ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2023 года N 573-П


О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области"

(с изменениями на 3 апреля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 03.04.2024 N 206-П)




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", Постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2023 N 440-П "О системе управления государственными программами Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Охрана окружающей среды Астраханской области".


2. Признать утратившими силу Постановления Правительства Астраханской области:


- от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области";


- от 30.06.2015 N 304-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 29.12.2015 N 663-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 11.08.2016 N 285-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 14.07.2017 N 245-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 04.06.2018 N 215-П "О внесении изменений в постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П, от 30.12.2016 N 502-П";


- от 27.12.2018 N 594-П "О внесении изменений в постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П, от 30.12.2016 N 502-П";


- от 05.07.2019 N 240-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 18.12.2019 N 503-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 09.09.2020 N 414-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 23.12.2020 N 640-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 25.02.2021 N 51-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 28.05.2021 N 212-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 30.09.2021 N 472-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 02.12.2021 N 550-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 22.12.2021 N 610-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 29.12.2021 N 688-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 03.10.2022 N 465-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П";


- от 30.11.2022 N 606-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П".


3. Постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Вице-губернатор - председатель
Правительства Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 3 октября 2023 г. N 573-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 03.04.2024 N 206-П)




I. Стратегические приоритеты государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области"



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области"


Астраханская область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития. В последние годы наблюдаются высокие темпы роста в большинстве отраслей экономики, что ведет к увеличению антропогенного воздействия на окружающую среду.


В связи с этим государственная политика в сфере экологии и природных ресурсов направлена на создание условий для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.


Анализ состояния окружающей среды Астраханской области позволяет выделить следующие основные проблемы в данной сфере, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду:


- низкая степень проточности водоемов. На экологическое состояние водных объектов оказывает влияние процесс заиливания, в связи с чем состояние многих водных объектов за последние годы ухудшается. Несмотря на построенные и введенные в эксплуатацию до 2019 года гидротехнические сооружения (шлюзы-регуляторы) на ильмене Табун-Киремта и ильмене Чапурий Голга в Лиманском муниципальном районе Астраханской области, на ерике Малая Дарма в Наримановском муниципальном районе Астраханской области и на ильмене Соленая Дорога в Икрянинском муниципальном районе Астраханской области серьезной проблемой для региона является изменение естественного природного функционирования экосистемы западных подстепных ильменей, расположенных на юго-востоке дельты реки Волги в границах Наримановского, Икрянинского и Лиманского муниципальных районов Астраханской области, площадью более 5 тыс. кв. км. Это приводит к вододефициту для удовлетворения потребности населения, проживающего в этом районе, и сдерживает устойчивое развитие сельского хозяйства и других сфер. Нарушение гидрологического режима водных объектов приводит к переформированию экосистем, нарушению экологического баланса, деградации почв и биоценозов;


- угроза затопления населенных пунктов, в том числе подтопления грунтовыми водами. Отрицательное воздействие вод проявляется не только в виде заиления и зарастания русла водотоков, но и в виде подтопления грунтовыми водами большей части территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань", затопления территории населенных пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время высоких паводков. Численность населения, проживающего на территории Астраханской области, подверженного негативному воздействию вод (включая численность населения, проживающего на территориях, защищенных в результате строительства сооружений инженерной защиты, проведения работ по увеличению пропускной способности русел рек и других), составляет 480 тыс. человек (около 50% населения региона);


- высокий уровень загрязнения водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. Основными источниками загрязнения водных объектов являются организованные сбросы сточных вод из вышерасположенных частей Волжско-Каспийского бассейна, а также от предприятий, прежде всего, жилищно-коммунального хозяйства области. Основным крупным предприятием - загрязнителем поверхностных вод на территории Астраханской области является муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал". Объем отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод составляет 0,04 км3 в год. Стабильное поступление загрязняющих веществ в совокупности с общим угнетением водных объектов ухудшает качество воды, снижает способность рек к самоочищению, отрицательно влияет на состояние водных биоресурсов и, учитывая недостаточность очистных сооружений водопровода в муниципалитетах области, создает предпосылки для угрозы здоровья населения, потребляющего воду из водоемов области;


- ухудшение состояния гидротехнических сооружений либо их отсутствие. Общее количество гидротехнических сооружений на территории Астраханской области составляет 388 единиц. Весеннее половодье и естественные русловые процессы негативным образом воздействуют на береговую линию. Водооградительные земляные валы, возведенные еще в прошлом столетии, ежегодно ремонтируются до и после половодья, однако при высоких уровнях воды не смогут обеспечить должного уровня безопасности населения и инфраструктуры. Прогнозируемый экономический ущерб от возможного затопления населенных пунктов исчисляется десятками миллиардов рублей. На данный момент количество гидротехнических сооружений, по которым необходимо проведение капитального ремонта, составляет 12 единиц на протяженности 22,5 км;


- сохранение площади лесов, в том числе на основе их воспроизводства на участках вырубленных и погибших лесных насаждений, и лесоразведение. С учетом защитного статуса лесов основной проблемой является сохранение покрытых лесом площадей. За последние 4 года имеет место сокращение площадей насаждений. Так, площадь лесного фонда, покрытая лесом, на конец 2022 года составляет 92,851 тыс. га, а в 2018 году - 92,913 тыс. га. С учетом лесорастительного районирования основной причиной уменьшения площади покрытых лесом земель является гибель лесных насаждений в результате воздействия почвенно-климатических и гидрологических факторов (засухи, маловодье, затяжные паводки и прочее). В дальнейшем в погибших насаждениях осуществляются сплошные санитарные рубки или уборка захламленности. Исходя из многолетних данных государственного лесопатологического мониторинга отмечена цикличность гибели насаждений, связанная с цикличностью засушливых вегетационных периодов, а также колебаниями уровня Каспия (наиболее характерно для насаждений дельтовых районов области - Западнодельтового и Восточнодельтового лесничеств);


- низкий уровень воспроизводства объектов животного мира. Высокая антропогенная нагрузка на места обитания объектов животного мира, вызванная высокой плотностью населения, хозяйственной и иной деятельностью, эксплуатацией природных ресурсов, вовлечением их в хозяйственный оборот, приводят к разрушению мест обитания (произрастания) объектов животного и растительного мира. Данные тенденции влекут за собой снижение репродуктивности, увеличение гибели молоди, вынужденное переселение на другие территории и в целом уменьшение численности животных и растений, в том числе занесенных в красные книги Российской Федерации и Астраханской области;


- прогрессирующая деградация природных комплексов Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги. Несмотря на значительный природный потенциал и наличие статуса водно-болотных угодий международного значения, на территории региона возникает прогрессирующая деградация природных комплексов, наиболее значимыми причинами которой являются:


воздействие антропогенной нагрузки и незаконного (промысла) лова водных биоресурсов - нарушение почвенно-растительного покрова, комплекс факторов беспокойства для животных, сокращение рыбных запасов;


несанкционированный сброс отходов производства и потребления в природные комплексы, устройство навалов мусора, в том числе в местах расположения туристических и рыболовецких стоянок, - загрязнение природных комплексов, включая природные комплексы водоохранных зон, прибрежных защитных полос;


заезд и стоянка моторных транспортных средств на территорию в ледовый период, включая легкие моторные средства (мотоциклы и мотороллеры), - мощный фактор беспокойства для животных, нарушение почвенно-растительного покрова; заезд и стоянка катеров и гидроциклов по акватории - фактор беспокойства для животных, разрушение нерестилищ, гнезд водоплавающих птиц;


сокращение рыбных запасов;


устройство палов сухой растительности - угроза возникновения луговых и лесных пожаров;


сбор уязвимых и охраняемых видов растений;


- наличие объектов накопленного экологического вреда на территории Астраханской области. В Астраханской области расположен ряд объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих серьезную угрозу для населения и окружающей среды. Данные объекты формировались в течение длительного времени. Состояние окружающей среды в районе объектов накопленного экологического вреда неудовлетворительное, наблюдается загрязнение атмосферного воздуха, почвы и вод. Превышение предельной допустимой концентрации загрязняющих веществ наблюдается по бензолу, толуолу, ксилолу и диоксиду серы. Для районов расположения этих объектов характерно наличие следующих загрязняющих веществ: нефтепродукты, лигнин, цинк, свинец, никель, ртуть, мышьяк, аммиак, сероводород, метан, оксид углерода, продукты минерализации, калий, фосфаты, медь, кадмий, марганец, фенол, анионные поверхностно-активные вещества, нитраты, нитриты, хлориды, сульфаты, гидрокарбонаты, кальций, железо, хром, магний, литий. В 2021 году для вод Нижней Волги в Астраханской области среднегодовое значение коэффициента комплексности загрязненности воды было однородно (в пределах 64,2 - 73,8%), большее число определяемых ингредиентов которого являлось загрязняющим. Как правило, это были легко окисляемые и трудно окисляемые органические вещества (по биологическому потреблению кислорода и химическому потреблению кислорода), нефтепродукты, фенолы, соединения железа, меди, цинка, молибдена, ртути, сероводород с сульфидами. Для вод реки Волги по основному руслу превышение предельной допустимой концентрации наблюдалось по показателям химического потребления кислорода, биологического потребления кислорода-5, железа, меди, цинка, молибдена, ртути, фенолов, нефтепродуктов, сероводорода с сульфидами. Загрязнение вод соединениями меди, цинка, железа, ртути, органическими веществами по химическому потреблению кислорода и биологическому потреблению кислорода и нефтепродуктам по повторяемости случаев превышения предельной допустимой концентрации определяется как "характерное". Загрязняющие вещества, находящиеся на объектах накопленного экологического вреда, подвергаются воздействию атмосферных осадков и проникают в почвы, грунтовые воды и далее в водные объекты, тем самым загрязняя большие территории;


- проблема регулирования водного режима реки Волги после строительства Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций. Наносится колоссальный ущерб воспроизводству водных биологических ресурсов в бассейне реки Волги, в том числе в зоне Западных подстепных ильменей, расположенных западнее дельты реки Волги, рукава Бахтемир и Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»