____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании Постановления Правительства Ивановской области от 16.10.2020 N 512-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1762 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", частью 1 статьи 60 Устава Ивановской области, Законом Ивановской области от 03.07.2014 N 55-ОЗ "О государственном долге" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Ивановской области на 2020 - 2022 годы и на период до 2030 года (прилагаются).
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ивановской области:
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2020.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 - 2022 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная долговая политика Ивановской области (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики Ивановской области и определяет стратегию управления государственным долгом Ивановской области (далее - государственный долг), направленную на эффективное управление государственным долгом.
С 2014 года долговая политика реализуется с учетом мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 - 2024 годы, утвержденным распоряжением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 27-рп (далее - план по оздоровлению финансов), государственной программой Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п.
С 2018 года долговая политика реализуется в условиях принятых Ивановской областью обязательств перед Российской Федерацией по обеспечению выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2015 - 2017 годах бюджету Ивановской области из федерального бюджета, бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Ивановской области. Реструктуризация бюджетных кредитов оформлена в декабре 2017 года на условиях рассрочки исполнения обязательств до 2024 года путем заключения между Министерством финансов Российской Федерации и Департаментом финансов Ивановской области дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Ивановской области (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов), которые содержат ряд обязательств, в том числе по уровню дефицита областного бюджета и долговой нагрузки.
Долговую политику реализует Департамент финансов Ивановской области. Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Ивановской области (далее - долговые обязательства) размещаются на официальном сайте Департамента финансов Ивановской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляются в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
За последние 5 лет динамика показателей долговой политики сложилась следующим образом:
Показатель | На 01.01.2015 | На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | На 01.01.2018 | На 01.01.2019 |
Государственный долг (млрд руб.) | 12,3 | 15,6 | 16,8 | 16,77 | 15,8 |
Долговая нагрузка (%) | 75,7 | 95,3 | 88,8 | 87,9 | 76,1 |
Долговая нагрузка по долговым обязательствам, возникающим из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций (%) | 57,1 | 85,9 | 56,2 | 39,7 | 33,9 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств (%), в том числе: | 75,4 | 90,1 | 63,4 | 45,1 | 44,5 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, в общем объеме долговых обязательств, в том числе (%): | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Краткосрочных (до 1 года) (%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Среднесрочных (от 1 года до 5 лет) (%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Долгосрочных (более 5 лет) (%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств, в том числе (%): | 75,4 | 90,1 | 63,4 | 45,1 | 44,5 |
Краткосрочных (до 1 года) (%) | 75,4 | 90,1 | 0 | 0 | 0 |
Среднесрочных (от 1 года до 5 лет) (%) | 0 | 0 | 63,4 | 45,1 | 20,1 |
Долгосрочных (более 5 лет) (%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 24,4 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме долговых обязательств (%) | 22,9 | 9,2 | 36 | 52,3 | 52,7 |
Доля краткосрочных (до 1 года) долговых обязательств, возникающих из государственных заимствований, в общем объеме долговых обязательств (%) | 75,4 | 90,1 | 0 | 0 | 0 |
Отношение годовой суммы расходов по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 85,3 | 110,3 | 79,5 | 45,3 | 23,1 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 1,97 | 3,6 | 5,7 | 3,3 | 1,5 |
В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531, в случае обеспечения Ивановской областью в 2018 и 2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области (включая доходы, не полученные Ивановской областью в связи с предоставлением установленных федеральными законами льгот по региональным и местным налогам) не ниже фактического уровня инфляции, период погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту подлежит продлению на основании обращения высшего должностного лица Ивановской области (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области) в 2020 году до 2029 года включительно. В указанном случае устанавливаются следующие сроки погашения задолженности по основному долгу: в 2020 году - в размере 5 процентов суммы задолженности, в 2021 - 2028 годах - равными долями по 10 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2029 году - в размере 5 процентов суммы задолженности, а также возможность ее досрочного погашения. Порядок расчета налоговых и неналоговых доходов для указанных целей устанавливается Правительством Российской Федерации. В 2018 году данное условие выполнено.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР
И НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1. Основные факторы долговой политики.
1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях.
1.2. Высокий уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного государственного долга, темпы его роста и структура не снижали уровня кредитоспособности (платежеспособности) Ивановской области и возможности обеспечить социально-экономическое развитие Ивановской области.
1.3. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями, услуг по осуществлению и регистрации сделок с ценными бумагами (далее - рынок финансовых услуг).
В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранят для Ивановской области роль основного источника финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Мониторинг рынка финансовых услуг останется важнейшим мероприятием при реализации долговой политики.
2. Характер и направления долговой политики.
2.1. Вне зависимости от макроэкономических сценариев и состояния рынка финансовых услуг долговая политика продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности Ивановской области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств и решения социально-экономических задач. Фактический объем государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализом рынка финансовых услуг, а также соблюдением обязательств, предусмотренных соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;
2) прозрачной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, постоянным и эффективным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
2.2. Долговая политика должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание;
2) снижение долговых рисков, в том числе за счет установления моратория на предоставление новых государственных гарантий Ивановской области;
3) активное управление государственным долгом.
В процессе планирования объема государственного долга и расходов областного бюджета на его обслуживание определяются объемы, сроки и виды долговых обязательств. Основная цель этого направления долговой политики - учет влияния планируемых государственных заимствований на структуру накопленного государственного долга, а также оценка перспектив исполнения имеющихся долговых обязательств. В целях равномерного распределения по годам нагрузки на областной бюджет по погашению и обслуживанию долговых обязательств, при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо анализировать объемы погашения долговых обязательств прошлых лет, приходящиеся на соответствующие финансовые годы, сроки, на которые планируется осуществлять новые государственные заимствования.
При планировании и осуществлении государственных заимствований необходимо учитывать риски, минимизация которых зачастую является более важной, чем стоимость заимствований. Снижение долговых рисков при планировании объема государственного долга и расходов на его обслуживание необходимо обеспечивать выбором приемлемых видов и форм государственных заимствований. Снижение потенциальных рисков при осуществлении государственных заимствований должно достигаться определением наиболее благоприятных периодов для проведения операций с долговыми обязательствами и выхода на рынок финансовых услуг.
Для снижения риска предъявления к Ивановской области требований по исполнению обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Ивановской области, необходимо поддержание моратория на их предоставление.
Активное управление государственным долгом предполагает своевременную подготовку и реализацию финансово-долговых операций, направленных на изменение размера и структуры государственного долга (рефинансирование или досрочное погашение долговых обязательств) с учетом анализа рынка финансовых услуг, результатов исполнения областного бюджета, анализа долговой нагрузки в определенный период времени.