____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1433
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2014 N 366, от 01.04.2015 N 204, от 07.11.2015 N 840, от 07.12.2015 N 923, от 19.05.2016 N 322, от 15.05.2017 N 287, от 27.11.2017 N 908, от 13.12.2018 N 1129) следующие изменения:
в наименовании цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2022";
в пункте 1 цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2022";
государственную программу "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2022 ГОДЫ"
Наименование программы | Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы | Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Цель Программы | Создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами Республики Татарстан |
Задачи Программы | 1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан; 2. Поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан; 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан; 5. Сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан; 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан; 7. Мониторинг и анализ этноязыковой ситуации в Республике Татарстан |
Сроки и этапы реализации Программы | 2014 - 2022 годы |
Объемы финансирования с распределением по годам | Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1 329,42 млн рублей, в том числе: в 2014 году - 167,4 млн рублей; в 2015 году - 184,2 млн рублей; в 2016 году - 182,1 млн рублей; в 2017 году - 164,5 млн рублей; в 2018 году - 141,25 млн рублей; в 2019 году - 122,14 млн рублей; в 2020 году - 122,61 млн рублей; в 2021 году - 122,61 млн рублей; в 2022 году - 122,61 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов Программы) | К 2022 году: количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, составит 45 единиц; опубликование нормативных правовых актов на татарском языке составит 100 процентов; ведение официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан на двух государственных языках Республики Татарстан составит 100 процентов; доля размещенных на зданиях государственных и муниципальных учреждений средств внешней и внутренней визуальной информации, оформленной на двух государственных языках, в общем количестве информации составит 100 процентов; доля уличных и дорожных указателей, вывесок на фасадах зданий государственных и муниципальных учреждений, оформленных на двух государственных языках Республики Татарстан, составит 100 процентов; наличие справочной информации на двух государственных языках Республики Татарстан на государственных предприятиях сферы обслуживания составит 100 процентов; доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях составит 54 процента; доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях составит 40 процентов; доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях составит 100 процентов; количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" составит 13 единиц; количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, достигнет 16 единиц; количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, составит 12 единиц; доля оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, составит 70 процентов; количество национальных воскресных школ (отделений) в Республике Татарстан составит 30 школ (отделений); доля средств массовой информации Республики Татарстан составит: на татарском языке - 25 процентов; на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, - 2 процента; доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, составит 30 процентов; количество публикаций в средствах массовой информации о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы составит 150 единиц; количество проведенных исследований динамики этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и эффективности выполнения Программы составит 3 единицы; количество участников мероприятий, проведенных в целях приобщения подрастающего поколения республики к ценностям национальных культур, составит 200,0 тыс. человек в год |
Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Конституции Республики Татарстан, законов Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и от 12 января 2013 года N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан", а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312, иных законов Российской Федерации и Республики Татарстан и призвана продолжить работу, проводившуюся в рамках реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ.
В Республике Татарстан проживают представители свыше 173 народов. Представители 8 национальностей составляют более 10 тыс. человек, из них: татар - 53,2 процента, русских - 39,7 процента, чувашей - 3,1 процента, удмуртов - 0,6 процента, мордвин - 0,5 процента, марийцев - 0,5 процента, украинцев - 0,5 процента, башкир - 0,4 процента и др.*. Сложившаяся в республике поликультурная ситуация характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия, что отражают данные Всероссийской переписи населения 2010 года, в частности:
________________
* По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения в Республике Татарстан в 2010 году составила 3 786 488 человек.
доля представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, указавших, что владеют языком своей национальности: татары - 92,4 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 82,1 процента; удмурты - 83 процента; мордва - 66 процентов; марийцы - 72,5 процента; украинцы - 47,5 процента; башкиры - 46,3 процента;
доля указавших, что владеют русским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей в Республике Татарстан: татары - 95,5 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 97,3 процента; удмурты - 96,1 процента; мордва - 99,4 процента; марийцы - 97,3 процента; украинцы - 99,7 процента; башкиры - 99 процентов;
доля указавших, что владеют татарским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей: татары - 92,4 процента, русские - 3,6 процента, чуваши - 14,1 процента, удмурты - 35 процентов, мордва - 4,4 процента, марийцы - 29,8 процента, украинцы - 3,6 процента, башкиры - 65,7 процента**.
________________
** По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Сегодня, в эпоху нарастания глобализации, нивелирования культурных границ, актуализируется вопрос сохранения и развития национальной самобытности, языка и культурного наследия.
Развитие средств массовой коммуникации усиливает инструментальную роль языков: на лидирующие позиции выходят языки новых прорывных технологий. Осознавая это, в Республике Татарстан проводится работа по созданию интерактивных проектов на татарском языке: локализация современных операционных систем, создание электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры на татарском языке, а также словарей для мобильных операционных систем. В то же время требуется постоянное совершенствование проводимой работы в соответствии с запросами времени и развитием инфокоммуникационных технологий.
Одновременно серьезные изменения происходят в функционировании языков, что находит отражение в первую очередь в состоянии лексики, особенно в общественно-политической и научной терминологии. Наблюдается сокращение лексического строя языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации, широкое проникновение интернационального компьютерного сленга.
Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. В Республике Татарстан обеспечивается изучение государственных языков Республики Татарстан и развитие образования на родных языках. В частности, в общеобразовательных школах изучаются 7 родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, иврит, а также ведется обучение на родных языках. Важной задачей является совершенствование методик обучения, обновление учебно-методических комплектов, внедрение информационных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения, разработка мультимедийного контента обучения языкам.
Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов методологического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики и татарского языкознания. Важными задачами являются повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии и внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организаций. Сохраняет свою актуальность использование татарского языка в сфере науки, в том числе в части написания квалификационных работ на соискание академической или ученой степени.
Важной задачей является сохранение памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка и культуры, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечение доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.
Важным направлением является исполнение конституционного обязательства республики по содействию в сохранении и развитии татарского языка, культуры, идентичности татар за пределами Татарстана. История развития татарского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества школ с обучением на татарском языке, сокращением сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для функционирования системы образования на родном татарском языке. В этих условиях особенно важно оказание всемерного содействия татарским общественным организациям и образовательным организациям с изучением татарского языка за пределами Татарстана.
За годы реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа на 2004 - 2013 годы) языковые вопросы сохранили свою приоритетность в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики Республики Татарстан.
В качестве итогов и результатов реализации Программы на 2004 - 2013 годы необходимо отметить следующее.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации и оценки эффективности исполнения Программы на 2004 - 2013 годы в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.2008 N 451 создан Совет по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Совет). При Совете работают комиссии по научным и правовым основам развития языков, по орфографии, терминологии и ономастике татарского языка, по проблемам практического применения языков, по вопросам преподавания и использования языков в учебно-образовательном процессе. Рассмотрение актуальных вопросов языковой политики Республики Татарстан на заседаниях Совета позволило активизировать и расширить деятельность и повысить ответственность министерств и ведомств, муниципальных образований по реализации законодательства о языках Республики Татарстан.
Принято Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики (от 13 марта 2013 года N 40), в рамках которого достигнута договоренность об оказании указанным министерством содействия в проведении мониторинга состояния и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан.
В целях активного использования нормативных правовых документов на татарском языке и более эффективного информационного обеспечения населения продолжалась работа по переводу на татарский язык наиболее актуальных федеральных законов и других нормативных правовых актов. При Министерстве юстиции Республики Татарстан создана электронная база (библиотека) основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан на татарском языке.
Ключевым направлением Программы на 2004 - 2013 годы стало создание единого образовательного и воспитательного пространства для сохранения и развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной и толерантной личности. Продолжилось развитие целостной системы образования на родных языках, включающей дошкольные и общеобразовательные организации. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования. В 30 центрах дополнительного образования (воскресных школах) республики изучаются 28 языков представителей народов, проживающих в республике.
Можно констатировать, что в целом за годы реализации Программы на 2004 - 2013 годы учебные заведения республики обеспечены квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой по организации преподавания татарского языка и литературы. В последнее время акценты смещаются на внедрение эффективных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения. В целях содействия развитию национального образования проведена работа по оснащению учебно-материальной базы методических кабинетов по изучению государственных языков Республики Татарстан современным оборудованием, иллюстративным материалом и наглядными пособиями. Началась системная разработка и внедрение интерактивной образовательной продукции и мультимедийного контента обучения языкам.
Благодаря наличию квалифицированного научно-преподавательского корпуса в ряде образовательных организаций высшего образования республики формируются группы обучения на татарском языке, активно развивается учебно-методическая база. Практически во всех образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях созданы методические и учебные кабинеты по изучению татарского и русского языков, приобретены учебно-методические пособия и технические средства. Однако, несмотря на востребованность специалистов, владеющих обоими государственными языками Республики Татарстан, и наличие преподавательских кадров, доля преподаваемых на татарском языке предметов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях согласно отчетам составляет лишь 2,5 процента.
Особое внимание было уделено созданию условий для полноправного и оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций республики.
В целях создания условий повышения мотивации и обеспечения целостного подхода к изучению языков были организованы курсы татарского и русского языков для государственных и муниципальных служащих, работников различных отраслей и населения. Согласно исследованиям, 93,6 процента татар и 69,1 процента русских считают необходимым владение двумя государственными языками для работающих в органах государственной и муниципальной власти, 91,4 процента татар и 63,2 процента русских - для работающих в сфере услуг, что свидетельствует о достаточно высокой степени лояльности населения к поставленным в языковой сфере республики задачам. Эти показатели, с одной стороны, характеризуют положительную тенденцию в языковой ситуации в республике, с другой - требуют выработки системных мер со стороны государства для подготовки специалистов, владеющих обоими государственными языками, по ряду социально значимых отраслей.
В рамках Программы на 2004 - 2013 годы ведущими лингвистами, социологами, психологами, политологами, этнологами, педагогами и культурологами республики систематически проводились научные исследования по изучению языковой ситуации в Республике Татарстан, проблем функционального развития государственных языков Республики Татарстан и др. Проведен анализ международных нормативных правовых актов и федерального законодательства по вопросам языковой политики, обобщен опыт работы по реализации законодательства о языках.