ПРИКАЗ
от 18 декабря 2019 года N 695
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 декабря 2021 года на основании
приказа Минпросвещения России от 12 ноября 2021 года N 819
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2 декабря 2019 г.)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 870 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2016 г., регистрационный N 43111);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 471 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 870" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2017 г., регистрационный N 47351).
Министр
О.Ю.Васильева
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 февраля 2020 года,
регистрационный N 57418
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 18 декабря 2019 года N 695
Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников), устанавливает правила формирования федерального перечня учебников, включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня.
2. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком.
________________
Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании).
По решению Министерства просвещения Российской Федерации организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников может возлагаться на подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации организации.
________________
Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343; N 36, ст.5634; N 53, ст.8683; 2019, N 12, ст.1313) (далее - Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации).
3. Федеральный перечень учебников включает в себя:
________________
Часть 5 статьи 18 Федерального закона об образовании.
а) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;
б) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
4. Перечни учебников, указанные в пункте 3 Порядка, состоят из двух разделов:
учебники, используемые для реализации соответствующей части основной образовательной программы;
учебники, используемые для реализации соответствующей части основной образовательной программы на языках народов Российской Федерации.
5. Разделы, указанные в пункте 4 Порядка, состоят из подразделов по уровням общего образования:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Подразделы по уровням общего образования, предусмотренные настоящим пунктом Порядка, состоят из подразделов по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов.
6. В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения:
порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;
наименование учебника;
автор/авторский коллектив учебника;
класс, для которого учебник разработан;
наименование издателя(-ей);
правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);
язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный учебник), а также общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, осуществлявших экспертизу учебника;
реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, а также срок действия экспертного заключения, в соответствии и на основании которых учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников.
7. Изменение сведений, включенных в федеральный перечень учебников, в связи с допущенными техническими ошибками вносится в федеральный перечень учебников приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 30 календарных дней с даты обнаружения Министерством просвещения Российской Федерации технической ошибки в федеральном перечне учебников.
Изменение сведений о правообладателе (наименовании юридического лица либо фамилии, имени, отчестве физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник) вносится в федеральный перечень учебников приказом Министерства просвещения Российской Федерации на основании заявления соответствующего лица с приложением документов, подтверждающих указанное изменение, в течение 30 календарных дней с даты поступления в Министерство просвещения Российской Федерации соответствующих документов.
8. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника) (далее совместно - федеральные государственные образовательные стандарты), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника).
________________
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона об образовании.
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона об образовании.
9. Экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания следующим критериям:
________________
Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании.
принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника);
соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;
соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии);
правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал);
________________
Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст.5718).
обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов;
отсутствие в учебнике ошибок, опечаток;
соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики;
отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение;
отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам;
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству);
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных национальными стандартами Российской Федерации к безалкогольным;
отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции;
отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным;
отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма;
отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;
использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания;
отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов;
отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий;