ПРИКАЗ
от 12 ноября 2021 года N 819
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 марта 2023 года на основании
приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 года N 1053
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343; 2020, N 11, ст.1547),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 695 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57418).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца тринадцатого пункта 5 и абзаца восьмого подпункта 7.1 пункта 7 Порядка, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Исполняющий обязанности Министра
А.А.Корнеев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 декабря 2021 года,
регистрационный N 66300
Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
1. Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - Порядок, федеральный перечень учебников, общеобразовательные программы), устанавливает правила формирования федерального перечня учебников, включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении экспертизы учебников, права и обязанности экспертов, порядок отбора экспертов для проведения экспертизы учебников, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников из указанного федерального перечня.
2. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком.
________________
Часть 6 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, ст.6962) (далее - Федеральный закон об образовании).
Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников возлагается на подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации организации.
________________
Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343) (далее - Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации).
3. Федеральный перечень учебников включает в себя:
________________
Часть 5 статьи 18 Федерального закона об образовании.
а) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;
б) перечень учебников, допущенных к использованию при реализации части общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
4. Перечни учебников, указанные в пункте 3 Порядка, состоят из следующих разделов:
4.1. По уровням общего образования:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
4.2. По организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разделы, предусмотренные настоящим пунктом, состоят из подразделов по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов.
5. В федеральный перечень учебников включаются:
порядковый номер строки федерального перечня учебника;
порядковый номер учебника в федеральном перечне учебников;
наименование учебника;
автор (авторский коллектив) учебника;
класс, для которого учебник разработан;
порядковый номер издания (переиздания) учебника;
реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым издан учебник;
наименование издателя (издателей);
правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник);
язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);
информация о возможности использования учебника при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);
информация о возможности использования учебника при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования;
информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (далее - специальный учебник);
реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, на основании которого учебник включен в федеральный перечень учебников;
срок действия экспертного заключения, на основании которого учебник включен в федеральный перечень учебников.
6. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля), соответствующее федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника) (далее вместе - федеральные государственные образовательные стандарты), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и (или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России народном языке.
________________
Часть 6 статьи 2 Федерального закона об образовании.
Часть 6 статьи 11 Федерального закона об образовании.
7. Экспертиза учебника заключается в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания следующим критериям:
________________
Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании.
7.1. Общие критерии:
обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ;
принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника);
соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта;
полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету;
использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания;
наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости);
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст.6887, 2021, N 12, ст.1982.
изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования);
структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала;
проработанность методического аппарата учебника в части:
реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;
обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;
формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;
формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения;
обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений;
разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника;
изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;
соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников);
соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии);