____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Астраханской области от 03.10.2023 N 573-П.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области" и в целях уточнения объемов финансирования государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" изменение, изложив государственную программу "Охрана окружающей среды Астраханской области", утвержденную постановлением (далее - государственная программа), в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Постановление вступает в силу с 01.01.2020, за исключением положений, устанавливающих порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги" (Астраханская область) в рамках национального проекта "Экология" государственной программы, вступающих в силу с 01.01.2021.
Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН
Паспорт государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области"
Наименование государственной программы | - "Охрана окружающей среды Астраханской области" (далее - государственная программа) |
Основание для разработки государственной программы | - перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр |
Основной разработчик государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Государственный заказчик - координатор государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Государственный заказчик (государственные заказчики) государственной программы | - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
Исполнители государственной программы | - министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области; - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области; - министерство финансов Астраханской области; - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области; - государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Дирекция для обеспечения функционирования южных особо охраняемых природных территорий Астраханской области и государственного опытного охотничьего хозяйства "Астраханское" (далее - ГБУ АО "Дирекция южных ООПТ и ГООХ "Астраханское"); - государственное казенное учреждение Астраханской области" "Управление по капитальному строительству Астраханской области"; - государственное автономное учреждение Астраханской области "Центр пространственной аналитики и промышленного развития" (ГАУ АО "ЦПАПР"); - органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию); - юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения (охотпользователи) (по согласованию) |
Основные мероприятия, подпрограммы государственной программы (в том числе ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы) | - основное мероприятие "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; - основное мероприятие "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение лесов (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология"; - подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области"; - подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического вреда на территории Астраханской области" (до 31 декабря 2018 года - подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области"); - подпрограмма "О сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов в Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Озеленение Астраханской области" (с 01.01.2018 - исключена из государственной программы) |
Цель государственной программы | повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
Задачи государственной программы | - повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении экологического потенциала лесов; - устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; - снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду и сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, рациональное и устойчивое использование всех компонентов природных экосистем |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2015 - 2025 годы, в том числе: I этап - 2015 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования государственной программы (в том числе по основным мероприятиям, подпрограммам, ведомственным целевым программам) | Общий объем финансирования государственной программы в 2015 - 2025 годах составит 22295935,68 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 19169503,42 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 219652,14 тыс. руб.; 2016 год - 112350,60 тыс. руб.; 2017 год - 112341,30 тыс. руб.; 2018 год - 106689,40 тыс. руб.; 2019 год - 190385,50 тыс. руб.; 2020 год - 377303,80 тыс. руб.; 2021 год - 1250226,00 тыс. руб.; 2022 год - 3359032,10 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 6403339,99 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 5572332,42 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 1465850,17 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 2658192,60 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 130669,90 тыс. руб.; 2016 год - 59065,80 тыс. руб.; 2017 год - 54805,34 тыс. руб.; 2018 год - 95554,30 тыс. руб.; 2019 год - 202282,15 тыс. руб.; 2020 год - 247243,49 тыс. руб.; 2021 год - 102469,63 тыс. руб.; 2022 год - 115740,22 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 518148,68 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 406776,94 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 725436,15 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 115239,76 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 352999,90 тыс. руб.; в том числе из общего объема финансирования государственной программы: основные мероприятия - 14618632,42 тыс. руб., из них: за счет средств федерального бюджета - 14232016,99 тыс. руб., в т.ч. 2015 год - 58782,50 тыс. руб.; 2016 год - 60061,90 тыс. руб.; 2017 год - 62853,20 тыс. руб.; 2018 год - 57128,80 тыс. руб.; 2019 год - 171904,20 тыс. руб.: 2020 год - 335113,70 тыс. руб.; 2021 год - 1205436,30 тыс. руб.; 2022 год - 3314004,10 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 4670243,93 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 4235278,96 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 61209,40 тыс. руб.; за счет средств бюджета Астраханской области - 326282,01 тыс. руб., в т.ч.: 2015 год - 0 тыс. руб.; 2016 год - 0 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 0 тыс. руб.; 2019 год - 101888,55 тыс. руб.: 2020 год - 46944,27 тыс. руб.; 2021 год - 23117,43 тыс. руб.; 2022 год - 34388,02 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 75987,60 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 43956,14 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 0 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 48313,42 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 12020,00 тыс. руб.; - основное мероприятие "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" - 642208,20 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета 642208,20 тыс. руб., в т.ч.: 2015 год - 58461,30 тыс. руб.; 2016 год - 59669,10 тыс. руб.; 2017 год - 62853,20 тыс. руб.; 2018 год - 57128,80 тыс. руб.; 2019 год - 57326,00 тыс. руб.; 2020 год - 63169,30 тыс. руб.; 2021 год - 53645,50 тыс. руб.; 2022 год - 59298,40 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 54723,60 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 54723,60 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 61209,40 тыс. руб.; - основное мероприятие "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" - 714,00 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 714 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 321,20 тыс. руб.; 2016 год - 392,80 тыс. руб.; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение лесов (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" - 221544,10 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 221544,10 тыс. рублей, в т.ч.: 2019 год - 63037,40 тыс. руб.; 2020 год - 32310,30 тыс. руб.; 2021 год - 26549,40 тыс. руб.; 2022 год - 22669,90 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 38563,00 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 38414,10 тыс. руб.; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" - 13658834,83 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 13318050,69 тыс. рублей, из них: 2019 год - 51540,80 тыс. руб.; 2020 год - 239634,10 тыс. руб.; 2021 год - 1125241,40 тыс. руб.; 2022 год - 3232035,80 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 4572457,33 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 4097141,26 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 280450,72 тыс. рублей, в т.ч.: 2019 год - 89201,65 тыс. руб.; 2020 год - 42862,47 тыс. руб.; 2021 год - 15628,33 тыс. руб.; 2022 год - 26860,92 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 69253,02 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 36644,33 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 48313,42 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 12020 тыс. руб.; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" - 60876,90 тыс. руб., из них: - за счет средств федерального бюджета - 49500,00 тыс. руб., в т.ч.: 2023 год (прогноз) - 4500,00 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 45000,00 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 11376,90 тыс. руб., в т.ч.: 2019 год - 11376,90 тыс. руб.; - основное мероприятие по реализации регионального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" - 34454,39 тыс. руб., из них: - за счет средств бюджета Астраханской области - 34454,39 тыс. руб., в т.ч.: 2019 год - 1310,00 тыс. руб.; 2020 год - 4081,80 тыс. руб.; 2021 год - 7489,10 тыс. руб.; 2022 год - 7527,10 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 6734,58 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 7311,81 тыс. руб.; подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области" - 6030643,33 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 4846029,99 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 156051,30 тыс. руб.; 2016 год - 45431,40 тыс. руб.; 2017 год - 41031,90 тыс. руб.; 2018 год - 41101,40 тыс. руб.; 2019 год - 9762,60 тыс. руб.; 2020 год - 33263,80 тыс. руб.; 2021 год - 35639,50 тыс. руб.; 2022 год - 35639,50 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 1724202,16 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 1328159,56 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 1395746,87 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 1168355,18 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 43138,97 тыс. руб.; 2016 год - 2000,00 тыс. руб.; 2017 год - 4150,14 тыс. руб.; 2018 год - 15697,00 тыс. руб.; 2019 год - 9404,40 тыс. руб.; 2020 год - 123947,02 тыс. руб.; 2021 год - 0 тыс. руб.; 2022 год - 0 тыс. руб.; 2023 (прогноз) год - 370887,50 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 291547,22 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 307582,93 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 10948,86 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 5309,30 тыс. руб.; подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического вреда на территории Астраханской области" (до 31 декабря 2018 года - подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области") - 516546,32 тыс. рублей, из них: - за счет средств бюджета Астраханской области - 356879,64 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 0 тыс. руб.; 2016 год - 7000,00 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 3300,00 тыс. руб.; 2019 год - 0 тыс. руб.; 2020 год - 0 тыс. руб.; 2021 год - 0 тыс. руб.; 2022 год - 0 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 0 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 0 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 346579,64 тыс. руб.; - за счет средств местных бюджетов - 46591,68 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 113075,00 тыс. руб.; подпрограмма "О сохранении и воспроизводстве охотничьих ресурсов в Астраханской области" - 372295,97 тыс. рублей, из них: - за счет средств бюджета Астраханской области - 152920,37 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 6533,33 тыс. руб.; 2016 год - 2000,00 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 8128,20 тыс. руб.; 2019 год - 12452,90 тыс. руб.; 2020 год - 15000,00 тыс. руб.; 2021 год - 18000,00 тыс. руб.; 2022 год - 20000,00 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 23601,98 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 23601,98 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 23601,98 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 219375,60 тыс. руб.; ведомственная целевая программа "Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области" - 745211,84 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 91456,44 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 4818,34 тыс. руб.; 2016 год - 6857,30 тыс. руб.; 2017 год - 8456,20 тыс. руб.; 2018 год - 8459,20 тыс. руб.; 2019 год - 8718,70 тыс. руб.; 2020 год - 8926,30 тыс. руб.; 2021 год - 9150,20 тыс. руб.; 2022 год - 9388,50 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 8893,90 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 8893,90 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 8893,90 тыс. руб.; - за счет средств бюджета Астраханской области - 653755,40 тыс. рублей, в т.ч.: 2015 год - 80997,60 тыс. руб.; 2016 год - 48065,80 тыс. руб.; 2017 год - 50655,20 тыс. руб.; 2018 год - 68429,10 тыс. руб.; 2019 год - 78536,30 тыс. руб.; 2020 год - 61352,20 тыс. руб.; 2021 год - 61352,20 тыс. руб.; 2022 год - 61352,20 тыс. руб.; 2023 год (прогноз) - 47671,60 тыс. руб.; 2024 год (прогноз) - 47671,60 тыс. руб.; 2025 год (прогноз) - 47671,60 тыс. руб.; ведомственная целевая программа "Озеленение Астраханской области" <*> - 12605,80 тыс. рублей, из них: - за счет средств местных бюджетов - 9385,80 тыс. руб., в т.ч. 2015 год - 3058,90 тыс. руб.; 2016 год - 2423,50 тыс. руб.; 2017 год - 3903,40 тыс. руб.; - за счет средств внебюджетных источников - 3220,00 тыс. руб. <*> с 01.01.2018 исключена из государственной программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы (по целям и задачам государственной программы, показателям основных мероприятий) | - доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда к 2025 году составит 0,6%; - численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена (с нарастающим итогом), к 2025 году составит 65,34 тыс. чел.; - доля рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического вреда, к 2025 году составит 100%; - доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда к 2025 году составит 4,5%; - отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины к 2025 году составит 0,6%; - средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда, к 2025 году составит 15,1 чел.; - доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти Астраханской области в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги к 2025 году составит 90%; - динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года составит к 2025 году 5%; - отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади погибших и вырубленных лесных насаждений к 2024 году составит 100%; - расчистка и восстановление водных объектов бассейна реки Волги (с нарастающим итогом) к 2025 году составит 680347 м; - снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод достигнет к 2024 году 0,01 км3 в год; - количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волге (с нарастающим итогом), к 2024 году достигнет 2 ед.; - количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги (с нарастающим итогом) к 2024 году достигнет 20 ед.; - количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов (с нарастающим итогом) достигнет к 2024 году 33 ед.; - площадь восстановленных водных объектов (с нарастающим итогом) к 2024 году составит 0,0456 тыс. га; - протяженность расчищенных участков русел рек (с нарастающим итогом) к 2024 году составит 2,7 км; - численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического вреда, экологические условия которого улучшены (с нарастающим итогом), к 2025 году составит 50,97 тыс. человек; - количество выпущенных птиц (с нарастающим итогом) к 2025 году достигнет 42 тыс. голов; - количество выпущенных сайгаков с нарастающим итогом достигнет к 2025 году 33 головы; - общее количество особо охраняемых природных территорий регионального значения к 2024 году составит 60 ед. |
Система организации контроля за исполнением государственной программы | Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области осуществляет общее руководство и контроль за исполнением мероприятий государственной программы, ее непосредственными и конечными результатами, целевым и эффективным использованием финансовых средств. Исполнители основных мероприятий государственной программы несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий. Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации государственной программы |
Государственная программа разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Астраханской области" в рамках реализации Распоряжения Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области".
Объект государственной программы - защита окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов.
Предмет регулирования - система общественных правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, рационального использования и охраны природных ресурсов.
Направление действия государственной программы - совершенствование механизма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, хозяйствующих субъектов Астраханской области по вопросам обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сохранения природных систем и объектов животного мира.
Правовую основу государственной программы составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Лесной кодекс Российской Федерации;
- Водный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Государственная программа учитывает цели, задачи и основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р, а также Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
На территории Российской Федерации в настоящее время успешно реализуются государственные программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350, одним из условий участия в которых является разработка исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих государственных программ (подпрограмм).
Выбор приоритетов государственной программы определен Конституцией Российской Федерации, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, и другими стратегическими документами, утвержденными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Правительством Астраханской области.
Приоритетами государственной политики в сфере охраны окружающей среды являются экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права граждан на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание системы механизмов возмещения вреда и ликвидации прошлого вреда окружающей среде, восстановление нарушенных естественных систем, вопросы экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры в обществе, развитие международного сотрудничества.
В соответствии с поручениями по реализации Послания Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года был принят Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Данным документом были даны поручения по разработке национальных проектов по 9 направлениям. Экология является одним из направлений. Национальным проектом "Экология" до 2024 года планируется решение следующих задач:
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Перечень мероприятий государственной программы сформирован с учетом необходимости последовательного решения экологических проблем региона. Государственная программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Астраханская область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.
В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Анализ состояния окружающей среды Астраханской области позволяет выделить следующие основные проблемы в данной сфере, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду.
Леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют важную роль в улучшении и защите окружающей среды.
Астраханская область относится к малолесным районам. Лесной фонд расположен небольшими обособленными участками, в основном в Волго-Ахтубинской пойме - одной из крупнейших в мире речных долин, в дельте реки Волги, представлен также государственной защитной лесной полосой Саратов - Астрахань и другими защитными насаждениями на песках. Лесистость территории колеблется от 0,5% (Лиманский район) до 3,5% (Черноярский район). Средний процент лесистости по области, по данным проведенного лесоустройства (2001 г.), - 1,8%. Все леса области по целевому назначению отнесены к защитным и подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.