Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2019 года N 692


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 7 ноября 2023 года N 1433

____________________________________________________________________



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013 N 794 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2014 N 366, от 01.04.2015 N 204, от 07.11.2015 N 840, от 07.12.2015 N 923, от 19.05.2016 N 322, от 15.05.2017 N 287, от 27.11.2017 N 908, от 13.12.2018 N 1129) следующие изменения:


в наименовании цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2022";


в пункте 1 цифры "2014 - 2021" заменить цифрами "2014 - 2022";


государственную программу "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 25.10.2013 N 794
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 21 августа 2019 г. N 692)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2022 ГОДЫ"



Паспорт программы

Наименование программы

Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" (далее - Программа)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Цель Программы

Создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами Республики Татарстан

Задачи Программы

1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан;

2. Поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;

3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан;

4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан;

5. Сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;

6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан;

7. Мониторинг и анализ этноязыковой ситуации в Республике Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

2014 - 2022 годы

Объемы финансирования с распределением по годам

Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1 329,42 млн рублей, в том числе:

в 2014 году - 167,4 млн рублей;

в 2015 году - 184,2 млн рублей;

в 2016 году - 182,1 млн рублей;

в 2017 году - 164,5 млн рублей;

в 2018 году - 141,25 млн рублей;

в 2019 году - 122,14 млн рублей;

в 2020 году - 122,61 млн рублей;

в 2021 году - 122,61 млн рублей;

в 2022 году - 122,61 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов Программы)

К 2022 году:

количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, составит 45 единиц;

опубликование нормативных правовых актов на татарском языке составит 100 процентов;

ведение официальных сайтов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан на двух государственных языках Республики Татарстан составит 100 процентов;

доля размещенных на зданиях государственных и муниципальных учреждений средств внешней и внутренней визуальной информации, оформленной на двух государственных языках, в общем количестве информации составит 100 процентов;

доля уличных и дорожных указателей, вывесок на фасадах зданий государственных и муниципальных учреждений, оформленных на двух государственных языках Республики Татарстан, составит 100 процентов;

наличие справочной информации на двух государственных языках Республики Татарстан на государственных предприятиях сферы обслуживания составит 100 процентов;

доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях составит 54 процента;

доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях составит 40 процентов;

доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях составит 100 процентов;

количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" составит 13 единиц;

количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, достигнет 16 единиц;

количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, составит 12 единиц;

доля оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, составит 70 процентов;

количество национальных воскресных школ (отделений) в Республике Татарстан составит 30 школ (отделений);

доля средств массовой информации Республики Татарстан составит:

на татарском языке - 25 процентов;

на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, - 2 процента;

доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, составит 30 процентов;

количество публикаций в средствах массовой информации о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы составит 150 единиц;

количество проведенных исследований динамики этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и эффективности выполнения Программы составит 3 единицы;

количество участников мероприятий, проведенных в целях приобщения подрастающего поколения республики к ценностям национальных культур, составит 200,0 тыс. человек в год



I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы, на решение которых она направлена


Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Конституции Республики Татарстан, законов Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и от 12 января 2013 года N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан", а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312, иных законов Российской Федерации и Республики Татарстан и призвана продолжить работу, проводившуюся в рамках реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ.



Содержание проблемы


В Республике Татарстан проживают представители свыше 173 народов. Представители 8 национальностей составляют более 10 тыс. человек, из них: татар - 53,2 процента, русских - 39,7 процента, чувашей - 3,1 процента, удмуртов - 0,6 процента, мордвин - 0,5 процента, марийцев - 0,5 процента, украинцев - 0,5 процента, башкир - 0,4 процента и др.*. Сложившаяся в республике поликультурная ситуация характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия, что отражают данные Всероссийской переписи населения 2010 года, в частности:

________________


* По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения в Республике Татарстан в 2010 году составила 3 786 488 человек.


доля представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, указавших, что владеют языком своей национальности: татары - 92,4 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 82,1 процента; удмурты - 83 процента; мордва - 66 процентов; марийцы - 72,5 процента; украинцы - 47,5 процента; башкиры - 46,3 процента;


доля указавших, что владеют русским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей в Республике Татарстан: татары - 95,5 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 97,3 процента; удмурты - 96,1 процента; мордва - 99,4 процента; марийцы - 97,3 процента; украинцы - 99,7 процента; башкиры - 99 процентов;


доля указавших, что владеют татарским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей: татары - 92,4 процента, русские - 3,6 процента, чуваши - 14,1 процента, удмурты - 35 процентов, мордва - 4,4 процента, марийцы - 29,8 процента, украинцы - 3,6 процента, башкиры - 65,7 процента**.

________________


** По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.


Сегодня, в эпоху нарастания глобализации, нивелирования культурных границ, актуализируется вопрос сохранения и развития национальной самобытности, языка и культурного наследия.


Развитие средств массовой коммуникации усиливает инструментальную роль языков: на лидирующие позиции выходят языки новых прорывных технологий. Осознавая это, в Республике Татарстан проводится работа по созданию интерактивных проектов на татарском языке: локализация современных операционных систем, создание электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры на татарском языке, а также словарей для мобильных операционных систем. В то же время требуется постоянное совершенствование проводимой работы в соответствии с запросами времени и развитием инфокоммуникационных технологий.


Одновременно серьезные изменения происходят в функционировании языков, что находит отражение в первую очередь в состоянии лексики, особенно в общественно-политической и научной терминологии. Наблюдается сокращение лексического строя языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации, широкое проникновение интернационального компьютерного сленга.


Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. В Республике Татарстан обеспечивается изучение государственных языков Республики Татарстан и развитие образования на родных языках. В частности, в общеобразовательных школах изучаются 7 родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, иврит, а также ведется обучение на родных языках. Важной задачей является совершенствование методик обучения, обновление учебно-методических комплектов, внедрение информационных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения, разработка мультимедийного контента обучения языкам.


Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов методологического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики и татарского языкознания. Важными задачами являются повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии и внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организаций. Сохраняет свою актуальность использование татарского языка в сфере науки, в том числе в части написания квалификационных работ на соискание академической или ученой степени.


Важной задачей является сохранение памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка и культуры, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечение доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.


Важным направлением является исполнение конституционного обязательства республики по содействию в сохранении и развитии татарского языка, культуры, идентичности татар за пределами Татарстана. История развития татарского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества школ с обучением на татарском языке, сокращением сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для функционирования системы образования на родном татарском языке. В этих условиях особенно важно оказание всемерного содействия татарским общественным организациям и образовательным организациям с изучением татарского языка за пределами Татарстана.



Результаты реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы


За годы реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа на 2004 - 2013 годы) языковые вопросы сохранили свою приоритетность в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики Республики Татарстан.


В качестве итогов и результатов реализации Программы на 2004 - 2013 годы необходимо отметить следующее.


В целях обеспечения контроля за ходом реализации и оценки эффективности исполнения Программы на 2004 - 2013 годы в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.2008 N 451 создан Совет по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Совет). При Совете работают комиссии по научным и правовым основам развития языков, по орфографии, терминологии и ономастике татарского языка, по проблемам практического применения языков, по вопросам преподавания и использования языков в учебно-образовательном процессе. Рассмотрение актуальных вопросов языковой политики Республики Татарстан на заседаниях Совета позволило активизировать и расширить деятельность и повысить ответственность министерств и ведомств, муниципальных образований по реализации законодательства о языках Республики Татарстан.


Принято Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики (от 13 марта 2013 года N 40), в рамках которого достигнута договоренность об оказании указанным министерством содействия в проведении мониторинга состояния и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан.


В целях активного использования нормативных правовых документов на татарском языке и более эффективного информационного обеспечения населения продолжалась работа по переводу на татарский язык наиболее актуальных федеральных законов и других нормативных правовых актов. При Министерстве юстиции Республики Татарстан создана электронная база (библиотека) основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан на татарском языке.


Ключевым направлением Программы на 2004 - 2013 годы стало создание единого образовательного и воспитательного пространства для сохранения и развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной и толерантной личности. Продолжилось развитие целостной системы образования на родных языках, включающей дошкольные и общеобразовательные организации. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования. В 30 центрах дополнительного образования (воскресных школах) республики изучаются 28 языков представителей народов, проживающих в республике.


Можно констатировать, что в целом за годы реализации Программы на 2004 - 2013 годы учебные заведения республики обеспечены квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой по организации преподавания татарского языка и литературы. В последнее время акценты смещаются на внедрение эффективных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения. В целях содействия развитию национального образования проведена работа по оснащению учебно-материальной базы методических кабинетов по изучению государственных языков Республики Татарстан современным оборудованием, иллюстративным материалом и наглядными пособиями. Началась системная разработка и внедрение интерактивной образовательной продукции и мультимедийного контента обучения языкам.


Благодаря наличию квалифицированного научно-преподавательского корпуса в ряде образовательных организаций высшего образования республики формируются группы обучения на татарском языке, активно развивается учебно-методическая база. Практически во всех образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях созданы методические и учебные кабинеты по изучению татарского и русского языков, приобретены учебно-методические пособия и технические средства. Однако, несмотря на востребованность специалистов, владеющих обоими государственными языками Республики Татарстан, и наличие преподавательских кадров, доля преподаваемых на татарском языке предметов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях согласно отчетам составляет лишь 2,5 процента.


Особое внимание было уделено созданию условий для полноправного и оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций республики.


В целях создания условий повышения мотивации и обеспечения целостного подхода к изучению языков были организованы курсы татарского и русского языков для государственных и муниципальных служащих, работников различных отраслей и населения. Согласно исследованиям, 93,6 процента татар и 69,1 процента русских считают необходимым владение двумя государственными языками для работающих в органах государственной и муниципальной власти, 91,4 процента татар и 63,2 процента русских - для работающих в сфере услуг, что свидетельствует о достаточно высокой степени лояльности населения к поставленным в языковой сфере республики задачам. Эти показатели, с одной стороны, характеризуют положительную тенденцию в языковой ситуации в республике, с другой - требуют выработки системных мер со стороны государства для подготовки специалистов, владеющих обоими государственными языками, по ряду социально значимых отраслей.


В рамках Программы на 2004 - 2013 годы ведущими лингвистами, социологами, психологами, политологами, этнологами, педагогами и культурологами республики систематически проводились научные исследования по изучению языковой ситуации в Республике Татарстан, проблем функционального развития государственных языков Республики Татарстан и др. Проведен анализ международных нормативных правовых актов и федерального законодательства по вопросам языковой политики, обобщен опыт работы по реализации законодательства о языках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»