ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года N 54-П


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года

(с изменениями на 18 ноября 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 408-П, от 25.12.2013 N 572-П, от 15.05.2014 N 171-П, от 18.11.2019 N 443-П)



В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р Правительство Астраханской области постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2019 N 443-П)


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (прилагается).


2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 24 февраля 2010 г. N 54-П



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области от 27.09.2012 N 408-П, от 25.12.2013 N 572-П, от 15.05.2014 N 171-П, от 18.11.2019 N 443-П)


Введение


Первый стратегический документ - стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу - был разработан в 2005 году. Его ключевые положения основывались на необходимости использования нового портфеля ресурсов развития региона в условиях завершения восстановительного роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, уникального географического положения области для укрепления статуса региона как центра России на Каспии.


Приоритетные направления, выдвинутые в предыдущей версии стратегии, оправдались в полной мере: начат процесс технологической модернизации отраслей экономики области, была произведена подготовка к освоению новых ресурсов, сформировано бережное отношение к экологии, возросли инвестиции государства и частного бизнеса в человеческий капитал, проведена работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также комфортных условий жизни для жителей Астраханской области.


Оправдался курс на повышение геоэкономической роли Астрахани - главного российского центра на Каспии, базы для российской интеграции в Каспийский макрорегион, ядра экономических и культурных процессов в Центральной Азии. Тем не менее, Каспий, как единая экономическая, политическая, культурная система, находится еще в процессе формирования, и роль России в этом процессе должна возрастать.


На предыдущем этапе Астраханская область сумела в полной мере воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями. В период всемирного инвестиционного подъема регион реализовал сразу несколько крупных проектов развития: модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, порт Оля); реконструкцию городской среды г. Астрахани и приведение ее в соответствие с актуальными трендами городского развития. Реализация этих планов позволила перейти социально-экономической системе Астраханской области на качественно иную стадию устойчивого развития. Это открыло перед регионом другие возможности: необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выхода региональных отраслей за рамки региона, развития человеческого капитала.


В это время на федеральном уровне были выделены долгосрочные приоритеты развития - в 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации. Отдельные ее положения будут в дальнейшем уточняться, но общие задачи и приоритеты России, такие, как переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр., будут сохранены и должны быть приняты за основу при составлении стратегии развития Астраханской области.


Втягивание России в необычайно глубокий и продолжительный глобальный экономический кризис не может не отразиться на потенциале долгосрочного развития региона. Астраханская область находится в относительно благоприятной ситуации благодаря наличию отраслей, наименее чувствительных к внешней конъюнктуре, которые послужат своеобразным "буфером". С другой стороны, секторы экономики, в последние годы составлявшие основу роста (строительство, транспорт, торговля, судостроение), будут испытывать значительные трудности в среднесрочной перспективе. Сохранение в этой ситуации баланса бюджета и рынка труда, положительных темпов экономического и инвестиционного роста во многом зависит от своевременных действий региональных властей. При этом долгосрочный характер последствий текущего кризиса потребует смены существовавшей в середине 2000-х годов модели экономического развития, сложившейся корпоративной структуры, технологической платформы, пересмотра ряда заявленных в иной действительности стратегических инвестиционных проектов. В существующих социально-экономических условиях вопрос о модернизации экономики региона выходит на первый план.


Настоящий документ является сокращенным вариантом полной версии Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (далее - Стратегия), структура которой не изменена. Полная версия документа опубликована на официальном сайте министерства экономического развития Астраханской области www.minec.astrobl.ru.



Часть 1. Внутренние факторы развития Астраханской области в долгосрочной перспективе


1.1. Уровень социально-экономического развития Астраханской области, достигнутый к концу 2000-х годов


Общая характеристика экономики региона


Экономика Астраханской области является одной из самых динамичных в Южном федеральном округе. За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 45.2%, индекс промышленного производства ~ на 21.1%, продукция сельского хозяйства - на 66.6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) - на 29%, оборот розничной торговли - в 2.55 раза, платные услуги населению - на 35.3%. Темпы роста экономики (по показателю ВРП) в 2008 году составили 107.4%, индекс промышленного производства - 105.1%, валовая продукция сельского хозяйства - 114.7%.


Астраханская область, как геополитический и геокультурно значимый регион, крупный транспортно-транзитный узел, территория, имеющая значительные запасы природных ресурсов, оказалась в выгодном положении и сумела воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями середины 2000-х годов.


В то же время Астраханская область характеризуется относительно низкой степенью диверсификации (устойчивости) экономики и рынка труда. Несмотря на то, что принятая в 2005 году стратегия долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области предусматривала курс на диверсификацию экономики, к настоящему времени значительная часть экономической базы находится в сильной зависимости от внешних факторов, главным образом от конъюнктуры на рынках нефти и газа, которые подвержены циклическим колебаниям с периодом в несколько лет (до десятка лет).


Нефтегазовый комплекс - основа развития экономики Астраханской области


На долю ТЭК Астраханской области на конец 2008 года приходилось более 65% промышленного производства и около 15% ВРП, производимого в регионе. ТЭК (включая производство и распределение электроэнергии, газа и горячей воды) обеспечивает более 6.5% занятости в регионе, Основой отрасли в регионе служит крупнейший на юге России Астраханский газохимический комплекс (ООО "Газпром добыча Астрахань"), который является основным предприятием по производству ряда нефтепродуктов и минеральных продуктов (серы) в структуре ОАО "Газпром" и на 100% обеспечивает потребности Южного федерального округа в данном виде топлива. Кроме этого осуществляется экспорт газа. В бюджете Астраханской области платежи ООО "Газпром добыча Астрахань" составили в 2007 году 25%.


Рост цен на сырьевые товары, сопровождающийся постепенным исчерпанием легкодоступного сырья в традиционных районах добычи, привел к увеличению средств, направляемых как на разведку и обновление технологий уже существующих районов, так и на новые проекты сырьевого освоения. Значительные запасы и низкая доля выработанности месторождений Астраханского свода, а также близость Астраханской области к европейским рынкам сбыта сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России, а шельф российской части Каспийского моря, запасы которого ранее оценивались как незначительные, - наиболее активно растущим районом разведки новых ресурсов.


Проведенные в 1995 - 2006 годах геологоразведочные работы привели к открытию шести крупных месторождений, среди которых Центрально-Астраханское, Западно-Астраханское, а также крупнейшее из открытых за последние десять лет на территории Российской Федерации месторождение им. В. Филановского <1>. В целом это привело к резкому росту спроса на нефтесервисные услуги в регионе, а также к стремительному росту судостроительной отрасли в Астраханской области. На сегодняшний день к перспективным участкам для добычи углеводородов можно отнести: Центрально-Астраханское месторождение (ООО "ЛУКойл-Приморьенефтегаз"), правобережную часть АГКМ (ОАО "АНГК"), Западно-Астраханское месторождение (ОАО "Газпром"), Алексеевское ГКМ (ООО "Газпром добыча Астрахань", а также Верблюжий и Северо-Верблюжий участки (ОАО "Южная нефтяная компания").


________________


<1> Дебиты скважин на месторождении им. В. Филановского являются уникальными - до 6.2 тыс. барр/сут., а запасы нефти месторождения им. В. Филановского по категориям "доказанные", "вероятные" и "возможные" оцениваются в 1.6 млрд. барр.


К российскому сектору Каспийского моря в последние годы проявили внимание многие крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании страны. Разработкой шельфа наиболее активно занимается компания ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть".


Однако на пути наращивания добычи встал ряд барьеров, а именно: недостаточный уровень развития инфраструктуры и особенности освоения ресурсов Астраханского газоконденсатного месторождения, которым в последние годы не уделялось должного внимания.


Мощный судостроительный комплекс обеспечивает не менее 3% ВРП региона


Производство судостроительной продукции занимает важнейшее место в обрабатывающей промышленности области наряду с производством продуктов переработки топливных ресурсов и пищевой промышленностью. Совокупный вклад судостроительных предприятий в экономику Астраханской области составляет 8.7% в промышленном производстве и около 3% в ВРП. На судостроительных и судоремонтных заводах области занято около 17.9% от общей среднесписочной численности занятых в экономике. Суммарный оборот отрасли в 2008 году составил порядка 13.4 млрд. руб., инвестиции в основной капитал составили 600 млн. руб. Судостроительный комплекс Астраханской области представлен шестнадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия". После начала реализации масштабных проектов разработки ресурсов шельфа менее чем за два года объем выручки судостроительных предприятий увеличился более чем на 100% за счет выполнения заказа на строительство платформы ЛСП-1 для освоения месторождения им. Ю. Корчагина.


Агропромышленный комплекс - основа хозяйства большинства муниципальных районов области


В структуре ВРП доля агропромышленного комплекса занимает 6.5% (в 2008 году). Ведущее место в структуре производства сельскохозяйственной продукции имеет производство овощей, картофеля и бахчевых культур. Данная продукция определяет специализацию области в масштабах Южного федерального округа и страны <2>. Именно сельское хозяйство составляет основу системы расселения и обеспечивает закрепление населения в сельской местности, оно имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе. Численность занятых в сельском хозяйстве Астраханской области в 2008 году составила 2.51 % от общей среднесписочной численности работников в области. В период сельскохозяйственного сезона в производстве занято около 62.5 тыс. человек. В пищевой промышленности Астраханской области занято более 7 тыс. человек (более 19.3 % занятых в промышленном производстве).


________________


<2> По валовому сбору овощей Астраханская область в 2008 году находилась на 5 месте в Южном федеральном округе, доля в общероссийском сборе составила 2.5%, в ЮФО - 11%.


Транспорт и логистика в Астраханской области


Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона. Реализация за последние несколько лет ряда крупнейших инфраструктурных проектов, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Казахстан, строительство и реконструкция портовых мощностей Оля, модернизация аэропорта г. Астрахани, способствовала росту транзитных грузопотоков (преимущественно по направлению Иран-Россия) через территорию Астраханской области и увеличению доли транспортных услуг в ВРП. В 2008 году на виды деятельности "транспорт и связь" приходилось более 11.9% валового регионального продукта, а доля на рынке труда в 2008 году составляла больше 9.6%.


Иные секторы экономики


В структуре экономики и рынка труда велика также доля строительства, бюджетного сектора и сектора рыночных услуг. Динамичное развитие этих отраслей в последние годы обусловлено ростом объемов внутреннего спроса. Традиционно для региона важными отраслями являлись рыбная промышленность и предоставление туристско-рекреационных услуг, хотя их доля как в ВРП, так и в структуре занятости относительно невелика.


Производственная специализация экономики Астраханской области


В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбной продукции, овощей; является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов. Однако на российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп - преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород. Позиции астраханских товаров и услуг на рынках различных уровней показаны в таблице 1.



Таблица 1



Матрица позиций астраханских товаров и услуг на рынках

Сегмент рынка

Рынок широкого потребления

Нишевой рынок

Макрорегиональный международный

Производство шельфовых платформ. Корпусное судостроение. Нефтесервисные услуги. Грузовые перевозки

Производство осетровых. Племенное животноводство.

Национальный рынок

Газодобыча. Нефтепродукты. Производство томатов, бахчевых. Производство прудовой рыбы

Производство соли. Производство раннего картофеля. Рыболовный туризм

(дешевый сегмент). Производство консервов

Производство стеклотары. Производство серы. Производство металлорежущих станков и прессовых машин

Локальный рынок

Стройматериалы. Строительство. Торговля. Пищевая промышленность. Общественное питание

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»