МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 февраля 2019 года N Р-16

Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки

(с изменениями на 28 января 2021 года)

В целях определения организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основы для осуществления мероприятий по созданию и функционированию центров опережающей профессиональной подготовки в субъектах Российской Федерации, создаваемых во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" 7 декабря 2018 г. за N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16):

утвердить прилагаемые методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки.

Заместитель министра

И.П.Потехина

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Минпросвещения России

от 28 февраля 2019 года N Р-16
(В редакции, введенной в действие
 распоряжением Минпросвещения России
 от 28 января 2021 года N Р-30
. -
 См. предыдущую редакцию)

Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки

1. Общая информация

Настоящие методические рекомендации предназначены для организации и обеспечения деятельности центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП, Центр, Центры) с учетом целевой модели, а также организационно-правовой, финансово-экономической и методологической основ их деятельности.

Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования ЦОПП в субъектах Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. NN 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; поручений Президента Российской Федерации по итогам поездки в Свердловскую область от 6 апреля 2018 г. N Пр-580; федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

ЦОПП создаются решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обязательством субъекта Российской Федерации является издание нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающего:

- регионального координатора,

- юридический статус ЦОПП;

- организационно-правовую структуру ЦОПП;

- комплекс мер по созданию ЦОПП, включающий "дорожную карту" по функционированию ЦОПП на период до 2024 г.

Данный нормативный правовой акт формируется в соответствии с требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования" (далее - документация на участие в отборе).

При организации информационного обеспечения деятельности ЦОПП руководствуется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

2. Термины и определения

Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - организация (структурное подразделение организации, филиал организации), координирующая развитие и использование ресурсов субъекта Российской Федерации, в кооперации с потенциальными работодателями, в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, среднего профессионального образования, профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе международным стандартам "Ворлдскиллс", в целях реализации потребностей регионального сектора экономики.

Опережающая профессиональная подготовка - реализация образовательных программ: основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки) всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям в целях реализации потребностей регионального сектора экономики, в том числе малого среднего предпринимательства (далее - МСП).

Образовательные ресурсы:

материально-технические ресурсы - учебные аудитории, мастерские, лаборатории, полигоны и другие подразделения образовательных и иных организаций субъекта Российской Федерации (в том числе межрегиональные и специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена, центры оценки квалификаций), предназначенные для проведения всех видов занятий, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки, оснащенные оборудованием и материалами, соответствующими современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам "Ворлдскиллс";

кадровые ресурсы - педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, методисты), прошедшие повышение квалификации с целью трансляции лучших мировых стандартов и практик, в том числе стандартов "Ворлдскиллс", сертифицированные эксперты Ворлдскиллс, представители работодателя;

образовательно-методические ресурсы - разработанные и реализуемые образовательные программы или модули образовательных программ, включая онлайн-курсы, банки оценочных средств, направленных на оценку профессиональных компетенций, методические рекомендации по профессиональному развитию, реализованные в рамках проекта "Билет в будущее", соответствующие лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам "Ворлдскиллс";

информационно-коммуникационные ресурсы - информационные и аналитические платформы, платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования и оценки компетенций, и иные информационно-коммуникационные ресурсы, используемые ЦОПП в своей деятельности.

Цифровая платформа ЦОПП (далее - цифровая платформа) - набор информационных систем, сервисов и баз данных, предназначенных для информационного обеспечения деятельности Центра и позволяющих реализовать его основные функции, а также многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

Демонстрационный экзамен - вид аттестационного испытания по итогам освоения программ опережающей профессиональной подготовки, который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками.

Имущественный комплекс ЦОПП - все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки - список приоритетных для субъекта Российской Федерации групп компетенций или отдельных компетенций, формируемый на основе перечня компетенций Ворлдскиллс или вновь разработанных компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики субъекта Российской Федерации, утвержденный решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получение первой профессии - освоение основных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Программа ускоренного обучения - основная или дополнительная профессиональная образовательная программа, осваиваемая в короткие сроки (не более шести месяцев).

Профессиональная ориентация - система последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и выбора индивидуального плана обучения.

Региональный координатор в сфере образования - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

Федеральный оператор - уполномоченная Министерством просвещения Российской Федерации организация, осуществляющая экспертно-консультационное и аналитическое сопровождение практик создания в субъектах Российской Федерации региональных сетей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе в рамках реализации мероприятия национального проекта "Образование" по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".

3. Организационно-управленческая модель функционирования ЦОПП

3.1. Нормативно-правовая основа создания и функционирования ЦОПП, определяется действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП, или вновь создаваемой в целях выполнения функций ЦОПП организации.

Организационные формы ЦОПП:

с образованием юридического лица;

без образования юридического лица, на базе профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования в качестве структурного подразделения или филиала.

При создании ЦОПП как юридического лица (организации) учитываются, в том числе, требования законодательства в части лицензирования образовательной деятельности.

Нормативные и правовые основы создания ЦОПП как структурных подразделений филиалов образовательных организаций определяет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

ЦОПП функционирует в соответствии с уставом образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, или уставом юридического лица, создаваемого как ЦОПП, и положением о ЦОПП. Положение о ЦОПП разрабатывается на основе настоящих методических рекомендаций и утверждается в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, на базе которой создается ЦОПП.

Организационная структура определяется руководителем ЦОПП и (или) по согласованию с руководителем образовательной организации, структурным подразделением которой является ЦОПП, а также, по согласованию с Региональным координатором в сфере образования и должна обеспечивать реализацию основных направлений деятельности и функций, возложенных на ЦОПП.          

3.2. Финансово-экономическая основа создания и функционирования ЦОПП.

Финансовое обеспечение деятельности ЦОПП предусматривает различные механизмы финансового обеспечения:

для победителей отбора Минпросвещения России:

предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания и обеспечения функционирования ЦОПП;

софинансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

софинансирование из внебюджетных средств.

Для Центров, создаваемых в инициативном порядке:

финансирование из внебюджетных средств, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и (или) финансирование из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного проектным комитетом по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 N 3, Паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" соответствующего года, субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание не более одного ЦОПП.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Приложение N 5 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются при соблюдении условия о централизации закупок в порядке, определенном частью 7 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При проведении закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, устанавливающими в том числе приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими юридическими лицами.

В обязательства субъекта Российской Федерации входит финансирование мероприятий, реализуемых в целях создания и функционирования ЦОПП в части оплаты труда работников Центра, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, приобретения оборудования, реализации образовательных программ.

Оплата труда сотрудников ЦОПП, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, повышения квалификации и подготовки работников Центра может финансироваться, на усмотрение регионального координатора, как из средств субъекта Российской Федерации, так и из внебюджетных средств организации.     

3.3. Целевая модель деятельности ЦОПП.

Целевая модель определяет основные задачи, принципы создания, направления функционирования ЦОПП.

Основные задачи ЦОПП:

- выявление потребностей в подготовке кадров в экономике региона;

- создание единой образовательной среды через формирование банка лучших практик, каталога модулей по основным программам профессиональной подготовки и по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, реестра цифровых образовательных ресурсов;

- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) для преподавателей и мастеров производственного обучения;

- разработка и реализация программ профессиональной ориентации для обучающихся общеобразовательных организаций, а также для обучения их первой профессии;

- содействие в разработке, производстве и коммерциализации высокотехнологичных решений и иных работ по заказам предприятий реального сектора экономики;

- формирование и обеспечение функционирования сети опережающей профессиональной подготовки в регионе;

- разработка рекомендаций и "дорожных карт" по повышению эффективности развития профессионального образования в условиях системной трансформации общества, включая внедрение цифровых технологий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»