.

Предельные размеры розничных надбавок устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании плановых показателей, указанных в пункте 3.1 настоящей Методики, представляемых организациями розничной торговли.

2.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок исходя из следующих принципов:

а) возмещение организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;

б) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли и организаций розничной торговли средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;

в) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяют ЖНВЛП, включенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II) и в список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст.3198; 2020, N 32, ст.5287) (далее - наркотические и психотропные ЖНВЛП), в отдельную группу и устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок в отношении таких ЖНВЛП с учетом дополнительных расходов по их реализации.

При этом количество как организаций оптовой торговли, так и организаций розничной торговли, представивших расчетные материалы, должно составлять не менее 15 процентов от их числа, расположенных в субъекте Российской Федерации или осуществляющих реализацию наркотических и психотропных ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации.

III. Порядок представления организациями оптовой торговли и организациями розничной торговли материалов для установления (изменения) предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок

3.1. Для установления (изменения) предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривают следующие материалы, представленные организациями оптовой торговли или организациями розничной торговли:

- данные об объемах реализации ЖНВЛП в отчетном периоде регулирования и в плановом периоде регулирования (приложение N 2);

- расчет средневзвешенного размера оптовой или розничной надбавки к ценам на ЖНВЛП (приложения N 3 или 4);

- данные об объемах ЖНВЛП, реализуемых в коммерческом секторе в разрезе ценовых групп организациями оптовой торговли или организациями розничной торговли (приложение N 5);

- расчет затрат на реализацию ЖНВЛП (издержки обращения) (приложение N 6);

- расчет необходимой прибыли (приложение N 7);

- отчет о распределении полученной прибыли (приложение N 8);

- заверенные копии бухгалтерского баланса с приложениями, статистической и налоговой отчетности за последний отчетный период (год) и последнюю отчетную дату;

- заверенные копии книг (выписки из книг) учета доходов и расходов или иные аналогичные документы за последний отчетный период (год) и последнюю отчетную дату (для индивидуальных предпринимателей);

- заверенную копию приказа об учетной политике организации оптовой или розничной торговли;

- пояснительные записки, конкретизирующие и обосновывающие затраты и иные данные расчетных материалов;

- материалы, обосновывающие затраты по статьям расходов.

3.2. Представляемые материалы подписываются руководителем организации оптовой торговли или организации розничной торговли или уполномоченными ими лицами.

3.3. Отчетными данными служат данные бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3.4. Минимальный период регулирования предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок составляет один год.

3.5. По результатам анализа влияния установленных размеров оптовых и розничных надбавок на финансово-экономическое состояние организаций оптовой торговли и организаций розничной торговли орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об изменении действующих предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок или об их сохранении, если проведенный анализ показал, что доходы, полученные от применения установленных надбавок, обеспечили организациям возмещение издержек обращения и получение прибыли.

Размеры надбавок ранее указанного срока пересматриваются по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности оптовых организаций и организаций розничной торговли.

3.6. При установлении или изменении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок организации, на базе которых осуществляется расчет надбавок, в двухмесячный срок представляют необходимые расчетные материалы в соответствии с пунктом 3.1 настоящей Методики на бумажном носителе и по электронным каналам связи в формате шаблонов Федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система".

3.7. При пересмотре Федеральной антимонопольной службой величин оптовых надбавок, указанных в приложении N 1 к настоящей Методике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок проводят экономический анализ размеров оптовых надбавок и размеров розничных надбавок, действующих в субъекте Российской Федерации, и их влияния на результаты финансово-экономического состояния оптовых организаций и организаций розничной торговли, осуществлявших реализацию ЖНВЛП на территории субъекта Российской Федерации, и принимают решение об изменении или сохранении установленного уровня предельных размеров оптовых надбавок или предельных размеров розничных надбавок.

IV. Расчет основных показателей для определения размера средневзвешенной оптовой надбавки и средневзвешенной розничной надбавки к ценам на ЖНВЛП

4.1. В целях определения предельного размера оптовой надбавки и предельного размера розничной надбавки к ценам на ЖНВЛП на основании данных, представляемых организациями оптовой торговли или организациями розничной торговли за отчетный период регулирования, рассчитываются следующие показатели на плановый период регулирования:

доходы от реализации ЖНВЛП;

стоимость и количество ЖНВЛП, реализованных в отчетном периоде регулирования, в ценах приобретения;

стоимость и количество ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования, в ценах производителей;

валовая прибыль от реализации ЖНВЛП;