ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Закона Республики Татарстан от 10.10.2011 N 71-ЗРТ)
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
9 сентября 2004 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.
Статья 2. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20.07.94 N 2186-XII "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан".
Статья 3. Кабинету Министров Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан предусматривать целевое выделение средств для реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
11 октября 2004 года
N 52-ЗРТ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Закона Республики Татарстан от 10.10.2011 N 71-ЗРТ)
┌═══════════════════════┬══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │Государственная программа Республики Татарстан по│
│ │сохранению, изучению и развитию государственных языков│
│ │Республики Татарстан и других языков в Республике│
│ │Татарстан на 2004 - 2013 годы │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для разработ-│Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 44-ЗРТ│
│ки Программы │"О государственных языках Республики Татарстан и│
│ │других языках в Республике Татарстан" │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Кабинет Министров Республики Татарстан │
│заказчик │ │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик│Академия наук Республики Татарстан │
│Программы │ │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Создание условий для сохранения, изучения и развития│
│Программы │государственных языков Республики Татарстан и других│
│ │языков в Республике Татарстан; обеспечение оптималь-│
│ │ного функционирования татарского и русского языков│
│ │как государственных языков Республики Татарстан;│
│ │последовательная реализация Закона Республики Татар-│
│ │стан "О государственных языках Республики Татарстан│
│ │и других языках в Республике Татарстан" │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации Прог-│2004 - 2013 годы │
│раммы │ │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные направления│Нормативно-правовое и организационно-структурное│
│Программы │обеспечение, координация и организация научных│
│ │исследований, система образования, национально-│
│ │языковая среда семьи, институт общественного мнения │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители Программы │Академия наук Республики Татарстан, Министерство│
│ │юстиции Республики Татарстан, Министерство образования│
│ │и науки Республики Татарстан, Министерство культуры│
│ │Республики Татарстан, Агентство Республики Татарстан│
│ │по массовой коммуникации "Татмедиа", а также другие│
│ │министерства, госкомитеты, ведомства, соответствующие│
│ │исполнительные органы государственной власти│
│ │Республики Татарстан, учреждения среднего и высшего│
│ │профессионального образования, расположенные на│
│ │территории Республики Татарстан │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые результаты │Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих│
│ │реализацию Закона Республики Татарстан "О государс-│
│ │твенных языках Республики Татарстан и других языках в│
│ │Республике Татарстан", создание целостной инфра-│
│ │структуры в целях координации действий по обеспечению│
│ │оптимального функционирования языков в Республике│
│ │Татарстан, развитие материально-технической,│
│ │научно-исследовательской, информационной и учебно-│
│ │методической баз всестороннего развития и распро-│
│ │странения государственных языков Республики Татарстан │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль за исполнением│Контроль за исполнением настоящей Программы│
│Программы │осуществляется Кабинетом Министров Республики│
│ │Татарстан - государственным заказчиком Программы,│
│ │соответствующими исполнительными органами│
│ │государственной власти Республики Татарстан. │
│ │Ежегодно до 1 февраля все исполнители программных│
│ │мероприятий представляют в Правительство Республики│
│ │Татарстан обобщенную информацию о ходе реализации│
│ │Программы и отчет об использовании финансовых средств │
├═══════════════════════┼══════════════════════════════════════════════════════┤
│Объем и источники│Источником финансирования Программы являются│
│финансирования │прямые бюджетные ассигнования из бюджета Республики│
│ │Татарстан, выделяемые законом Республики Татарстан о│
│ │бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый│
│ │год отдельной строкой, и текущее финансирование по│
│ │сметам соответствующих исполнительных органов│
│ │государственной власти Республики Татарстан. │
│ │Объем средств, выделяемых на Программу, утверждается│
│ │при принятии бюджета Республики Татарстан на│
│ │очередной финансовый год. │
│ │Для реализации программных мероприятий на 2004 -│
│ │2013 годы потребуются всего 121802,7 тыс. рублей, с│
│ │ежегодным выделением части указанных средств из│
│ │бюджета Республики Татарстан │
└═══════════════════════┴══════════════════════════════════════════════════════…
Настоящая Программа является продолжением Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года N 2186-XII в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан".
Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа) является региональной целевой программой. Наряду с соответствующими федеральными программами она направлена на создание конкретных оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.
В республике вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В этот период и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 г. был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 г. Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", принятый 8 июля 1992 г., в принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство.
Данный республиканский закон учитывал прежде всего положения федерального закона о праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком при гарантиях защиты языков всех народов Российской Федерации со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков.
Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.
***
В качестве итога работы, проведенной со времени принятия Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, следует выделить то, что судьба государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан перестала восприниматься как вопрос второго порядка. Для преодоления диспропорции в реальном функционировании двух государственных языков на прошедшем этапе обеспечивалось ускоренное развитие общественных функций татарского языка. В условиях преобразования общества, связанных с развитием рыночных отношений, удалось замедлить процесс сужения сферы функционирования ряда языков, прежде всего татарского. В последние годы в языковой сфере не отмечены потери, имевшие место в прежние десятилетия. Более того:
было положено начало формированию языкового законодательства республики;
расширились рамки использования татарского языка, в том числе в деятельности органов государственной власти;
увеличилось количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих в своей деятельности татарский язык;
успешно решен комплекс задач первого этапа в организации преподавания татарского языка и литературы в школах и учреждениях начального профессионального образования, связанный с обеспечением учебно-методической литературой и квалифицированными кадрами;
увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;
началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования;
активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации;
проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий;
развернута работа по разностороннему словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем;
начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан;
проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений;
проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики.
Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного позволило реально начать работу по расширению его использования.
Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних. Один из таких факторов - отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации.
***
В перечне других сдерживающих факторов можно выделить следующие:
пробелы в правовом регулировании языковой политики: описательно-декларативный характер отдельных статей Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", несовершенство механизма реализации положений этого Закона и Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, отсутствие дополнительных нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках;
отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан не только в разрезе конкретных мероприятий, но и с точки зрения достижения поставленных целей и выполнения задач соответствующего этапа;
отсутствие единого центра, отвечающего за соблюдение письменных стандартов одновременного использования двух государственных языков, проведение аттестаций по языковым профессиональным минимумам и за организацию переводов документов;
отсутствие системы непрерывного образования на родном языке по схеме - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.
***
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан, всех граждан, независимо от их этнической или языковой принадлежности, и рассчитана на следующий этап языкового строительства в республике. Она составлена с учетом отмеченных выше недостатков в механизме реализации.
Будучи национальным достоянием республики, государственные языки Республики Татарстан охраняются и поддерживаются государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их взаимодействия и дальнейшего развития.
Основные цели Программы:
создание условий для достижения реального равноправия татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;