ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2020 года N 295

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491



Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" следующие изменения:

1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:

"2-1. Осуществлять реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.8, 2.4.1-2.4.22, 2.5.1-2.5.8 таблицы 6 подраздела 9.5 приложения к постановлению, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга с 2019 по 2024 годы".

1.2. В приложении к постановлению:

1.2.1. Раздел "Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" и разделы 1 и 2 изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.     

1.2.2. В разделе 6 абзац десятый дополнить словами ", проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида".

1.2.3. Раздел 7 изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

1.2.4. Подразделы 9.1 и 9.2 изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

1.2.5. Подраздел 9.3 исключить.

1.2.6. Подразделы 9.5-9.7 изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.

1.2.7. Подразделы 10.1 и 10.2 изложить в редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.

1.2.8. Подраздел 10.3 исключить.

1.2.9. Подраздел 10.5 изложить в редакции согласно приложению N 6 к настоящему постановлению.

1.2.10. В подразделе 10.6:

1.2.10.1. Пункт 10.6.9 исключить.

1.2.10.2. Пункт 10.6.10 изложить в следующей редакции:

"10.6.10. Реализация мероприятий, указанных в пунктах 5.1, 5.3 и 5.4 таблицы 8 подраздела 10.5 государственной программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьями 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" и статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".

1.2.10.3. Дополнить пунктом 10.6.11 следующего содержания:

"10.6.11. Реализация мероприятия, указанного в пункте 5.2 таблицы 8 подраздела 10.5 государственной программы, осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми администрациями районов Санкт-Петербурга адресными перечнями пустующих жилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, посредством проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по размещению государственного заказа на проведение текущего ремонта и оснащение пустующих жилых помещений в соответствии со статьями 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 04.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" и статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".

1.2.11. Подразделы 11.1 и 11.2 изложить в редакции согласно приложению N 7 к настоящему постановлению.

1.2.12. Подраздел 11.3 исключить.

1.2.13. Подраздел 11.5 изложить в редакции согласно приложению N 8 к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

20 мая 2020 года

Регистрационный N 27143     

     

Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 18.05.2020 N 295

     

Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга"


1

Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)

Жилищный комитет

2

Соисполнители государственной программы

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
администрации районов Санкт-Петербурга

3

Участники государственной программы

Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах";
акционерное общество "Санкт-Петербургский центр доступного жилья"

4

Цель государственной программы

Улучшение жилищных условий и повышение качества и доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Обеспечение и развитие механизмов государственного содействия в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан;
увеличение объемов жилищного строительства;
устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;
обеспечение повышения уровня предоставляемых жилищно-коммунальных услуг гражданам Санкт-Петербурга;
обеспечение доступности оплаты населением жилищно-коммунальных услуг

6

Основания разработки государственной программы

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект Санкт-Петербурга "Жилье";
региональный проект Санкт-Петербурга "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда"

8

Перечень подпрограмм государственной программы

"Улучшение жилищных условий жителей Санкт-Петербурга";
"Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан";
"Обеспечение доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам"

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

1. Бюджет Санкт-Петербурга всего 251249607,0 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2019 г. - 45006606,9 тыс.руб.;
2020 г. - 45385449,5 тыс.руб.;
2021 г. - 41284114,3 тыс.руб.;
2022 г. - 37037767,3 тыс.руб.;
2023 г. - 39520937,1 тыс.руб.;
2024 г. - 43014731,9 тыс.руб.;
в том числе объем финансирования, предусмотренный на реализацию региональных проектов:
1.1. Бюджет Санкт-Петербурга
всего 4232551,9 тыс.руб.
2019 г. - 109807,6 тыс.руб.;
2020 г. - 742550,2 тыс.руб.;
2021 г. - 769167,8 тыс.руб.;
2022 г. - 0,0 тыс.руб.;
2023 г. - 399856,4 тыс.руб.;
2024 г. - 2211169,9 тыс.руб.
2. Внебюджетные средства
всего 50887296,1 руб.,
в том числе по годам реализации:
2019 г. - 4678172,3 тыс.руб.;
2020 г. - 9022400,0 тыс.руб.;
2021 г. - 9022400,0 тыс.руб.;
2022 г. - 9022400,0 тыс.руб.;
2023 г. - 9383296,0 тыс.руб.;
2024 г. - 9758627,8 тыс.руб.
3. Федеральный бюджет
всего 2280838,3 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2019 г. - 659730,3 тыс.руб.;
2020 г. - 570758,6 тыс.руб.;
2021 г. - 525174,7 тыс.руб.;
2022 г. - 525174,7 тыс.руб.;
2023 г. - 0,0 тыс.руб.
2024 г. - 0,0 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В результате реализации государственной программы к 2024 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами:
оказание государственного содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета в отношении 34509 петербургских семей;
предоставление государственной поддержки в улучшении жилищных условий в виде долгосрочных ипотечных кредитов (займов) или в форме рассрочки на оплату жилья на долгосрочной основе 6429 семьям;
формирование государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга общей площадью 604,2 тыс.кв.м для предоставления жилых помещений 10,9 тыс. семей;
проведение капитального ремонта общего имущества по необходимым видам работ, включая мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в 63,16% многоквартирных домов от общего количества домов, включенных в региональную программу;
повышение степени удовлетворенности населения Санкт-Петербурга уровнем жилищно-коммунального обслуживания до 60% к 2024 году;
достижение уровня доступности оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами

     

Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер


Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на начало 2019 года Санкт-Петербург занимает площадь 1,4 тыс.кв.км, в Санкт-Петербурге проживает 5383,9 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда по итогам 2018 года составляет 136,8 млн кв.м. Средняя обеспеченность населения жильем к началу 2019 года составила 25,4 кв.м общей площади жилья на одного жителя Санкт-Петербурга.

Государственная жилищная политика Санкт-Петербурга базируется в первую очередь на соответствии Жилищному кодексу Российской Федерации, а также на выполнении поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ N 600), Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и Указе Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 193), и реализации приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и установленных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035).

Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.

В период с 2016 по 2018 годы количество семей, состоящих на жилищном учете, сократилось на 48312 семей за счет как предоставления жилых помещений, так и оказания содействия в рамках других механизмов.

В Санкт-Петербурге продолжаются мероприятия по расселению аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 01.01.2012. В утвержденные Правительством Санкт-Петербурга Адресные перечни многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, подлежащих расселению, включено 65 многоквартирных домов, в которых проживало 1165 семей. По состоянию на 01.01.2019 переселено в другие благоустроенные жилые помещения 540 семей, завершено расселение 47 аварийных многоквартирных домов.

В целях обеспечения исполнения Указа N 204 разработан национальный проект "Жилье и городская среда" (далее - национальный проект). Национальный проект содержит 4 направления (федеральных проекта): федеральный проект "Ипотека"; федеральный проект "Жилье"; федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"; федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".

В Санкт-Петербурге в рамках национального проекта реализуется региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - региональный проект). Ответственным за его реализацию определен Жилищный комитет. Региональный проект направлен на расселение домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - аварийные МКД). В рамках реализации регионального проекта к 2024 году планируется переселить 103 семьи (239 человек), проживающих в 5 аварийных МКД, общая площадь нерасселенных жилых помещений в которых составляет 4777,27 кв.м.

Постоянно осуществляется предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к отдельным категориям, установленным федеральным законодательством (ветераны, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, получающие социальные выплаты, удостоверяемые жилищными сертификатами).

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в период с 2016 по 2018 годы 668 ветеранов Великой Отечественной войны улучшили жилищные условия. Кроме того, в указанный период улучшены жилищные условия 783 граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, 1477 многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями. Детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда на пять лет. Жилищный фонд для этих целей сформирован из квартир в домах бюджетного строительства, приобретаемых в собственность Санкт-Петербурга, а также квартир освобождаемого жилищного фонда районов Санкт-Петербурга. С 2016 по 2018 годы 1052 ребенка-сироты обеспечено отдельными квартирами специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Помимо прямого механизма содействия гражданам в улучшении жилищных условий в форме обеспечения жилыми помещениями в Санкт-Петербурге также осуществляются косвенные меры поддержки в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья. На это направлены целевые жилищные программы Санкт-Петербурга (далее - программы). Так, в период с 2016 по 2018 годы в рамках следующих программ: программа "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 707-90 (далее - программа "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге"), программа "Молодежи - доступное жилье", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 N 315-45 (далее - программа "Молодежи - доступное жилье"), программа "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2007 N 513-101 (далее - программа "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге"), программа "Жилье работникам бюджетной сферы", утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2005 N 648-91 (далее - программа "Жилье работникам бюджетной сферы"), и реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и о внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312, от 30.12.2009 N 1593" денежные выплаты на сумму 20,67 млрд руб. предоставлены 20,7 тыс. семей. Кроме того, в указанный период в рамках программы "Жилье работникам бюджетной сферы" предоставлено 294 жилых помещения на условиях беспроцентной рассрочки.

С апреля 2018 года комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, дополнен новым видом государственного содействия в улучшении жилищных условий - предоставлением социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилья (сертификаты). В 2018 году 283 многодетным семьям предоставлены социальные выплаты на общую сумму 1007,6 млн руб.

Особое внимание уделяется проблеме расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге. Так, с 2016 по 2018 годы количество коммунальных квартир сократилось на 12582 квартиры, улучшены жилищные условия 31668 семей, которые в них проживали. По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге остается 70768 коммунальных квартир, в которых проживает 231021 семья. Таким образом, проблема расселения коммунальных квартир до сих пор остается актуальной для Санкт-Петербурга, а ее решение - одной из приоритетных задач жилищной политики Санкт-Петербурга.

Среди относительно новых направлений жилищной политики Санкт-Петербурга выделяются развитие системы наемных домов социального использования и заключение от имени Санкт-Петербурга договоров пожизненной ренты с гражданами пожилого возраста. Так, в развитие Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" в Санкт-Петербурге была разработана и принята вся необходимая нормативная правовая база. В 2016-2017 годах проведены мероприятия по заселению квартир в двух наемных домах социального использования Санкт-Петербурга, расположенных в Невском районе Санкт-Петербурга по адресу: ул.Еремеева, д.3, корп.2 (178 квартир) и Кировском районе Санкт-Петербурга по адресу: Охотничий пер., д.9 (32 квартиры).

В целях обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан пожилого возраста путем заключения от имени Санкт-Петербурга договоров пожизненной ренты в рамках реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга в 2014-2015 годах разработаны и приняты нормативные правовые документы, регулирующие данную сферу. В период с 2016 года до конца 2018 года был заключен 71 договор пожизненной ренты.

В Санкт-Петербурге 23147 многоквартирных домов, из них 104 многоквартирных дома (0,5% от общего количества домов) находится в непосредственном управлении, в 4245 многоквартирных домах (18,3% от общего количества многоквартирных домов) созданы товарищества собственников жилья или жилищные, жилищно-строительные кооперативы, 18798 многоквартирных домов находятся в управлении управляющих организаций (81,2% от общего количества многоквартирных домов) и 336 зданий относятся к специализированному жилищному фонду.

В настоящее время в Санкт-Петербурге обслуживают многоквартирные дома 7 государственных управляющих организаций, 38 управляющих организаций, в которых доля Санкт-Петербурга составляет 20%, а также 547 частных управляющих организаций.

При формировании государственной программы потребность финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге была определена и экономически обоснована исходя из общей стоимости видов работ по капитальному ремонту в 21965 многоквартирных домах, включенных в региональную программу.

На основании представленных администрациями районов Санкт-Петербурга документов региональная программа ежегодно актуализируется в установленном порядке. По результатам проведенной актуализации в 2016 году региональная программа включала в себя 22331 многоквартирный дом по необходимым видам работ, в 2017 году - 22401 многоквартирный дом, в 2018 году - 22375 многоквартирных домов.

Общая стоимость работ на 25 лет (период, на который сформирована региональная программа) составила 502,9 млрд руб., соответственно в год 20,1 млрд руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»