В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу Забайкальского края "Развитие лесного хозяйства Забайкальского края", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 июля 2014 года N 404 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2015 года N 623, от 29 сентября 2017 года N 391, от 13 февраля 2018 года N 61, от 5 июля 2018 года N 267, от 25 сентября 2018 года N 403).
Исполняющий обязанности
первого заместителя
председателя Правительства
Забайкальского края
М.Ф.МИРХАЙДАРОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 18 ИЮЛЯ 2014 ГОДА N 404
Государственную программу Забайкальского края "Развитие лесного хозяйства Забайкальского края" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 18 июля 2014 г. N 404
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 18 ноября 2019 г. N 449)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство природных ресурсов Забайкальского края. |
Соисполнители программы | |
Подпрограммы программы | 1. "Обеспечение использования и сохранения лесов". 2. "Организация обеспечения использования и сохранения лесов". 3. "Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения". 4. "Обеспечение охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров". |
Цели программы | Повышение эффективности использования и сохранения лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия. |
Задачи программы | Обеспечение эффективного сохранения лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики; осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; создание условий для обеспечения охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров, повышение эффективности контроля за использованием лесов. |
Этапы и сроки реализации программы | I этап (2014 - 2016 годы); II этап (2017 - 2018 годы); III этап (2019 - 2024 годы). |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем финансирования программы составляет 14 881 312,7 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета Забайкальского края - 2 219 168,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 216 710,8 тыс. рублей; 2015 год - 192 174,5 тыс. рублей; 2016 год - 193 406,7 тыс. рублей; 2017 год - 153 898,7 тыс. рублей; 2018 год - 254 156,0 тыс. рублей; 2019 год - 303 541,6 тыс. рублей; 2020 год - 183 037,1 тыс. рублей; 2021 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2022 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2023 год - 180 560,8 тыс. рублей; 2024 год - 180 560,8 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 12 662 144,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 838 179,3 тыс. рублей; 2015 год - 1 001 367,3 тыс. рублей; 2016 год - 728 216,2 тыс. рублей; 2017 год - 802 966,6 тыс. рублей; 2018 год - 1 182 088,2 тыс. рублей; 2019 год - 1 204 096,7 тыс. рублей; 2020 год - 1 274 112,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2022 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2023 год - 1 407 779,4 тыс. рублей; 2024 год - 1 407 779,4 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм по источникам и годам финансирования, приведены ниже в разрезе каждой подпрограммы. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Лесистость территории Забайкальского края - 68,2%; отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (региональный проект "Сохранение лесов (Забайкальский край)" - 100%. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Забайкальский край - один из регионов Российской Федерации, располагающий значительным природно-ресурсным потенциалом, в том числе лесными ресурсами. К проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием и воспроизводством лесов, низкий уровень внедрения современных информационных технологий в лесное хозяйство.
Основным видом использования лесов в крае являются лесозаготовки. Ежегодная расчетная лесосека составляет 18,3 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 13,8 млн. куб. м. Практически все виды лесопользования имеют тенденцию к увеличению объемов арендованных площадей. Например, за 2013 год площадь лесных участков, переданных в аренду, выросла на 15% по сравнению с 2008 годом. Объемы заготовки древесины от всех видов рубок в 2013 году составили 2,37 млн. куб. м. По рубкам спелых и перестойных лесных насаждений заготовлено 1,4 млн. куб. м древесины (по хвойным - 1,2 млн. куб. м).
В целях сохранения и приумножения лесных ресурсов согласно статьям 61 - 63 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, то есть необходимо ежегодное проведение лесовосстановления. В крае лесовосстановительные мероприятия реализуются в основном методом содействия естественному лесовосстановлению. Лесные культуры, а это 100% посадок, представлены ценными хвойными древесными породами. Благодаря этому в будущем должны сформироваться высокопродуктивные лесонасаждения для получения качественной древесины.
За счет постоянного роста объемов заготовки древесины и гибели лесных насаждений от пожаров из года в год увеличиваются площади, на которых необходимо проводить лесовосстановительные мероприятия. В 2013 году они были выполнены на площади 13 964 га. В 2013 году арендаторы лесных участков по сравнению с 2012 годом увеличили объемы посадки леса в 1,5 раза (с 626,9 га в 2012 году до 1092 га в 2013 году).
Одной из основных проблем лесного фонда в крае на современном этапе является накопление перестойных лесов в местах, недоступных для хозяйственного освоения лесного фонда. Эффективную лесохозяйственную деятельность необходимо обеспечивать применением мер по охране природы и лесов от пожаров, организации лесопитомнических хозяйств инновационной направленности. Для улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, необходимо обеспечивать сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшать их санитарное состояние, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и тем самым снижать опасность лесных пожаров, ежегодно оценивать состояние лесов путем проведения лесоустройства.
Одной из главных причин недостаточной экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкальского края является низкое качество лесов, а также истощение лесосырьевых ресурсов, расположенных на экономически доступных территориях. Помимо этого, негативное влияние на эффективность освоения лесов оказывают:
отсутствие актуальных сведений о лесах в связи с давностью проведения лесоустроительных работ;
несовершенство лесного законодательства, регулирующего вопросы аренды участков лесного фонда;
отсутствие экономических стимулов для организации глубокой переработки древесины;
незаконные рубки и иные правонарушения и преступления в лесной сфере.
Результаты проведенного анализа современного состояния лесопромышленного комплекса края дают основания отметить следующие актуальные проблемы:
формирование системы устойчивого лесопользования как основы развития лесного хозяйства, одним из перспективных элементов которой может стать создание на арендованных участках целевых хозяйств по выращиванию заданных сортиментов хвойных пород;
повышение степени и эффективности использования расчетной лесосеки;
модернизация обрабатывающих производств лесного комплекса на основе обновления основных производственных фондов и технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности производимой продукции, ресурсосбережение и сохранение окружающей среды;
развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины, увеличение объемов использования лесов посредством строительства лесных дорог круглогодового действия.
Для решения проблем лесного хозяйства края целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать и координировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края, исключив дублирование функций, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на указанные цели. На первый план выходит необходимость использования механизмов государственной программы по координации деятельности на федеральном и региональном уровнях в области лесных отношений, достижения баланса их интересов, а также слияния финансовых ресурсов при решении общих целей и задач.
Указанные в приложении к государственной программе значения показателей будут достигнуты при выделении предусмотренных ею объемов финансирования. Ухудшение значений показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, влияние стихийных климатических факторов, метеорологических условий и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, пассивным сопротивлением отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий государственной программы, недостаточностью местных трудовых ресурсов и невозможностью осуществления планируемых мероприятий прежде всего на неарендованных лесных территориях.
Реализация государственной программы в целом повлияет на повышение производительности труда в указанной сфере деятельности. Существенным результатом реализации государственной программы станет обеспечение занятости населения на основе интенсификации использования лесов, развития в лесном секторе экономики малого и среднего предпринимательства.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕСНОЙ
ОТРАСЛИ
Согласно Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586, рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека являются одними из приоритетов долгосрочного развития края.
Лесная отрасль Забайкальского края - одна из ведущих отраслей экономики края. Реализация приоритетных направлений предусматривает:
сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов за счет интенсивного выращивания древостоев на лесных землях, подверженных промышленным рубкам, и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения;
развитие ресурсной базы отрасли через осуществление интенсивной лесовосстановительной деятельности;
формирование условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;
улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов.
С учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года N 1989-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Основные задачи Стратегии:
устранение структурных ограничений экономического роста;
содействие повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;