ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Закона Республики Татарстан от 10.10.2011 N 71-ЗРТ)

     
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
9 сентября 2004 года



Статья 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.

Статья 2. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20.07.94 N 2186-XII "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан".

Статья 3. Кабинету Министров Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан предусматривать целевое выделение средств для реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ

     Казань, Кремль
     11 октября 2004 года
     N 52-ЗРТ



Утверждена
Законом Республики Татарстан
"Об утверждении Государственной программы
Республики Татарстан по сохранению, изучению и
развитию государственных языков Республики
Татарстан и других языков в Республике Татарстан
на 2004 - 2013 годы"
от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ


(в ред. Закона Республики Татарстан от 10.10.2011 N 71-ЗРТ)

     

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ

┌═══════════════════════┬══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │Государственная   программа  Республики  Татарстан  по│
│                       │сохранению, изучению и развитию государственных языков│
│                       │Республики Татарстан  и  других  языков  в  Республике│
│                       │Татарстан на 2004 - 2013 годы                         │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для разработ-│Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 44-ЗРТ│
│ки Программы           │"О государственных языках Республики   Татарстан     и│
│                       │других языках в Республике Татарстан"                 │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный        │Кабинет Министров Республики Татарстан                │
│заказчик               │                                                      │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основной    разработчик│Академия наук Республики Татарстан                    │
│Программы              │                                                      │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи          │Создание условий для сохранения, изучения  и  развития│
│Программы              │государственных языков Республики Татарстан  и  других│
│                       │языков в Республике Татарстан;  обеспечение  оптималь-│
│                       │ного функционирования татарского  и  русского   языков│
│                       │как   государственных  языков  Республики   Татарстан;│
│                       │последовательная реализация Закона Республики   Татар-│
│                       │стан "О государственных языках  Республики   Татарстан│
│                       │и других языках в Республике Татарстан"               │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации  Прог-│2004 - 2013 годы                                      │
│раммы                  │                                                      │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные    направления│Нормативно-правовое    и    организационно-структурное│
│Программы              │обеспечение, координация    и   организация    научных│
│                       │исследований,   система   образования,    национально-│
│                       │языковая среда семьи, институт общественного мнения   │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители Программы  │Академия наук   Республики   Татарстан,   Министерство│
│                       │юстиции Республики Татарстан, Министерство образования│
│                       │и науки Республики  Татарстан,  Министерство  культуры│
│                       │Республики Татарстан, Агентство  Республики  Татарстан│
│                       │по массовой коммуникации "Татмедиа",  а  также  другие│
│                       │министерства, госкомитеты, ведомства,  соответствующие│
│                       │исполнительные    органы     государственной    власти│
│                       │Республики Татарстан, учреждения  среднего  и  высшего│
│                       │профессионального    образования,   расположенные   на│
│                       │территории Республики Татарстан                       │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые результаты   │Разработка нормативно-правовых актов,   обеспечивающих│
│                       │реализацию Закона Республики Татарстан  "О   государс-│
│                       │твенных языках Республики Татарстан и других  языках в│
│                       │Республике   Татарстан",  создание   целостной  инфра-│
│                       │структуры в целях координации действий по  обеспечению│
│                       │оптимального   функционирования  языков  в  Республике│
│                       │Татарстан,      развитие      материально-технической,│
│                       │научно-исследовательской,   информационной  и  учебно-│
│                       │методической баз всестороннего  развития   и   распро-│
│                       │странения государственных языков Республики Татарстан │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль за исполнением│Контроль    за   исполнением   настоящей     Программы│
│Программы              │осуществляется   Кабинетом    Министров     Республики│
│                       │Татарстан -  государственным   заказчиком   Программы,│
│                       │соответствующими        исполнительными       органами│
│                       │государственной власти Республики Татарстан.          │
│                       │Ежегодно до  1  февраля  все  исполнители  программных│
│                       │мероприятий представляют  в  Правительство  Республики│
│                       │Татарстан  обобщенную  информацию  о  ходе  реализации│
│                       │Программы и отчет об использовании финансовых средств │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Объем    и    источники│Источником    финансирования   Программы      являются│
│финансирования         │прямые бюджетные ассигнования  из  бюджета  Республики│
│                       │Татарстан, выделяемые законом Республики  Татарстан  о│
│                       │бюджете Республики Татарстан на  очередной  финансовый│
│                       │год отдельной строкой,  и  текущее  финансирование  по│
│                       │сметам    соответствующих    исполнительных    органов│
│                       │государственной власти Республики Татарстан.          │
│                       │Объем средств, выделяемых на Программу,   утверждается│
│                       │при   принятии   бюджета   Республики   Татарстан   на│
│                       │очередной финансовый год.                             │
│                       │Для  реализации  программных  мероприятий  на   2004 -│
│                       │2013 годы потребуются всего 121802,7  тыс.  рублей,  с│
│                       │ежегодным выделением  части   указанных   средств   из│
│                       │бюджета Республики Татарстан                          │
└═══════════════════════┴══════════════════════════════════════════════════════…

ВВЕДЕНИЕ


Настоящая Программа является продолжением Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года N 2186-XII в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан".

Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа) является региональной целевой программой. Наряду с соответствующими федеральными программами она направлена на создание конкретных оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


В республике вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В этот период и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 г. был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 г. Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", принятый 8 июля 1992 г., в принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство.

Данный республиканский закон учитывал прежде всего положения федерального закона о праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком при гарантиях защиты языков всех народов Российской Федерации со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков.

Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.

***


В качестве итога работы, проведенной со времени принятия Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, следует выделить то, что судьба государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан перестала восприниматься как вопрос второго порядка. Для преодоления диспропорции в реальном функционировании двух государственных языков на прошедшем этапе обеспечивалось ускоренное развитие общественных функций татарского языка. В условиях преобразования общества, связанных с развитием рыночных отношений, удалось замедлить процесс сужения сферы функционирования ряда языков, прежде всего татарского. В последние годы в языковой сфере не отмечены потери, имевшие место в прежние десятилетия. Более того:

было положено начало формированию языкового законодательства республики;

расширились рамки использования татарского языка, в том числе в деятельности органов государственной власти;

увеличилось количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих в своей деятельности татарский язык;

успешно решен комплекс задач первого этапа в организации преподавания татарского языка и литературы в школах и учреждениях начального профессионального образования, связанный с обеспечением учебно-методической литературой и квалифицированными кадрами;

увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;

началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования;

активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации;

проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий;

развернута работа по разностороннему словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем;

начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан;

проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений;

проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики.

Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного позволило реально начать работу по расширению его использования.

Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних. Один из таких факторов - отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации.

***


В перечне других сдерживающих факторов можно выделить следующие:

пробелы в правовом регулировании языковой политики: описательно-декларативный характер отдельных статей Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан",  несовершенство механизма реализации положений этого Закона и Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, отсутствие дополнительных нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках;

отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан не только в разрезе конкретных мероприятий, но и с точки зрения достижения поставленных целей и выполнения задач соответствующего этапа;

отсутствие единого центра, отвечающего за соблюдение письменных стандартов одновременного использования двух государственных языков, проведение аттестаций по языковым профессиональным минимумам и за  организацию переводов документов;

отсутствие системы непрерывного образования  на родном языке по схеме - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.

***


Настоящая Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан, всех граждан, независимо от их этнической или языковой принадлежности, и рассчитана на следующий этап языкового строительства в республике. Она составлена с учетом отмеченных выше недостатков в механизме реализации.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Будучи национальным достоянием республики, государственные языки Республики Татарстан охраняются и поддерживаются государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их взаимодействия и дальнейшего развития.

Основные цели Программы:

создание условий для достижения реального равноправия татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»