ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2018 года N 1006/46
Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
(с изменениями на 16 декабря 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2022 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 29 декабря 2021 года N 1508/45
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 16 декабря 2019 года N 963/42 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 20.12.2019).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" Правительство Московской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области.
2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Фомина М.А.
Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев
постановлением Правительства
Московской области
от 25 декабря 2018 года N 1006/46
Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области
(с изменениями на 16 декабря 2019 года)
1. Настоящий Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" и устанавливает правила организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора (далее - государственный надзор).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2019 года постановлением Правительства Московской области от 16 декабря 2019 года N 963/42. - См. предыдущую редакцию)
Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, в которых они определены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК Российской Федерации), Федеральным законом N 294-ФЗ.
2. Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области на осуществление государственного надзора является Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области).
3. Государственный надзор осуществляется в отношении застройщиков, заказчиков, а также лиц, осуществляющих строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - субъект надзора).
4. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также проектной документации объекта капитального строительства (далее - обязательные требования).
5. Государственный надзор осуществляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в соответствии с Перечнем должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1049/45 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" (далее - должностные лица Главгосстройнадзора Московской области), посредством:
проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
организации и проведения проверок субъектов надзора, осуществляемых на основании программы проверок, и внеплановых проверок;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
6. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15_2 и 15_3 статьи 48 ГрК Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3_8 и 3_9 статьи 49 ГрК Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2019 года постановлением Правительства Московской области от 16 декабря 2019 года N 963/42. - См. предыдущую редакцию)
2) наличия разрешения на строительство объекта капитального строительства;
3) выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК Российской Федерации;
4) подпункт утратил силу с 21 декабря 2019 года - постановление Правительства Московской области от 16 декабря 2019 года N 963/42 - см. предыдущую редакцию.
7. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 ГрК Российской Федерации, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.
8. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым Главгосстройнадзором Московской области (далее - административный регламент) в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
9. При осуществлении государственного надзора Главгосстройнадзором Московской области осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и государственными учреждениями и предприятиями в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
10. Полномочия должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющих государственный надзор:
1) при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (либо его первого заместителя, заместителя) о проведении проверки, заверенной в установленном порядке, беспрепятственно посещать объекты капитального строительства на территории Московской области во время исполнения служебных обязанностей при проведении проверки, проводить обследования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору, определенные распоряжением о проведении проверки, с составлением соответствующих протоколов отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколов или заключений проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
2) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от субъектов надзора документы, объяснения и другую информацию, необходимые в ходе проведения проверки, в том числе требовать представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов, требовать проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
3) получать устные или письменные пояснения от субъектов надзора;
4) привлекать экспертов, экспертные организации, в том числе подведомственные организации, в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ;
5) при организации и проведении проверок запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в сроки и порядке, установленные Правительством Российской Федерации.
11. Должностные лица Главгосстройнадзора Московской области, осуществляющие государственный надзор, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять служебные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов надзора;
3) проводить проверку на основании распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей, заместителей) о ее проведении;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей и при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения начальника Главгосстройнадзора Московской области (или его первых заместителей, заместителей) и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать субъекту надзора или их уполномоченным представителям присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять субъекту надзора или его уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить субъект надзора или его уполномоченных представителей с результатами проверки, а также с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
8) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдаются предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее - предписания);
9) выдавать субъектам надзора предписания;
10) составлять протоколы об административных правонарушениях;
11) применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и осуществлять действия, направленные на привлечение к административной ответственности субъектов надзора, совершивших административные правонарушения;
12) рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности;
13) направлять процессуальные документы и материалы, связанные с нарушениями установленных требований, в суды, иные органы и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2019 года постановлением Правительства Московской области от 16 декабря 2019 года N 963/42. - См. предыдущую редакцию)
14) направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
15) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
16) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектами надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
17) соблюдать сроки проведения проверки;
18) не распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
19) применять фото- и видеосъемку, а также другие разрешенные законодательством Российской Федерации способы получения и фиксирования доказательств по выявленным нарушениям;
20) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае наличия журнала учета проверок);
21) принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
22) представлять информацию в единый реестр проверок в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
23) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
24) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта надзора ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
25) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у субъекта надзора;
26) при наличии у Главгосстройнадзора Московской области сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами Московской области, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия субъектами надзора, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, объявлять юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Главгосстройнадзор Московской области.