Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 18 июля 2016 года N 870


Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 29 мая 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 февраля 2020 года на основании
приказа Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года N 695
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от 29 мая 2017 года N 471 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.07.2017, N 0001201707110019).

____________________________________________________________________

          

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 14, ст.2008; N 27, ст.3951, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364; N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.78; N 10, ст.1320; N 23, ст.3289, ст.3290; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 июля 2016 года, 4 июля 2016 года) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582; N 27, ст.3776; 2015, N 26; ст.3898, N 43, ст.5976; 2016, N 2, ст.325, N 8, ст.1121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 июля 2016 года),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.     

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 5 сентября 2013 года N 1047 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 года, регистрационный N 30213);

от 8 декабря 2014 года N 1559 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года N 1047" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 года, регистрационный N 35502);

от 14 августа 2015 года N 825 "О внесении изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 года N 1047" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2015 года, регистрационный N 38759).

Министр
Д.В.Ливанов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 августа 2016 года,

регистрационный N 43111     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
 Министерства образования и науки
 Российской Федерации
от 18 июля 2016 года N 870

     
Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 29 мая 2017 года)

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и порядок включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3 частей:

1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование учебника;

класс;

автор/авторский коллектив;

наименование издателя(-ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании специального учебника при реализации адаптированных образовательных программ (далее - специальный учебник).

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, в том числе специальные учебники (далее вместе - учебники), рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной - для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление (за исключением специальных учебников);

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, соответствующей по структуре и содержанию печатной форме учебника, содержащей адаптированный под электронный формат иллюстрационный материал, мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания, а также пример рабочей программы по учебному предмету;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее вместе - ФГОС) и соответствующее примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе.

5. Научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная экспертизы учебника проводятся по инициативе правообладателя (автор учебника или физическое лицо либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее - заказчик экспертизы).

Заказчик экспертизы самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, отвечающих требованиям пунктов 9-11 Порядка.

6. Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертизы обязательны для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят организации, чья уставная деятельность направлена на поддержку и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Дополнительная и повторная экспертизы учебника проводятся экспертными организациями на основании решения Совета при следующих условиях:

дополнительная экспертиза - проводится той же экспертной организацией или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов и (или) обоснования выводов экспертной организации;

повторная экспертиза - проводится другой экспертной организацией при наличии противоречий в выводах экспертной организации.

13. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной - для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее - эксперты), в том числе:

при педагогической и общественной экспертизах электронной формы учебника - имеющие опыт разработки или использования учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, программ для электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов;

при экспертизах специального учебника - обладающие соответствующими знаниями в области дефектологии и (или) представляющие соответствующие общественные организации инвалидов;

при общественной экспертизе учебника, направленного на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), - представляющие соответствующие централизованные религиозные организации.

При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям NN 1-5 к Порядку.

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной - для учебников истории России) экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего ФГОС;

учебник соответствует предметной концепции соответствующего учебного предмета (предметной области) (при ее наличии);

в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в образовательной организации на данном уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

При научной историко-культурной экспертизе также о том, что: