ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2017 года N 391


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 18 ИЮЛЯ 2014 ГОДА N 404


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 18 июля 2014 года N 404 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 декабря 2015 года N 623).

Губернатор Забайкальского края
Н.Н.ЖДАНОВА



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 29 сентября 2017 года N 391

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 18 ИЮЛЯ 2014 ГОДА N 404


Государственную программу Забайкальского края "Развитие лесного хозяйства Забайкальского края на 2014 - 2020 годы" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 18 июля 2014 года N 404
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 29 сентября 2017 года N 391)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Соисполнители программы

Подпрограммы программы

1. "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".
2. "Организация обеспечения использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства".
3. "Организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения".
4. "Обеспечение охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров".

Цели программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов.

Задачи программы

Создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики;
осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;

создание условий для обеспечения охраны лесов от степных (ландшафтных) пожаров, повышение эффективности контроля за использованием лесов.

Этапы и сроки реализации программы

I этап (2014 - 2016 годы);
II этап (2017 - 2018 годы);
III этап (2019 - 2020 годы).

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования программы составляет 5 704 892,9 тыс. рублей, из них:
за счет средств бюджета Забайкальского края - 756 392,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 216 710,8 тыс. рублей;
2015 год - 192 174,5 тыс. рублей;
2016 год - 193 406,7 тыс. рублей;
2017 год - 154 100,7 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей,
за счет средств федерального бюджета - 4 948 500,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 838 179,3 тыс. рублей;
2015 год - 1 001 367,3 тыс. рублей;
2016 год - 728 216,2 тыс. рублей;
2017 год - 715 574,2 тыс. рублей;
2018 год - 548 476,2 тыс. рублей;
2019 год - 558 343,5 тыс. рублей;
2020 год - 558 343,5 тыс. рублей.
Объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм по источникам и годам финансирования, приведены ниже в разрезе каждой подпрограммы.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Лесистость территории Забайкальского края - 68,2%;
доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда - 68,3%.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Забайкальский край - один из регионов Российской Федерации, располагающий значительным природно-ресурсным потенциалом, в том числе лесными ресурсами. К проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием и воспроизводством лесов, низкий уровень внедрения современных информационных технологий в лесное хозяйство.

Основным видом использования лесов в крае являются лесозаготовки. Ежегодная расчетная лесосека составляет 18,3 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 13,8 млн. куб. м. Практически все виды лесопользования имеют тенденцию к увеличению объемов арендованных площадей. Например, за 2013 год площадь лесных участков, переданных в аренду, выросла на 15% по сравнению с 2008 годом. Объемы заготовки древесины от всех видов рубок в 2013 году составили 2,37 млн. куб. м. По рубкам спелых и перестойных лесных насаждений заготовлено 1,4 млн. куб. м древесины (по хвойным - 1,2 млн. куб. м).

В целях сохранения и приумножения лесных ресурсов согласно статьям 61 - 63 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, то есть необходимо ежегодное проведение лесовосстановления. В крае лесовосстановительные мероприятия реализуются в основном методом содействия естественному лесовосстановлению. Лесные культуры, а это 100% посадок, представлены ценными хвойными древесными породами. Благодаря этому в будущем должны сформироваться высокопродуктивные лесонасаждения для получения качественной древесины.

За счет постоянного роста объемов заготовки древесины и гибели лесных насаждений от пожаров из года в год увеличиваются площади, на которых необходимо проводить лесовосстановительные мероприятия. В 2013 году они были выполнены на площади 13 964 га. В 2013 году арендаторы лесных участков по сравнению с 2012 годом увеличили объемы посадки леса в 1,5 раза (с 626,9 га в 2012 году до 1092 га в 2013 году).

Одной из основных проблем лесного фонда в крае на современном этапе является накопление перестойных лесов в местах, недоступных для хозяйственного освоения лесного фонда. Эффективную лесохозяйственную деятельность необходимо обеспечивать применением мер по охране природы и лесов от пожаров, организации лесопитомнических хозяйств инновационной направленности. Для улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, необходимо обеспечивать сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшать их санитарное состояние, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и тем самым снижать опасность лесных пожаров, ежегодно оценивать состояние лесов путем проведения лесоустройства.

Одной из главных причин недостаточной экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкальского края является низкое качество лесов, а также истощение лесосырьевых ресурсов, расположенных на экономически доступных территориях. Помимо этого, негативное влияние на эффективность освоения лесов оказывают:

отсутствие актуальных сведений о лесах в связи с давностью проведения лесоустроительных работ;

несовершенство лесного законодательства, регулирующего вопросы аренды участков лесного фонда;

отсутствие экономических стимулов для организации глубокой переработки древесины;

незаконные рубки и иные правонарушения и преступления в лесной сфере.

Результаты проведенного анализа современного состояния лесопромышленного комплекса края дают основания отметить следующие актуальные проблемы:

формирование системы устойчивого лесопользования как основы развития лесного хозяйства, одним из перспективных элементов которой может стать создание на арендованных участках целевых хозяйств по выращиванию заданных сортиментов хвойных пород;

повышение степени и эффективности использования расчетной лесосеки;

модернизация обрабатывающих производств лесного комплекса на основе обновления основных производственных фондов и технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности производимой продукции, ресурсосбережение и сохранение окружающей среды;

развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины, увеличение объемов использования лесов посредством строительства лесных дорог круглогодового действия.

Для решения проблем лесного хозяйства края целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать и координировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края, исключив дублирование функций, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на указанные цели. На первый план выходит необходимость использования механизмов государственной программы по координации деятельности на федеральном и региональном уровнях в области лесных отношений, достижения баланса их интересов, а также слияния финансовых ресурсов при решении общих целей и задач.

Указанные в приложении к государственной программе значения показателей будут достигнуты при выделении предусмотренных ею объемов финансирования. Ухудшение значений показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, влияние стихийных климатических факторов, метеорологических условий и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, пассивным сопротивлением отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий государственной программы, недостаточностью местных трудовых ресурсов и невозможностью осуществления планируемых мероприятий прежде всего на неарендованных лесных территориях.

Реализация государственной программы в целом повлияет на повышение производительности труда в указанной сфере деятельности. Существенным результатом реализации государственной программы станет обеспечение занятости населения на основе интенсификации использования лесов, развития в лесном секторе экономики малого и среднего предпринимательства.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ


Согласно Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586, рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека являются одними из приоритетов долгосрочного развития края.

Лесная отрасль Забайкальского края - одна из ведущих отраслей экономики края. Реализация приоритетных направлений предусматривает:

сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов за счет интенсивного выращивания древостоев на лесных землях, подверженных промышленным рубкам, и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения;

развитие ресурсной базы отрасли через осуществление интенсивной лесовосстановительной деятельности;

формирование условий, способствующих восполнению дефицита высококвалифицированных кадров.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 года N 482, определены следующие приоритеты:

обеспечение устойчивого управления лесами;

сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Для их достижения предусматриваются совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяются направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" основывается на следующих принципах:

признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в отрасли;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

согласованное управление лесами и смежными территориями;

учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;

общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;

обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.

Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов, предусматривают сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов, устойчивое управление лесами, сохранение и увеличение их ресурсно-экологического потенциала и повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Забайкальского края, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

3. ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса необходимо обеспечить устойчивое управление лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Забайкальского края, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Определены основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;

значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»