____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации г. Южно-Сахалинска от 23.04.2024 N 1155-па.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 9 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.04.2020 N 1262-па, от 09.06.2020 N 1659-па, от 22.09.2020 N 2769-па, от 01.12.2020 N 3619-па, от 21.12.2020 N 3883-па, от 25.01.2021 N 141-па, от 20.02.2021 N 422-па, от 18.03.2021 N 686-па, от 12.07.2021 N 1923-па, от 28.10.2021 N 2822-па, от 02.02.2022 N 160-па, от 22.02.2022 N 335-па, от 26.04.2022 N 929-па, от 01.06.2022 N 1264-па, от 23.08.2022 N 2004-па, от 14.11.2022 N 2829-па, от 06.02.2023 N 348-па, от 10.03.2023 N 588-па, от 09.08.2023 N 2339-па, от 11.08.2023 N 2364-па, от 22.12.2023 N 3912-па, от 09.02.2024 N 283-па)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2014 N 717-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (приложение).
1.1. Установить, что мероприятия программы, относящиеся к периоду 2024 - 2025 годов, не подлежат исполнению с 01.01.2024.
(пп. 1.1 введен Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 22.12.2023 N 3912-па)
2. Исключен. - Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 09.06.2020 N 1659-па.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
5. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.
Мэр г. Южно-Сахалинска
С.А.Надсадин
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 01.10.2019 N 3018-па
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2020 - 2025 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.04.2020 N 1262-па, от 09.06.2020 N 1659-па, от 22.09.2020 N 2769-па, от 01.12.2020 N 3619-па, от 21.12.2020 N 3883-па, от 25.01.2021 N 141-па, от 20.02.2021 N 422-па, от 18.03.2021 N 686-па, от 12.07.2021 N 1923-па, от 28.10.2021 N 2822-па, от 02.02.2022 N 160-па, от 22.02.2022 N 335-па, от 26.04.2022 N 929-па, от 01.06.2022 N 1264-па, от 23.08.2022 N 2004-па, от 14.11.2022 N 2829-па, от 06.02.2023 N 348-па, от 10.03.2023 N 588-па, от 09.08.2023 N 2339-па, от 11.08.2023 N 2364-па, от 09.02.2024 N 283-па)
Наименование муниципальной программы | "Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2020 - 2025 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДГХ) (до 31.03.2021) Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДДХиБ) (с 01.04.2021) |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 12.07.2021 N 1923-па) | |
Соисполнители Программы | Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска; МКУ "Управление мониторинга городского хозяйства" (далее - УМГХ); МКУ "Управление капитального строительства администрации города Южно-Сахалинска" (далее - УКС); МКУ "Управление охраны окружающей среды и озеленения города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ "ОСиО") Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 22.09.2020 N 2769-па, от 12.07.2021 N 1923-па, от 09.08.2023 N 2339-па) | |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма "Отходы производства и потребления городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
Обоснование разработки Программы | Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Государственная программа Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 415; Устав городского округа "Город Южно-Сахалинск", принятый решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 N 180/13-06-3; Перечень муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 12.02.2019 N 81-р |
Цели Программы | 1. Создание благоприятной окружающей среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". 2. Снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду |
Задачи Программы | 1. Предотвращение загрязнения и засорения земель. 2. Сохранение биологического разнообразия. 3. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. 4. Сокращение площади городских лесов, поврежденных в результате воздействия вредных организмов и иных негативных факторов, в целях соблюдения требований лесного законодательства. 5. Предупреждение и предотвращение нарушений в области охраны окружающей среды. 6. Участие в системе управления в сфере обращения с отходами |
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 22.09.2020 N 2769-па, от 26.04.2022 N 929-па) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | 1. Количество проведенных природоохранных мероприятий, единиц. 2. Количество участников экологических акций и просветительских мероприятий, человек. 3. Обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения, %. 4. Площадь территории водоохранных зон водных объектов, очищенных от отходов производства и потребления и природного мусора, га. 5. Площадь рекультивированных земель, га |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 22.09.2020 N 2769-па) | |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап с 2020 по 2025 год |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования программы: |
Общий объем финансирования программы: | |||||||
В том числе: | Всего тыс. руб. | В том числе по годам: | |||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | ||
Бюджет городского округа | 262955,2 | 33664,7 | 43903,5 | 44745,2 | 46238,0 | 47045,9 | 47357,9 |
Областной бюджет | 44739,8 | 0,0 | 4608,8 | 3148,9 | 29145,1 | 3918,5 | 3918,5 |
Итого: | 307695,0 | 33664,7 | 48512,3 | 47894,1 | 75383,1 | 50964,4 | 51276,4 |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 09.02.2024 N 283-па) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Улучшение состояния окружающей среды и условий жизнедеятельности населения; обеспечение экологической безопасности; сохранение деревьев и кустарников, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города; повышение уровня экологической культуры населения, обеспечение его объективной информацией о состоянии окружающей среды. Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: 1. Провести ежегодно не менее 3 природоохранных мероприятий. 2. Увеличить количество участников экологических и просветительских акций с 15000 до 25000 человек. 3. Реализовать полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды. 4. Очистить ежегодно не менее 1,5 га территории водоохранных зон от отходов производства и потребления и природного мусора. 5. Прекратить эксплуатацию и провести рекультивацию полигона ТБО в Южно-Сахалинске на площади 30 га |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 22.09.2020 N 2769-па) |
Состояние окружающей среды определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на среду жизнедеятельности населения и окружающую среду. В течение более 20 лет город относился к числу городов России с наибольшими уровнями загрязнения воздуха, в 2016 году город Южно-Сахалинск исключен из приоритетного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, так как зафиксировано значительное снижение концентраций аэрозольных примесей: взвешенных веществ, бенз(а)пирена, сажи, а также формальдегида.
За пятилетний период наблюдается устойчивая тенденция изменения валовых выбросов и концентраций загрязняющих веществ: объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизился на 31%, среднегодовые концентрации диоксида серы и сероводорода снизились на 50%, сажи - на 75%, снижение концентраций хрома, цинка, свинца, никеля, марганца, за исключением меди и железа.
Несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены и требуют программного подхода и дополнительных действий.
В целях обеспечения экологической безопасности населения всего города, в течение многих лет осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в районе полигона. Мониторинг проводится по всем компонентам окружающей среды, испытывающей негативное воздействие от размещения отходов: атмосферный воздух, поверхностные и грунтовые воды, почва. Реализация мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды в районе полигона будет продолжена.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в том числе последствий размещения несанкционированных свалок.
В целях охраны земель на территории озелененных территорий общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" необходимо исследовать состояние почв для предотвращения их деградации и восстановления плодородия, а также выявления условий произрастания различных видов растений и разработки мероприятий по сохранности зеленых насаждений в местах отдыха населения.
В период с 2012 - 2019 годы на территории городского округа происходит зарастание земель борщевиком Сосновского. Растение является опасным для людей, вызывая аллергические реакции организма при соприкосновении с ним. Борщевик снижает безопасность среды проживания в городе Южно-Сахалинске, прогноз дальнейшего распространения борщевика показывает, что засоренность борщевиком будет повышаться и становиться источником засорения все больших территорий, прилегающих земель. В декабре 2014 года коды продукции борщевика Сосновского (зеленая масса и семена) исключены из Общероссийского классификатора продукции, с 1 января 2015 года борщевик утратил статус сельскохозяйственной культуры, с декабря 2015 года борщевик Сосновского внесен в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации под номером 5506. Поэтому в настоящее время борьба с этим опасным растением приобретает особую актуальность и входит в состав мероприятий по охране земель, предусмотренных Программой.
С целью обеспечения охраны, защиты и развития зеленого фонда города органам местного самоуправления Сахалинской области рекомендовано руководствоваться в работе положениями Стратегии сохранения биологического разнообразия Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 7 июня 2017 года N 263.
В связи с развитием городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществлением строительной и хозяйственной деятельности, зеленые насаждения на территории городского округа вынужденно попадают под снос. На территории городского округа, в том числе в границах города Южно-Сахалинска и других населенных пунктов, произрастают деревья и кустарники, виды которых включены в Красную книгу РФ, Красную книгу Сахалинской области или являются уникальными для зеленого фонда города, и, следовательно, находящиеся под особой охраной. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы их выявления, сохранения и паспортизации, которые продиктованы действующим законодательством.
Основой экологической безопасности и улучшения экологической ситуации является осознанное, ответственное и грамотное отношение к окружающей среде каждого человека и общества в целом. В соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, а также о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предоставляется на сайте http://green.yuzhno-sakh.ru/. Процесс формирования экологической культуры очень длительный, поэтому реализация мероприятий по экологическому просвещению остается актуальной.
От активной гражданской позиции населения в решении вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности зависит экологическая ситуация на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Пропаганда сохранения и бережного отношения к окружающей среде, экологически безопасного обращения с отходами, привлечение жителей и гостей города к участию в природоохранных мероприятиях являются приоритетными направлениями в сфере охраны окружающей среды.
Для дальнейшего развития информационной системы и повышения уровня экологической культуры населения города в области экологического образования Программой предусмотрены разнообразные формы просветительской, информационной работы.
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов. В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, задачами которого являются: реализация Территориальной схемы и мероприятий по обращению с отходами; планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности; уменьшение количества ТКО и вовлечение их в хозяйственный оборот.