(с изменениями на 18 ноября 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 408-П, от 25.12.2013 N 572-П, от 15.05.2014 N 171-П, от 18.11.2019 N 443-П)
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р Правительство Астраханской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2019 N 443-П)
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (прилагается).
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 408-П, от 25.12.2013 N 572-П, от 15.05.2014 N 171-П, от 18.11.2019 N 443-П)
Первый стратегический документ - стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу - был разработан в 2005 году. Его ключевые положения основывались на необходимости использования нового портфеля ресурсов развития региона в условиях завершения восстановительного роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, уникального географического положения области для укрепления статуса региона как центра России на Каспии.
Приоритетные направления, выдвинутые в предыдущей версии стратегии, оправдались в полной мере: начат процесс технологической модернизации отраслей экономики области, была произведена подготовка к освоению новых ресурсов, сформировано бережное отношение к экологии, возросли инвестиции государства и частного бизнеса в человеческий капитал, проведена работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также комфортных условий жизни для жителей Астраханской области.
Оправдался курс на повышение геоэкономической роли Астрахани - главного российского центра на Каспии, базы для российской интеграции в Каспийский макрорегион, ядра экономических и культурных процессов в Центральной Азии. Тем не менее, Каспий, как единая экономическая, политическая, культурная система, находится еще в процессе формирования, и роль России в этом процессе должна возрастать.
На предыдущем этапе Астраханская область сумела в полной мере воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями. В период всемирного инвестиционного подъема регион реализовал сразу несколько крупных проектов развития: модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, порт Оля); реконструкцию городской среды г. Астрахани и приведение ее в соответствие с актуальными трендами городского развития. Реализация этих планов позволила перейти социально-экономической системе Астраханской области на качественно иную стадию устойчивого развития. Это открыло перед регионом другие возможности: необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выхода региональных отраслей за рамки региона, развития человеческого капитала.
В это время на федеральном уровне были выделены долгосрочные приоритеты развития - в 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации. Отдельные ее положения будут в дальнейшем уточняться, но общие задачи и приоритеты России, такие, как переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр., будут сохранены и должны быть приняты за основу при составлении стратегии развития Астраханской области.
Втягивание России в необычайно глубокий и продолжительный глобальный экономический кризис не может не отразиться на потенциале долгосрочного развития региона. Астраханская область находится в относительно благоприятной ситуации благодаря наличию отраслей, наименее чувствительных к внешней конъюнктуре, которые послужат своеобразным "буфером". С другой стороны, секторы экономики, в последние годы составлявшие основу роста (строительство, транспорт, торговля, судостроение), будут испытывать значительные трудности в среднесрочной перспективе. Сохранение в этой ситуации баланса бюджета и рынка труда, положительных темпов экономического и инвестиционного роста во многом зависит от своевременных действий региональных властей. При этом долгосрочный характер последствий текущего кризиса потребует смены существовавшей в середине 2000-х годов модели экономического развития, сложившейся корпоративной структуры, технологической платформы, пересмотра ряда заявленных в иной действительности стратегических инвестиционных проектов. В существующих социально-экономических условиях вопрос о модернизации экономики региона выходит на первый план.
Настоящий документ является сокращенным вариантом полной версии Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (далее - Стратегия), структура которой не изменена. Полная версия документа опубликована на официальном сайте министерства экономического развития Астраханской области www.minec.astrobl.ru.
1.1. Уровень социально-экономического развития Астраханской области, достигнутый к концу 2000-х годов
Общая характеристика экономики региона
Экономика Астраханской области является одной из самых динамичных в Южном федеральном округе. За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 45.2%, индекс промышленного производства ~ на 21.1%, продукция сельского хозяйства - на 66.6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) - на 29%, оборот розничной торговли - в 2.55 раза, платные услуги населению - на 35.3%. Темпы роста экономики (по показателю ВРП) в 2008 году составили 107.4%, индекс промышленного производства - 105.1%, валовая продукция сельского хозяйства - 114.7%.
Астраханская область, как геополитический и геокультурно значимый регион, крупный транспортно-транзитный узел, территория, имеющая значительные запасы природных ресурсов, оказалась в выгодном положении и сумела воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями середины 2000-х годов.
В то же время Астраханская область характеризуется относительно низкой степенью диверсификации (устойчивости) экономики и рынка труда. Несмотря на то, что принятая в 2005 году стратегия долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области предусматривала курс на диверсификацию экономики, к настоящему времени значительная часть экономической базы находится в сильной зависимости от внешних факторов, главным образом от конъюнктуры на рынках нефти и газа, которые подвержены циклическим колебаниям с периодом в несколько лет (до десятка лет).
Нефтегазовый комплекс - основа развития экономики Астраханской области
На долю ТЭК Астраханской области на конец 2008 года приходилось более 65% промышленного производства и около 15% ВРП, производимого в регионе. ТЭК (включая производство и распределение электроэнергии, газа и горячей воды) обеспечивает более 6.5% занятости в регионе, Основой отрасли в регионе служит крупнейший на юге России Астраханский газохимический комплекс (ООО "Газпром добыча Астрахань"), который является основным предприятием по производству ряда нефтепродуктов и минеральных продуктов (серы) в структуре ОАО "Газпром" и на 100% обеспечивает потребности Южного федерального округа в данном виде топлива. Кроме этого осуществляется экспорт газа. В бюджете Астраханской области платежи ООО "Газпром добыча Астрахань" составили в 2007 году 25%.
Рост цен на сырьевые товары, сопровождающийся постепенным исчерпанием легкодоступного сырья в традиционных районах добычи, привел к увеличению средств, направляемых как на разведку и обновление технологий уже существующих районов, так и на новые проекты сырьевого освоения. Значительные запасы и низкая доля выработанности месторождений Астраханского свода, а также близость Астраханской области к европейским рынкам сбыта сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России, а шельф российской части Каспийского моря, запасы которого ранее оценивались как незначительные, - наиболее активно растущим районом разведки новых ресурсов.
Проведенные в 1995 - 2006 годах геологоразведочные работы привели к открытию шести крупных месторождений, среди которых Центрально-Астраханское, Западно-Астраханское, а также крупнейшее из открытых за последние десять лет на территории Российской Федерации месторождение им. В. Филановского <1>. В целом это привело к резкому росту спроса на нефтесервисные услуги в регионе, а также к стремительному росту судостроительной отрасли в Астраханской области. На сегодняшний день к перспективным участкам для добычи углеводородов можно отнести: Центрально-Астраханское месторождение (ООО "ЛУКойл-Приморьенефтегаз"), правобережную часть АГКМ (ОАО "АНГК"), Западно-Астраханское месторождение (ОАО "Газпром"), Алексеевское ГКМ (ООО "Газпром добыча Астрахань", а также Верблюжий и Северо-Верблюжий участки (ОАО "Южная нефтяная компания").
________________
<1> Дебиты скважин на месторождении им. В. Филановского являются уникальными - до 6.2 тыс. барр/сут., а запасы нефти месторождения им. В. Филановского по категориям "доказанные", "вероятные" и "возможные" оцениваются в 1.6 млрд. барр.
К российскому сектору Каспийского моря в последние годы проявили внимание многие крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании страны. Разработкой шельфа наиболее активно занимается компания ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть".
Однако на пути наращивания добычи встал ряд барьеров, а именно: недостаточный уровень развития инфраструктуры и особенности освоения ресурсов Астраханского газоконденсатного месторождения, которым в последние годы не уделялось должного внимания.
Мощный судостроительный комплекс обеспечивает не менее 3% ВРП региона
Производство судостроительной продукции занимает важнейшее место в обрабатывающей промышленности области наряду с производством продуктов переработки топливных ресурсов и пищевой промышленностью. Совокупный вклад судостроительных предприятий в экономику Астраханской области составляет 8.7% в промышленном производстве и около 3% в ВРП. На судостроительных и судоремонтных заводах области занято около 17.9% от общей среднесписочной численности занятых в экономике. Суммарный оборот отрасли в 2008 году составил порядка 13.4 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 600 млн. руб. Судостроительный комплекс Астраханской области представлен шестнадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия". После начала реализации масштабных проектов разработки ресурсов шельфа менее чем за два года объем выручки судостроительных предприятий увеличился более чем на 100% за счет выполнения заказа на строительство платформы ЛСП-1 для освоения месторождения им. Ю. Корчагина.
Агропромышленный комплекс - основа хозяйства большинства муниципальных районов области
В структуре ВРП доля агропромышленного комплекса занимает 6.5% (в 2008 году). Ведущее место в структуре производства сельскохозяйственной продукции имеет производство овощей, картофеля и бахчевых культур. Данная продукция определяет специализацию области в масштабах Южного федерального округа и страны <2>. Именно сельское хозяйство составляет основу системы расселения и обеспечивает закрепление населения в сельской местности, оно имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе. Численность занятых в сельском хозяйстве Астраханской области в 2008 году составила 2.51 % от общей среднесписочной численности работников в области. В период сельскохозяйственного сезона в производстве занято около 62.5 тыс. человек. В пищевой промышленности Астраханской области занято более 7 тыс. человек (более 19.3 % занятых в промышленном производстве).
________________
<2> По валовому сбору овощей Астраханская область в 2008 году находилась на 5 месте в Южном федеральном округе, доля в общероссийском сборе составила 2.5%, в ЮФО - 11%.
Транспорт и логистика в Астраханской области
Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона. Реализация за последние несколько лет ряда крупнейших инфраструктурных проектов, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Казахстан, строительство и реконструкция портовых мощностей Оля, модернизация аэропорта г. Астрахани, способствовала росту транзитных грузопотоков (преимущественно по направлению Иран-Россия) через территорию Астраханской области и увеличению доли транспортных услуг в ВРП. В 2008 году на виды деятельности "транспорт и связь" приходилось более 11.9% валового регионального продукта, а доля на рынке труда в 2008 году составляла больше 9.6%.
Иные секторы экономики
В структуре экономики и рынка труда велика также доля строительства, бюджетного сектора и сектора рыночных услуг. Динамичное развитие этих отраслей в последние годы обусловлено ростом объемов внутреннего спроса. Традиционно для региона важными отраслями являлись рыбная промышленность и предоставление туристско-рекреационных услуг, хотя их доля как в ВРП, так и в структуре занятости относительно невелика.
Производственная специализация экономики Астраханской области
В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбной продукции, овощей; является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов. Однако на российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп - преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород. Позиции астраханских товаров и услуг на рынках различных уровней показаны в таблице 1.
Матрица позиций астраханских товаров и услуг на рынках
Сегмент рынка | ||
Рынок широкого потребления | Нишевой рынок | |
Макрорегиональный международный | Производство шельфовых платформ. Корпусное судостроение. Нефтесервисные услуги. Грузовые перевозки | Производство осетровых. Племенное животноводство. |
Национальный рынок | Газодобыча. Нефтепродукты. Производство томатов, бахчевых. Производство прудовой рыбы | Производство соли. Производство раннего картофеля. Рыболовный туризм |
(дешевый сегмент). Производство консервов | Производство стеклотары. Производство серы. Производство металлорежущих станков и прессовых машин | |
Локальный рынок | Стройматериалы. Строительство. Торговля. Пищевая промышленность. Общественное питание | - |